und Staatsaktionen» («важнейшие и государственные деяния»). Это выражение имеет двоякий смысл. Во-первых, так назывались драматические представления, которые в XVII в. и в первой половине XVIII в. давали немецкие бродячие труппы. Это были аморфные, но преисполненные пафоса, ходульные произведения, в которых трагические события исторического характера перемежались с грубыми фарсами.
Во-вторых, это выражение означает важнейшие события государственной жизни и является термином так называемой «объективной» историографии – направления в немецкой исторической науке, одним из главных представителей которой был Л. Ранке.
«Объективная» историография проявляла интерес главным образом к политической и дипломатической истории, провозглашала примат внешней политики над внутренней, игнорировала социальные отношения и активную роль человека. – 33, 39.
17
18 Континентальная система, или континентальная блокада – запрещение, введенное после разгрома Пруссии в 1806 г. Наполеоном I, для стран европейского континента вести торговлю с Англией. Континентальная блокада крайне затруднила ввоз в Германию колониальных товаров, в том числе сахара и кофе. Она пала после поражения наполеоновской армии в России в 1812 г. – 34.
18
20 Выражения из книги М. Штирнера «Единственный и его собственность» (Stirner М. Der Einzige und sein Eigenthum. Leipzig, 1845) (см. настоящее издание, с. 136 – 141). – 37.
19
21 Выражение Б. Бауэра из статьи «Характеристика Людвига Фейербаха». – 37, 42.
20
22 Намек на распространенный в конце XVIII – начале XIX в. вид развлекательной литературы, персонажами которой являлись рыцари, разбойники и призраки. Наиболее известны романы Г. Цшокке «Абелино, великий разбойник» (1793) и К.-А. Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини, атаман разбойников» (1797). – 39.
21
23 Выражение из статьи Л. Фейербаха «О „Сущности христианства“ в связи с „Единственным и его собственностью“», опубликованной в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (т. 2). – 39.
22
24 Цитируется статья Б. Бауэра «Характеристика Людвига Фейербаха» («Wigand’s Vierteljahrsschrift», т. 3, с. 139). – 40.
23
25 Выражение из книги М. Штирнера «Единственный и его собственность» (см. настоящее издание, с. 141 – 148). – 40.
24
26 «Hallische Jahrbucher» и «Deutsche Jahrbucher» – сокращенное название литературно-философского журнала младогегельянцев, издававшегося в виде ежедневных листков в Лейпциге с января 1838 по июнь 1841 г. под названием «Hallische Jahrbucher fur deutsche Wissenschaft und Kunst» («Галлеский ежегодник по вопросам немецкой науки и искусства») и с июля 1841 по январь 1843 г. под названием «Deutsche Jahrbucher fur Wissenschaft und Kunst» («Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства»). В январе 1843 г. журнал был запрещен правительством. – 40.
25
27 Bauer В. Geschichte der Politik, Cultur und Aufklarung des achtzehnten Jahrhunderts. Charlottenburg, 1843 – 1845, Bd. 1 – 2 (Бауэр Б. История политики, культуры и просвещения восемнадцатого века. Шарлоттенбург, 1843 – 1845, т. 1 – 2). – 40.
26
28 Песнь о Рейне – стихотворение немецкого поэта Н. Беккера «Немецкий Рейн», написанное в 1840 г., с тех пор многократно перелагалось на музыку; широко использовалось националистическими кругами. – 41.
27
29 Имеется в виду статья Л. Фейербаха «О „Сущности христианства“ в связи с „Единственным и его собственностью“» в журнале «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (т. 2, с. 193 – 205). Статья заканчивается так: «Стало быть, ни материалистом, ни идеалистом, ни философом тождества нельзя назвать Ф[ейербаха]. Что же он такое? Он в мыслях то же, что и в действительности, в духе то же, что и во плоти, в чувственном своем существе: он человек, или, вернее, – ибо существо человека Ф. полагает только в общественности, – он общественный человек, коммунист» (Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955, т. II, с. 420). – 41.
28
30 Feuerbach L. Grundsatze der Philosophie der Zukunft, S. 47 (Фейербах Л. Основные положения философии будущего, с. 47).
В своих заметках, озаглавленных «Фейербах» и предназначенных, очевидно, для 1-й главы 1-го тома «Немецкой идеологии», Энгельс цитирует и комментирует указанное место из книги Фейербаха: «„Бытие не есть всеобщее, отделимое от вещей понятие. Оно едино с тем, чтo есть… Бытие есть полагание сущности. Какова моя сущность, таково мое бытие. Рыба существует в воде, но от этого бытия нельзя отделить ее сущность. Уже язык отождествляет бытие и сущность. Только в человеческой жизни, да и то лишь в ненормальных, несчастных случаях, бытие отделяется от сущности; здесь случается, что сущность человека не обретается там, где он сам существует, но именно вследствие этого разделения он уже и в подлинном смысле своей душой не обретается там, где действительно находится его тело. Только там, где Твое сердце, находишься Ты. Но все вещи – за исключением противоестественных случаев – охотно обретаются там, где они есть, и охотно являются тем, чтo они есть“ (стр. 47).
Превосходная апология существующего. За исключением противоестественных случаев, немногих ненормальных случаев. Ты охотно становишься на седьмом году жизни привратником в угольной шахте, по четырнадцати часов проводишь один во мраке, и раз таково Твое бытие, то такова же и Твоя сущность. Точно так же – присучальщик у сельфактора. Такова уж Твоя „сущность“, что Ты должен быть подчинен какой-либо отрасли труда» (Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1956, с. 577). – 41.
29
21 Выражение Б. Бауэра из статьи «Характеристика Людвига Фейербаха». – 37, 42.
30
31 Маркс и Энгельс имеют в виду 3-ю главу 1-го тома «Немецкой идеологии» (см. настоящее издание, с. 99 – 426). Данная часть главы о Фейербахе первоначально входила в состав этой 3-й главы и следовала непосредственно за текстом, на который ссылаются здесь Маркс и Энгельс. В указанном месте 3-й главы Маркс и Энгельс цитируют произведения Гегеля «Философия истории» и др. – 45.
31
32 «Добывающая промышленность» («industrie extractive») – термин французского экономиста Ш. Дюнуайе, который в своей книге «О свободе труда» (Париж, 1845, т. 1 – 2) (Dunoyer Ch. De la liberte du travail. Paris, 1845, t. 1 – 2) включает в это понятие охоту, рыбную ловлю и горнодобывающий промысел. Ср.: Маркс К. «Нищета философии», гл. 1, § 2. – 47.
32
33 Лига против хлебных законов – организация английской промышленной буржуазии, была основана в 1838 г. манчестерскими фабрикантами Кобденом и Брайтом. Так называемые хлебные законы, направленные на ограничение или запрещение ввоза хлеба из-за границы, были введены в Англии в интересах крупных землевладельцев-лендлордов. Выставляя требование полной свободы торговли, Лига добивалась отмены хлебных законов с целью снижения заработной платы рабочих и ослабления экономических и политических позиций земельной аристократии. В результате этой борьбы в 1846 г. был принят билль об отмене хлебных законов. – 47, 299.
33
34 «Союз» («Verein»), по Штирнеру – добровольное объединение эгоистов (см. с. 362 – 390). – 49.
34
35 В последующие годы на основании специального изучения истории борьбы крестьян против феодализма и опыта революционных выступлений крестьянства во время революции 1848 – 1849 гг. Маркс и Энгельс изменили свою оценку значения и результатов крестьянского движения в средние века. В работе «Крестьянская война в Германии» (1850) Энгельс, в частности, раскрыл революционно-освободительный характер крестьянских восстаний и ту роль, которую они сыграли в деле расшатывания основ феодального строя. – 49.
35
36 Этот факт Маркс заимствовал из работы У. Харрисона «Описание Англии», опубликованной в книге «Первый и второй тома Хроник, впервые собранных и опубликованных Р. Холиншедом, У. Харрисоном и другими» (Лондон, 1587) (Harrison W. The Description of England. – In: The First and Second Volumes of Chronicles… First collected and published by R. Holinshed, W. Harrison, and others. London, 1587). Его же он приводит в «Капитале», том 1, глава 24, примечание 221а. – 52.
36
37 Навигационные акты – серия законов, принятых в Англии для защиты английского судоходства от иностранной конкуренции. Наиболее известным был закон 1651 г., направленный главным образом против основного конкурента Англии – Нидерландов, которые контролировали бoльшую часть морских перевозок. Этот закон установил, что товары из Азии, Африки и Америки следует ввозить в Англию и ее владения только на английских судах, а европейские товары – на английских судах и судах страны-экспортера. Навигационные акты сыграли большую роль в укреплении морской торговли Англии, но стали ненужными с завоеванием Англией торгово-промышленной гегемонии, и были отменены в середине XIX в. – 54.
37
38 Aikin I. A Description of the Country from thirty to forty Miles round Manchester. London, 1795 (Эйкин Дж. Описание окрестностей Манчестера в радиусе тридцати – сорока миль. Лондон, 1795). – 55.
38
39 Цитируется «Письмо о соперничестве в торговле» из книги: Pinto I. Traite de la circulation et du credit. Amsterdam, 1771 (Пинто И. Трактат об обращении и кредите. Амстердам, 1771). – 55.
39
40 Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. London, 1776 (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Лондон, 1776). – 55, 366.
40
41 Штирнер М. «Единственный и его собственность». – 59.
41
42 См. книгу Ж.-Ж. Руссо «Du Contract social; ou, Principes du droit politique» («Об общественном договоре, или Принципы политического права»), вышедшую в Амстердаме в 1762 г. – 64, 375.
42
43 Имеются в виду рассуждения М. Штирнера в его статье «Рецензенты Штирнера», опубликованной в 3-м томе журнала «Wigand’s Vierteljahrsschrift» (с. 187). – 65.
43
44 Англия была завоевана норманнами в 1066 г., Неаполь – в 1130 г. – 67.
44
45 Восточная Римская империя – государство, выделившееся в 395 г. из рабовладельческой Римской империи, с центром в Константинополе, позднее получило название Византии; просуществовало до турецкого завоевания в 1453 г. – 67.
45
46 Association des individus – association des capitaux (Ассоциацию индивидов – ассоциации капиталов) – выражения из книги: Cherbuliez А. Riche on Pauvre. Exposition succincte des Causes et des Effets de la Distribution actuelle des Richesses sociales. Paris – Geneve, 1840 (Шербюлье А. Богатый или бедный. Краткое изложение причин и следствий современного распределения общественного богатства. Париж – Женева, 1840). – 69.
46
47 Употребляемый в некоторых ранних работах Маркса термин «burgerliche Gesellschaft» означает «гражданское общество», а также «буржуазное общество». – 72.
47
48 Итальянский город Амальфи был в X – XI вв. процветающим торговым центром. Морское право города Амальфи (Tabula Amalphitana) действовало по всей Италии и имело широкое распространение в средиземноморских странах. – 74.
48
49 Лейпцигский собор – это ироническое название связано с тем, что произведения критикуемых «отцов церкви» Б. Бауэра и М. Штирнера были изданы в Лейпциге. – 77.
49
50 «Битва гуннов» – известная картина В. Каульбаха, написанная в 1834 – 1837 гг. Картина изображает битву духов павших воинов, происходящую в воздухе над полем сражения между гуннами и римлянами. – 77.
50
51 Имеется в виду картофельная болезнь, поразившая в 1845 г. Ирландию, многие районы Англии и некоторые районы европейского континента. Вызванный этой болезнью неурожай картофеля привел к опустошительному голоду в Ирландии.