Скачать:TXTPDF
Немецкая идеология

сует!». Это выражение Штирнер использовал в качестве заглавия вводной главы своей книги. – 100.

102

98 Первая часть книги Штирнера «Человек» имеет следующую структуру: I. Жизнь человека; II. Люди древнего и нового времени; 1) Древние; 2) Новые – § 1. Дух; § 2. Одержимые; § 3. Иерархия; – 3) Свободные – § 1. Политический либерализм; § 2. Социальный либерализм; § 3. Гуманный либерализм. – 101.

103

99 Намек на статью Шелиги «Эжен Сю: Парижские тайны. Критика», напечатанную в 7-м выпуске «Allgemeine Literatur-Zeitung» (1844, июнь). – 102.

104

100 Библия. Новый завет. Евангелие от Иоанна, 18, 38. – 102.

105

101 Намек на книгу: Ewald J.L. Der gute Jungling, gute Gatte und Vater, oder Mittel, um es zu werden. Ein Gegenstuck zu der Kunst, ein gutes Madchen zu werden. Frankfurt а.M., 1804, Bd. 1 – 2 (Эвальд Й.Л. Добрый юноша, добрый супруг и отец, или средство как стать таковым. Дополнение к сочинению Искусство стать доброй девушкой. Франкфурт-на-Майне, 1804, т. 1 – 2). – 103.

106

102 Библия. Новый завет. Первое послание Коринфянам, 15, 28. – 103.

107

103 Библия. Новый завет. Деяния апостолов, 5, 29. – 103.

108

104 Последняя фраза – воспроизведенная Штирнером цитата из Библии: Новый завет. Евангелие от Иоанна, 4, 24. – 104.

109

105 Библия. Новый завет. Евангелие от Иоанна, 2, 4. – 108.

110

106 Hegel G.W.F. Encyclopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Heidelberg, 1817 (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в сжатом очерке. Гейдельберг, 1817). Это произведение состоит из трех частей: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. – 109.

111

107 Hegel G.W.F. Vorlesungen uber die Naturphilosophie. Werke. Berlin, 1842, Bd. VII (Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии природы. Сочинения. Берлин, 1842, т. VII). – 110.

112

108 Библия. Новый завет. Послание к Галатам, 4, 4. – 110.

113

109 Немецкая детская песня-считалка: «Никто не идет домой». – 115.

114

110 Походы Сезостриса – согласно греческим историкам Геродоту и Диодору, завоевательные походы легендарного египетского фараона в страны Азии и Европы.

Наполеоновская экспедиция в Египет – имеется в виду высадка французской армии во главе с генералом Бонапартом летом 1798 г. в Египте и последующие походы этой армии с целью завоевания Египта и Сирии. Египетская экспедиция закончилась в 1801 г. полным провалом. – 116.

115

111 Семью мудрецами Древней Греции называли философов и политических деятелей, живших в VII – VI вв. до н.э. и излагавших свои мысли в кратких образных изречениях. К ним относятся Биас, Клеовул, Периандр, Питтак, Солон, Фалес. Хилон.

Новоакадемиками называют представителей афинской школы неоплатонизма. – 118.

116

112 Mors immortalis (бессмертная смерть) – выражение из философской поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей», книга 3, стих 882. – 118.

117

113 Integer vitae scelerisque purus (человек безупречной жизни, не запятнанный преступлениями) – выражение из «Од» Горация, книга 1, ода 22, стих 1. – 120.

118

114 Брахм (Брахман) – в древнеиндийской религии и идеалистической философии безличное абсолютное духовное начало, источник всего сущего.

Ом – священное слово в древнеиндийской религии. – 120.

119

115 Сочинение Аристотеля «О душе». – 122.

120

116 Штирнер М. «Рецензенты Штирнера» (см. примечание 43). – 123.

121

117 Ami du commerce (друг торговли) – выражение из незаконченной работы Ш. Фурье «О трех внешних единствах» («Des trois unites externes»), опубликованной в журнале «Le Phalange» (1845, т. 1). – 123.

122

118 Капетинги утвердились на французском троне с 987 г. С тех пор королевская власть во Франции принадлежала этой династии и ее различным ветвям: с 1328 г. – Валуа, а с 1589 г. – Бурбонам, одним из представителей которых был Людовик XVI, казненный по приговору Национального Конвента в январе 1793 г. – 126.

123

119 Hegel G.W.F. Vorlesungen uber die Geschichte der Philosophie, Bd. 3. – Werke. 2-te Aufl. Berlin, 1844, Bd. XV (Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии, т. 3. – Сочинения. 2-е изд. Берлин, 1844, т. XV). – 126.

124

120 Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея, 25, 21. – 128.

125

121 См. примечание 69. – 128.

126

122 Hegel G.W.F. Wissenschaft der Logik. Nurnberg, 1812 – 1816 (Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Нюрнберг, 1812 – 1816). Это произведение состоит из трех частей: 1) объективная логика, учение о бытии (1812); 2) объективная логика, учение о сущности (1813); 3) субъективная логика, или учение о понятии (1816). – 129.

127

123 Библия. Новый завет. Евангелие от Иоанна, 4, 24. – 129.

128

124 Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея, 5, 37. – 131.

129

125 Библия. Новый завет. Евангелие от Иоанна, 1, 14. – 132.

130

126 Цитируется статья Л. Фейербаха «Предварительные тезисы к реформе философии», опубликованная во 2-м томе сборника «Anekdota zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik» («Неизданное из области новейшей немецкой философии и публицистики»), выпущенного А. Руге в Швейцарии (Цюрих и Винтертур, 1843). – 139, 170.

131

127 Sub specie aeterni (под углом зрения вечного) – Б. Спиноза. «Этика». Часть 5. – 139.

132

128 Zoon politikon (общественное животное) – этими словами определяет человека Аристотель в начале 1-й книги своей работы «Политика». – 140.

133

129 До революции 1848 г. на улицах Берлина и в парке Тиргартен было запрещено курение под угрозой денежного штрафа или телесного наказания. – 141.

134

130 Библия. Новый завет. Второе послание к Коринфянам, 12, 7. – 141.

135

131 Попытка Анфантена организовать в 1832 г. в Менильмонтане близ Парижа трудовую коммуну вызвала судебное преследование против сен-симонистов, которым было предъявлено обвинение в оскорблении нравственности и проповеди опасных идей. 28 августа 1832 г. Анфантен был приговорен к году тюремного заключения. Досрочно освобожденный из тюрьмы, он с некоторыми из своих сторонников отправился в Египет. – 142.

136

132 Ироническое прозвище силезских поляков в Германии. – 142.

137

133 Имеется в виду первая «опиумная война» (1839 – 1842) – захватническая война Англии против Китая, положившая начало превращению Китая в полуколониальную страну. – 145.

138

134 Hegel G.W.F. Vorlesungen uber die Philosophie der Religion, Bd. 2. – Werke, 2-te Aufl. Berlin, 1840, Bd. XII (Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии, т. 2. – Сочинения. 2-е изд. Берлин, 1840, т. XII). – 149.

139

135 Речь идет о сочинениях Ф. Бэкона: «De dignitate et angmentis scientiarum» («О достоинстве и приращении наук»), вышло в Лондоне в 1623 г., «Novum Organum» («Новый Органон»), вышло в Лондоне в 1620 г. и «The Essays or Counsels Civil and Moral» («Опыты или наставления политические и нравственные»), последнее прижизненное издание вышло в Лондоне в 1625 г. – 151.

140

136 Ессе iterum Crispinus (вот снова Криспин) – так называется 4-я сатира Ювенала, бичующая (в первой своей части) Криспина, одного из придворных римского императора Домициана. В переносном смысле эти слова означают: «опять тот же самый персонаж» или «опять то же самое». – 151.

141

137 Два друга свободы – под таким псевдонимом Керверсо и Клавлен издали в Париже в конце XVIII – начале XIX в. многотомное сочинение «История революции 1789». – 156.

142

138 Спиноза Б. «Этика» (часть 1, прибавление). – 157.

143

139 Слова из протестантского гимна. – 157.

144

140 «Habis bleus» («синие мундиры») – так называли солдат Французской республики конца XVIII в. по цвету их формы; в более широком смысле – вообще республиканцы в противовес роялистам, которых называли «Blancs» («белыми»). – 157.

145

15 Здесь обыгрывается библейское выражение (Послание к римлянам, 9, 17): «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». – 31, 158, 370.

146

141 Browning G. The Domestic and Financial Condition of Great Britain; Preceded by a Brief Sketch of Her Foreign Policy; and of the Statistics and Politics of France, Russia, Austria, and Prussia. London, 1834 (Браунинг Дж. Внутреннее и финансовое положение Великобритании; с предшествующим кратким очерком ее внешней политики, а также статистики и политики Франции, России, Австрии и Пруссии. Лондон, 1834). – 160.

147

142 Michelet С.L. Geschichte der letzten Systeme der Philosophie in Deutschland von Kant bis Hegel. Berlin, 1837 – 1838, t. 1 – 2. (Мишле К.Л. История новейших систем философии в Германии от Канта до Гегеля. Берлин, 1837 – 1838, т. 1 – 2). – 160.

148

143 Bayrhoffer К.Т. Die Idee und Geschichte der Philosophie. Leipzig, 1838 (Байрхоффер К.Т. Идеи и история философии. Лейпциг, 1838). – 161.

149

144 Библия. Ветхий завет. Псалтырь, 90, 2. – 161.

150

145 Купферграбен – канал в Берлине и одна из его набережных. На Купферграбене жил Гегель. – 162.

151

146 Из стихотворения Гофмана фон Фаллерслебена «Странствуя по Германии». – 163.

152

147 Цитаты из Библии. Новый завет. Послание к Эфесянам, 6, 15 – 17. Последняя цитата перефразирована. – 163.

153

148 Библия. Ветхий завет. Книга Иисуса Навина, 10, 12. – 164.

154

149 Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея, 11, 27. – 166.

155

150 Там же, 5, 13. – 166.

156

151 Библия. Новый завет. Откровение Иоанна, 5, 5. – 169.

157

152 Заглавие 8-й главы 3-й книги романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». – 169.

158

153 Ср.: Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея, 24, 30. – 170.

159

126 Цитируется статья Л. Фейербаха «Предварительные тезисы к реформе философии», опубликованная во 2-м томе сборника «Anekdota zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik» («Неизданное из области новейшей немецкой философии и публицистики»), выпущенного А. Руге в Швейцарии (Цюрих и Винтертур, 1843). – 139, 170.

160

154 Kant I. Critik der practischen Vernunft, Riga, 1788. – 171.

161

155 Ганза – торговый союз северогерманских городов, расположенных на Северном и Балтийском морях и впадающих в них реках. В состав Ганзы одно время входил и ряд голландских городов. Ганзейский союз, окончательно оформившийся в 1356 г., к концу XV в. стал приходить в упадок и распадаться, формально просуществовав до 1669 г. – 172.

162

156 Намек на континентальную систему (см. примечание 18). – 173.

163

157 «Тугендбунд» («Tugendbund» – буквально: «Союз добродетели») – тайное политическое общество, возникшее в Пруссии в 1808 г. Общество ставило своей целью пробуждение патриотических чувств, борьбу за освобождение страны от наполеоновской оккупации и за установление конституционного строя. По требованию Наполеона «Тугендбунд» в 1809 г. был формально запрещен прусским королем, однако фактически общество продолжало существовать вплоть до окончания наполеоновских войн. – 173.

164

158 Имеется в виду книга: Blanc L. Histoire de dix ans. 1830 – 1840. Paris, 1841 – 1844, t. I – V (Блан Л. История десяти лет. 1830 – 1840. Париж, 1841 – 1844, т. I – V), вышедшая в немецком переводе в Берлине в 1844 – 1845 гг. – 174, 465.

165

159 Имеется в виду очерк: Бауэр Эд. Байи и первые дни Французской революции. – В кн.: Бауэр Бруно и Эдгар. Записки по истории нового времени со времен Французской революции. Шарлоттенбург, 1843, т. 4 (Bauer Ed. Bailly und die ersten Tage der

Скачать:TXTPDF

Немецкая идеология Карл читать, Немецкая идеология Карл читать бесплатно, Немецкая идеология Карл читать онлайн