Franzosischen Revolution. – In: Bauer Bruno und Edgar. Denkwurdigkeiten zur Geschichte der neueren Zeit seit der Franzosischen Revolution. Charlottenburg, 1843, Bd. 4). – 176.
166
160 Cercle social (Социальный кружок) – организация, созданная представителями демократической интеллигенции, действовала в Париже в первые годы Французской буржуазной революции конца XVIII в. Место кружка в истории коммунистических идей определяется тем, что его идеолог К. Фоше выдвигал требования уравнительного передела земли, ограничения крупных состояний, а также требование предоставления работы всем трудоспособным гражданам. Данная К. Фоше и его сторонниками критика формального равенства, провозглашенного в документах французской революции, подготовила выступления представителей «бешеных» (Жака Ру, Теофиля Леклерка и других) в защиту неимущих. – 176.
167
161 Текст от слов «и что буржуа…» до слов «…системы земельной собственности, налогов, пошлин, препятствующих торговле на каждом шагу» написан на двух страницах рукописи (начало первой из них сильно повреждено), обнаруженных лишь в начале 60-х гг. и впервые опубликованных в 42-м томе 2-го изд. Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. – 176.
168
162 Внесенное 4 июля 1789 г. предложение епископа Отёнского (Талейрана), одного из представителей духовенства, присоединившихся к решению депутатов третьего сословия о преобразовании сословно-совещательного органа – Генеральных штатов в Национальное (позднее Учредительное) собрание, было направлено на расширение компетенции последнего. Согласно этому предложению, дебаты в собрании не должны были ограничиваться вопросами, включенными в так называемые cahiers de doleances (списки жалоб и инструкций) – наказы, которые избиратели каждого сословия давали своим депутатам в связи с созывом Генеральных штатов; за депутатами должно быть признано право решать любой вопрос согласно их собственному суждению. – 176.
169
163 Bailliages – судебные округа в дореволюционной Франции, которые были также и избирательными округами при выборах в Генеральные штаты.
Divisions des ordres – деления этих округов по сословиям: дворянство, духовенство и третье сословие. Цифра 431 указана, видимо, неточно: должно быть 531 divisions des ordres. – 176.
170
164 Jeu-de-paume – зал для игры в мяч в Версале. 20 июня 1789 г. депутаты третьего сословия, которые 17 июня провозгласили себя Национальным собранием, собрались в этом зале и дали торжественную клятву не расходиться до тех пор, пока не будет принята конституция Франции.
Lit-de-justice – заседание парламентов (высших судебно-административных органов абсолютистской Франции) в присутствии короля. В данном случае речь идет о заседании Генеральных штатов 23 июня 1789 г., на котором король объявил недействительными решения, принятые третьим сословием 17 июня, и потребовал, чтобы депутаты немедленно разошлись. Однако депутаты отказались покинуть зал и продолжали дебаты. – 176.
171
165 Цитируется с. 145 из книги: Штирнер М. «Единственный и его собственность». – 178.
172
166 Цитируется анонимная статья «Пруссия со времени назначения Арндта до отставки Бауэра» из сборника «Einundzwanzig Bogen aus der Schweiz» («Двадцать один лист из Швейцарии»), изданного в 1843 г. в Цюрихе и Винтертуре мелкобуржуазным демократом, поэтом Г. Гервегом. – 178.
173
167 Sismondi J.-C.-L. Simonde de. Nouveaux principes d’economie politique, ou. De la richesse dans ses rapports avec la population. Seconde edition. Paris, 1827, t. 1 – 2 (Сисмонди Ж.-Ш.-Л. Симонд де. Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению. Второе издание. Париж, 1827, т. 1 – 2).
Wade J. History of the Middle and Working Classes. 3-rd ed., London, 1835 (Уэйд Дж. История среднего и рабочего классов. 3-е изд., Лондон, 1835). – 180.
174
168 Жакерия – крестьянское восстание во Франции в мае – июне 1358 г., поддержанное беднотой ряда городов.
Восстание крестьян под руководством Уота Тайлера произошло в Англии летом 1381 г. Городские низы Лондона приняли в нем активное участие, открыв ворота столицы крестьянскому войску. Некоторые требования восставших (отмена «рабочего законодательства») отражали интересы плебейских слоев городов.
Evil May-day (злосчастный день мая) – под таким названием известно в истории восстание горожан 1 мая 1518 г. в Лондоне, направленное против засилья иностранных купцов; в нем приняли участие главным образом городские низы.
Крестьянское восстание под руководством Роберта Кета произошло в июне – августе 1549 г. в Восточной Англии; среди повстанцев было большое число безработных ткачей, разорившихся ремесленников и других плебеев. При содействии городской бедноты восставшие взяли город Норич. – 181.
175
169 Имеются в виду события, связанные с развитием чартистского движения в Англии. После отклонения парламентом в июле 1839 г. первой чартистской петиции, чартистами была предпринята попытка организовать в знак протеста всеобщую стачку («священный месяц»). В начале ноября в Ньюпорте произошло восстание горняков Южного Уэльса, подавленное полицией и войсками. В июле 1840 г. была основана Национальная чартистская ассоциация, объединившая большую часть чартистских организаций страны. В августе 1842 г. в ответ на отклонение парламентом второй чартистской петиции в промышленных районах Англии вспыхнули рабочие волнения. В Ланкашире, в значительной части Чешира и Йоркшира стачки приняли всеобщий характер; в ряде мест они переросли в стихийные восстания. – 182.
176
170 Свободомыслящие – намек на членов существовавшего в первой половине 40-х гг. XIX в. младогегельянского кружка берлинских литераторов «Свободные», ядро которого составляли Б. Бауэр, Э. Бауэр, Э. Мейен, Л. Буль, М. Штирнер и др. Выступления членов кружка носили характер абстрактной критики существующих порядков, лишенной реального революционного содержания, а внешне ультрарадикальная форма этих выступлений нередко компрометировала демократическое движение. В последующие годы многие представители «Свободных» отреклись от радикализма. Уже в своих письмах 1842 г. Маркс подверг критике «Свободных» и отказался публиковать их статьи в редактируемой им «Rheinische Zeitung». – 183.
177
171 Речь идет об основном произведении одного из теоретиков так называемого уравнительного коммунизма В. Вейтлинга «Garantien der Harmonie und Freiheit» (Vivis, 1842) («Гарантии гармонии и свободы». Веве, 1842) – первом крупном произведении немецкой социалистической литературы. Несмотря на недостатки взглядов В. Вейтлинга, проповедовавшего грубую уравнительность, непонимание им законов общественного развития и роли массового пролетарского движения, К. Маркс называл его книгу блестящим литературным дебютом немецких рабочих (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 444). – 184.
178
172 По-видимому, цитируется статья «Политический и общественный переворот» из журнала «Blatter der Zukunft» (1846, № 5). Журнал «Die Stimme des Volks» назван, по-видимому, ошибочно. – 184, 193.
179
173 Hegel G.W.F. Grundlinien der Philosophie des Rechts. Berlin, 1821 (Гегель Г.В.Ф. Основы философии права. Берлин, 1821). Предисловие к этому произведению помечено 25 июня 1820 г. – 185.
180
174 Отсылка дана к работам Ф. Энгельса «Наброски к критике политической экономии» и К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение» и «К еврейскому вопросу» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 405, 415, 556 и 557). – 187.
181
175 Имеется в виду статья М. Гесса «Философия действия», опубликованная в сборнике «Einundzwanzig Bogen aus der Schweiz» (Glarus, 1844) («Двадцать один лист из Швейцарии». Гларус, 1844). – 187.
182
176 Имеется в виду книга: Die Kommunisten in der Schweiz nach den bei Weitling vorgefundenen Papieren. Wortlicher Abdruck des Kommissionalberichtes an die H. Regierung des Standes Zurich. Zurich, 1843 (Коммунисты в Швейцарии, по документам, обнаруженным у Вейтлинга. Полный текст доклада комиссии правительству кантона Цюрих. Цюрих, 1843); автором доклада был И.К. Блюнчли. – 187.
183
177 Stein L. Der Socialismus und Communismus des heutigen Frankreichs. Leipzig, 1842 (Штейн Л. Социализм и коммунизм современной Франции. Лейпциг, 1842). – 187, 458.
184
178 Слова из стихотворения А.Ф.Е. Лангбейна «Сельский священник». – 188.
185
179 Имеются в виду книги: Watts J. The Facts and Fictions of political Economists, Manchester – London, 1842 (Уотс Дж. Факты и вымыслы экономистов. Манчестер – Лондон, 1842); Hobson J. Poor man’s companion. – 189.
186
180 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 91, 58 – 59, 90, 210 – 211. – 189.
187
181 Congregatio de propaganda fide (Конгрегация пропаганды веры) – католическая организация, основанная папой в 1622 г. с целью распространения католицизма во всех странах и борьбы с ересями. Конгрегация являлась одним из орудий реакционной политики папства и католических кругов. – 191.
188
182 Гёте. «Ифигения в Тавриде», акт 1, явление 3. Перефразировано: вместо «великое слово» – «великое историческое слово». – 191.
189
172 По-видимому, цитируется статья «Политический и общественный переворот» из журнала «Blatter der Zukunft» (1846, № 5). Журнал «Die Stimme des Volks» назван, по-видимому, ошибочно. – 184, 193.
190
183 Под французским реформизмом здесь имеется в виду движение за демократическую избирательную реформу, участники которого группировались вокруг оппозиционной газеты «La Reforme» (издававшейся в Париже с 1843 г.). Сторонники «Reforme», состоявшие из демократов-республиканцев и мелкобуржуазных социалистов, именовались также социалистическо-демократической партией. – 194.
191
184 «Критика в образе переплетного мастера» – так Маркс и Энгельс иронически называют в «Святом семействе» Карла Рейнхардта. В 1-м и 2-м выпусках «Allgemeine Literatur-Zeitung» (1843 – 1844) была напечатана статья Рейнхардта «Сочинения о пауперизме», в которой подверглась критике статья «Причины растущего пауперизма», входящая в состав книги А.Т. Вёнигера «Публицистические статьи» (Берлин, 1843) (Woeniger A.Th. Publicistische Abhandlungen. Berlin, 1843). Ниже следует цитата из этой книги. – 196.
192
185 Eden F.М. The State of the Poor; or, an History of the Labouring Classes in England. London, 1797, vol. 1 – 3 (Иден Ф.M. Положение бедных, или История трудящихся классов в Англии. Лондон, 1797, т. 1 – 3).
Guizot F. Histoire de la civilisation en France. Paris, 1829 – 1832, t. 1 – 5 (Гизо Ф. История цивилизации во Франции. Париж, 1829 – 1832, т. 1 – 5).
Monteil A.A. Histoire des francais des divers etats aux cinq derniers siecles. Paris, 1828 – 1844, t. I – Х (Монтей А.А. История французов различных сословий за последние пять столетий. Париж, 1828 – 1844, т. I – Х). – 196.
193
186 Капитулярии – законы и распоряжения франкских королей. Многие капитулярии содержат постановления, узаконивающие зависимость крестьян и устанавливающие контроль за выполнением многочисленных повинностей в пользу феодальных сеньоров (в частности, Капитулярий о королевских поместьях ок. 800 г. Карла Великого, который, возможно, имеется в виду в тексте). Ряд капитуляриев предписывал суровые наказания за неповиновение крестьян, участие в мятежах и т.д. (например, Капитулярий по делам Саксонии 782 г. Карла Великого, направленный против сопротивления свободных саксонских крестьян франкским завоеваниям, и т. д.). – 197.
194
187 Имеются в виду волнения в Каталонии в начале июля 1845 г., вызванные попыткой властей ввести закон, по которому из каждых пяти человек один призывался на военную службу. Волнения были жестоко подавлены. – 197.
195
188 «Bi-compose» («вдвойне сложного») – это и предыдущие выражения из книги: Фурье Ш. «Теория всемирного единства». – Полное собрание сочинений. 2-е изд., Париж, 1841 – 1845, т. 2 – 5 (Fourier Ch. Theorie de l’unite universelle. – Oeuvres completes. 2-me ed.