Paris, 1841 – 1845, t. 2 – 5). – 198.
196
189 Шекспир. «Тимон Афинский», акт 4, сцена 3. – 207.
197
190 Pereire I. Lecons sur l’Industrie et les Finances, Paris, 1832. – 208.
198
191 Баратрия – вымышленный остров, губернатором которого в романе Сервантеса «Дон Кихот» был назначен Санчо Панса. – 210.
199
192 Диоскуры – герои греческих мифов, братья-близнецы Кастор и Полидевк (римское Поллукс), считались покровителями моряков. По имени Диоскуров названы две звезды в созвездии Близнецов. – 210.
200
193 Рамфордовская похлебка – дешевый суп для бедняков, рецепт которого был составлен в конце XVIII в. графом Рамфордом (Бенджаменом Томпсоном); название стало нарицательным для характеристики ханжеской благотворительности. – 212.
201
194 Banqueroute cochonne (свинское банкротство) – 32-й из 36-ти видов банкротства, которые различает Фурье. В своей незаконченной работе «О трех внешних единствах» Фурье следующим образом определяет этот вид: «Свинское банкротство – это банкротство простака, который вместо того, чтобы действовать по основным правилам, разоряет жену, детей и себя, отдавая себя в руки правосудия и подвергаясь презрению друзей торговли, которые уважают только банкротов богатых и сообразующихся с великими началами». – 213.
202
195 Pfister I.С. Geschichte der Teutschen. Hamburg, 1829 – 1835. Bd. 1 – 5 (Пфистер И.X. История немцев. Гамбург, 1829 – 1835, т. 1 – 5). – 216.
203
196 Вторая часть книги Штирнера «Единственный и его собственность», озаглавленная «Я», имеет следующую структуру: I. Особенность; II. Собственник: 1) Моя сила, 2) Мое общение, 3) Мое самонаслаждение; III. Единственный. – 216.
204
197 Библия. Новый завет. Послание к Римлянам, 11, 33. Перефразировано: слово «Божия» заменено словом «Единственного». – 218.
205
198 Ср.: Библия. Новый завет. Евангелие от Марка, 14, 30. – 221.
206
199 Изречение «Познай самого себя» было написано у входа в храм Аполлона в Дельфах. – 225.
207
201 Библия. Новый завет. Послание к Галатам, 5, 14. – 228.
208
202 Согласно идеалистической этике И. Бентама, считаются моральными те действия человека, в результате которых сумма удовольствий превышает сумму страданий; составление длинных перечней удовольствий и страданий и подведение баланса с целью определения моральности поступка Маркс и Энгельс иронически называют «бентамовской бухгалтерией». – 235.
209
203 Моабит – район в северо-западной части Берлина.
Кёпеник – район в юго-восточной части Берлина.
Гамбургские ворота – городские ворота на северной окраине Берлина. – 239.
210
204 Гегель Г.В.Ф. «Феноменология духа». (Б) Самосознание. Б. Свобода самосознания. Несчастное сознание. – 241.
211
205 Имеется в виду статья Шелиги «Единственный и его собственность» (см. примечание 96). – 244.
212
206 Библия. Новый завет. Евангелие от Иоанна, 1; 1, 4 – 5, 9 – 12, 18. Перефразировано: словом «Единственного» заменено слово «Бога». – 245.
213
207 Посыльный Нанте – персонаж из драмы К. Гольтая «Трагедия в Берлине»; на основе этого образа известный немецкий комик Ф. Бекман создал популярный фарс «Посыльный Нанте на допросе». Имя Нанте стало нарицательным для обозначения болтливого философствующего шутника, отпускающего по всякому поводу плоские остроты на берлинском диалекте. – 246.
214
208 Император Сигизмунд выдал Яна Гуса Констанцскому собору (1414 – 1418), несмотря на то что дал ему охранную грамоту, гарантировавшую ему полную безопасность.
Франциск I был разбит Карлом V в битве при Павии (1525) и взят в плен. Он получил свободу лишь ценой отказа от своих притязаний на Милан и Бургундию (Мадридский договор 1526). Однако, оказавшись на свободе, он отказался выполнить договор. – 248.
215
209 Блоксберг (иначе Брокен) – вершина горного массива Гарц в Германии; по народным легендам, Блоксберг является местом, где ведьмы собираются на шабаш. Блоксбергами называются также многие возвышенности в Мекленбурге и Центральной Германии; с ними связывались суеверные представления о «нечистой силе». – 255.
216
210 В Кёльне почитаются «святая Урсула и одиннадцать тысяч дев», которые, по легенде, были замучены там королем гуннов Аттилой. Это число обязано своим происхождением имени спутницы Урсулы Ундецимиллы, которое по-латыни означает «одиннадцать тысяч». – 257.
217
211 Кай – условное лицо, нередко фигурировавшее в учебных пособиях и работах по логике в примерах умозаключений. – 261.
218
212 Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея, 20, 16. Перефразировано. В библии: «ибо много званных, а мало избранных». – 262.
219
213 Библия. Новый завет. Евангелие от Луки, 17, 1 – 2. Перефразировано. – 268.
220
214 Из статьи Шелиги «Эжен Сю: Парижские тайны. Критика». – 269.
221
215 По-видимому, имеется в виду книга Г.К. Пфеффеля «Биография одного пуделя». – 273.
222
216 Ранке Л. «Введение», опубликованное в журнале «Historisch-politische Zeitschrift» (Гамбург, 1832, т. 1) (место и дата публикации в тексте приводятся ошибочно). – 275.
223
217 «Сын дикой природы» – драма Ф. Гальма, впервые поставленная в 1842 г. – 276.
224
218 Chevalier М. Lettres sur l’Amerique du Nord, Paris, 1836, t. 1 – 2. – 277.
225
219 Гегель Г.В.Ф. «Основы философии права». Введение. – 280.
226
220 Spanso-bocko – одно из жесточайших телесных наказаний, применявшихся колонизаторами в Суринаме (Южная Америка). – 282.
227
221 Comte Ch. Traite de legislation ou Exposition des lois generales suivant lesquelles les peuples prosperent, deperissent ou restent stationnaires. Troisieme edition. Bruxelles, 1837 (Конт Ш. Трактат о законодательстве, или Изложение общих законов, следуя которым народы процветают, вырождаются или не претерпевают никаких изменений. Издание третье. Брюссель, 1837). – 282.
228
222 Имеется в виду восстание рабов-негров в 1791 г. на острове Гаити, положившее начало революции против колониального режима и освободительным войнам с европейскими колонизаторами – французами, англичанами и испанцами. Выдающуюся роль в них сыграл вождь восставших Туссеи Лувертюр. В ходе борьбы, закончившейся провозглашением в январе 1804 г. независимости Гаити, было ликвидировано рабство негров. Позднее был осуществлен раздел земельных владений плантаторов между бывшими рабами. – 283.
229
223 Историческая школа права – реакционное направление в исторической и правовой науке, возникшее в Германии в конце XVIII в. Представители этой школы (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи и др.) стремились оправдывать привилегии дворянства и феодальные учреждения ссылкой на незыблемость исторических традиций.
Романтики – имеются в виду представители реакционного романтизма в общественных науках, противопоставлявших идеям буржуазного просвещения, демократии и либерализма апологию средневековья и феодальных порядков. Видными идеологами романтизма были Л.Г. Бональд, Ж. де Местр и др. – 288.
230
224 Ср.: Библия. Новый завет. Евангелие от Иоанна, 1, 14. – 291.
231
225 Из стихотворения А. Шамиссо «Трагическая история». – 291.
232
226 «Десять таблиц» – первоначальный вариант законов «двенадцати таблиц», древнейшего законодательного памятника Римского рабовладельческого государства; законы были приняты в результате борьбы плебеев против патрициев в период республики, в середине V в. до н.э.; они послужили источником дальнейшего развития римского частного права. – 292.
233
227 Библия. Новый завет. Евангелие от Марка, 9, 12. – 293.
234
176 Имеется в виду книга: Die Kommunisten in der Schweiz nach den bei Weitling vorgefundenen Papieren. Wortlicher Abdruck des Kommissionalberichtes an die H. Regierung des Standes Zurich. Zurich, 1843 (Коммунисты в Швейцарии, по документам, обнаруженным у Вейтлинга. Полный текст доклада комиссии правительству кантона Цюрих. Цюрих, 1843); автором доклада был И.К. Блюнчли. – 187.
235
228 Гегель Г.В.Ф. «Основы философии права», часть 1, раздел 3. – 297.
236
33 Лига против хлебных законов – организация английской промышленной буржуазии, была основана в 1838 г. манчестерскими фабрикантами Кобденом и Брайтом. Так называемые хлебные законы, направленные на ограничение или запрещение ввоза хлеба из-за границы, были введены в Англии в интересах крупных землевладельцев-лендлордов. Выставляя требование полной свободы торговли, Лига добивалась отмены хлебных законов с целью снижения заработной платы рабочих и ослабления экономических и политических позиций земельной аристократии. В результате этой борьбы в 1846 г. был принят билль об отмене хлебных законов. – 47, 299.
237
229 Шекспир. «Двенадцатая ночь», акт 3, сцена 1. – 299.
238
230 Saint-Jacques le bonhomme – святой Жак (Иаков) – простак. Здесь цитируется Библия, Новый завет, Послание Иакова, 1, 9. – 301.
239
231 Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея, 7, 1. – 301.
240
232 Гёте. «Фауст», часть 1. «Кабинет Фауста» (сцена 2). Перефразировано. – 303.
241
233 Там же, сцена 1. Перефразировано. – 304.
242
234 Библия. Новый завет. Послание Иакова, 1, 2. – 304.
243
235 Гейне. «Путешествие по Гарцу». Стихотворение «Горная идиллия». – 307.
244
236 Mayer Ch.J. Des Etates generaux, et autres assemblees nationales. Paris, 1788 – 1789. 18 t. – 309.
245
237 Bauer E. Die liberalen Bestrebungen in Deutschland. Zurich und Winterthur, 1843, Heft 1 – 2 (Бауэр Э. Либеральные устремления в Германии. Цюрих и Винтертур, 1843, Выпуск 1 – 2). – 309.
246
238 Schlosser F. Geschichte des achtzehnten Jahrhunderts und des neunzehnten bis zum Sturz des franzosischen Kaiserreichs. Heidelberg, 1836 – 1848, Bd. 1 – 6 (Шлоссер Ф. История восемнадцатого и девятнадцатого столетий до крушения французской империи. Гейдельберг, 1836 – 1848, т. 1 – 6). – 309.
247
239 He? М. Die europaische Triarchie. Leipzig, 1841 (Гесс M. Европейская триархия. Лейпциг, 1841). – 309.
248
240 Имеются в виду: Carriere М. Der Kolner Dom als freie deutsche Kirche. Stuttgart, 1843 (Карьер M. Кёльнский собор как свободная немецкая церковь. Штутгарт, 1843); Guizot F. Discours dans la chambre des pairs le 25 avril 1844 (Гизо Ф. Речь в палате пэров 25 апреля 1844 г.), опубликованная в газете «Moniteur Universel» (1844, апрель, № 117); Nauwerck К. Ueber die Theilnahme am Staate. Leipzig, 1844 (Науверк К. Об участии в государственном управлении. Лейпциг, 1844), а также драма Г.Э. Лессинга «Эмилия Галотти». – 309.
249
241 Библия. Новый завет. Послание к Римлянам, 6, 23. – 312.
250
53 Имеется в виду статья М. Штирнера «Рецензенты Штирнера». – 78, 312.
251
242 Прусский закон о браке – имеется в виду закон о разводе, крайне затруднявший расторжение брака. Был составлен в 1842 г. (принят в 1844 г.) по инициативе короля Фридриха-Вильгельма IV – одним из основателей реакционной исторической школы права Савиньи, который в 1842 – 1848 гг. занимал пост прусского министра по реформе законодательства. – 313.
252
243 Gewere – в период раннего средневековья юридический акт передачи собственности, сопровождавшийся символическим обрядом. – 316.
253
244 Leges barbarorum (варварские законы) – возникли в V – IX вв. и представляли собой в основном запись обычного права различных германских племен.
Consuetudienes feudorum (феодальные обычаи) – свод средневекового ленного права, созданный в Болонье в последней трети XII в. – 316.
254
245 Библия. Ветхий завет. Книга пророка Исайи, 34, 11 – 14. – 317.
255
246 «Святая эрмандада» – союз испанских городов и крестьянских общин Кастилии, Леона и Астурии, созданный в 1476 г. В процессе складывания абсолютизма «Святая эрмандада», наряду с другими подобными союзами, использовалась королевской властью в борьбе с крупными феодалами. Самоуправление «Святой эрмандады» было ликвидировано в 1498 г., а ее роль низведена до функций полиции в сельской местности. В 1835 г. она была окончательно упразднена и заменена жандармерией. – 317.
256
247 Шпандау – крепость (западнее Берлина) с