что то же самое должно встречаться в языках всех народов, достигших степени цивилизации, ибо теперь уже известно, что все народы проходят одни и те же фазы материальной и интеллектуальной эволюции.
>(Там же, 82 – 83.)
617
Слова, обозначающие в латинском и греческом языках материальное благо и моральное добро, первоначально служили для обозначения определенных человеческих качеств.
>(Там же, 83.)
618
Сильные и храбрые дикари и варвары обладали сверх этого всеми моральными добродетелями своего идеала; поэтому они обнимают одним и тем же прилагательным все физические и моральные качества.
>(Там же, 84.)
619
Так как в древности мужество исчерпывало собою всю добродетель, то трусость, естественно, должна была быть пороком; поэтому греческое и латинское слова kakos и malus, выражающие понятие «трусливость», означают также зло, порок.
>(Там же, 85.)
620
Процесс экономического развития и порожденные им политические события разрушили героический идеал и разложили первоначальное единство моральных доблестей и материальных благ, так наивно зафиксированные в языке.
>(Там же, 90.)
621
…Имя воина происходит от получаемой им наемной платы.
>(Там же, 94, прим.)
622
Язык показывал нам, что варвары, пользуясь своим обычным антропоморфическим методом, слили свои моральные доблести с материальными благами. Но процесс экономического развития и политические события, подготовлявшие почву для буржуазного способа производства и обмена, разорвали первобытную связь морального и материального моментов. Варвар не стыдился этой связи, потому что этими физическими и моральными достоинствами, которыми он особенно гордился, он пользовался для добывания и сохранения материальных благ. Наоборот, буржуа стыдится тех низких качеств, которые он вынужден пускать в ход, чтобы добиться состояния. Поэтому он хочет заставить думать и в конце концов сам начинает думать, будто душа его парит где-то над материей и питается там вечными истинами и неизменными принципами. Но язык, неисправимый обличитель, раскрывает нам, что под густыми облаками наичистейшей морали скрывается верховный идол капиталистов: добро, бог-собственность.
>(Там же, 101.)
623
Это имя [дикаря] его самое ценное достояние, и, когда он хочет засвидетельствовать своему другу любовь каким-нибудь бесценным подарком, он обменивает свое имя на его имя.
>(Там же, 102.)
624
Слово, verbum, logos, которое, по Платону, является разумом и интеллектом (и действительно, чем были бы они без языка?), есть характерная черта человеческого рода. Римляне называли новорожденного не-говорящим…
>(Там же, 102, прим.)
625
…они [дикари] приписывают словам существование, независимое от обозначаемых ими предметов; слова – суть их души, их призраки – как говорил Гераклит; они действуют, как живые существа.
>(Там же, 102, прим.)
626
Знание имени какого-нибудь лица давало обладателю этого знания магическую силу над ним. Поэтому дикарь скрывает свое имя от чужестранцев… Имя божие не раскрыто в Библии, евреи и христиане его не знают. Тому, кто знал бы его, достаточно было бы произнести его, чтобы заставить бога выполнить его пожелания.
>(Там же, 103, прим.)
627
…представление [что солнце вращается вокруг земли] возникло в отдаленнейшие времена, и если его удалось научно опровергнуть, то оно, тем не менее, сохраняется в языке цивилизованных народов, которые говорят о восходе и заходе солнца.
>(Там же, 103.)
628
…[Разделение полов] привело к антагонизму полов, доходившему иногда до вооруженных схваток и выражавшемуся в различии языка, божеств и религий.
>(Там, же, 128.)
629
В языке Одиссеи больше слов, выражающих отвлеченные понятия, и больше терминов для выражения вещей интеллектуального творчества, – бесспорный признак более высокой степени умственного развития.
>(Там же, 144, прим.)
630
Элевсинская богиня, не понимавшая потребностей времени, требовала от посвященных знания греческого языка, – все другие языки она считала варварскими. Иерусалимский бог, более чуткий к нуждам товарного производства, при котором торговцы пользуются всеми языками в своих сношениях с цивилизованными и варварскими народами, не чинил никаких препятствий в отношении языка. Он дал своим апостолам знание языков, – знание, которым обладали уже многочисленные евреи, торговавшие и занимавшиеся всякими простыми ремеслами в городах древнего мира.
>(Там же, 152.)
631
Он [Феогнид] пропитан ее [буржуазной социальной среды] взглядами, чувствами и даже ее языком. Так, у него неоднократно встречаются сравнения из операции испытания золота…
>(Там же, 170, прим.)
632
Жорес… говорил, что все языки, несмотря на крайние различия между ними, могут быть сведены к одним и тем же грамматическим формам… Все слова, имеющие для нас абстрактный смысл, первоначально, для изобревших их дикарей, имели вполне конкретный смысл… Не следует ли на основании этого лингвистического явления, вывести заключение, что конкретное породило в человеческом уме абстрактное?
>(Идеализм и материализм в объяснении истории, 190. – Соч., III. Изд. Института К. Маркса и Ф. Энгельса, 1931.)
633
Человек и животное способны мыслить лишь потому, что имеют мозг. Мозг перерабатывает восприятия в идеи, подобно тому, как динамо-машина превращает сообщенное ей движение в электричество. Мозг и другие органы вырабатывает природа, или, – чтобы не употреблять выражения, которое способно идеализировать «природу» в метафизическую сущность, как это делали философы XVIII века, – общественная среда.
>(Там же, 19.)
634
Число, – это отвлеченнейшее понятие из всех существующих в уме человека, – первоначально в уме дикаря являлось выражением материального объекта.
>(Там же, 19.)
635
Дикари не имеют никакого понятия о справедливости: у них нет даже слова для обозначения этого понятия.
>(Там же, 193.)
636
…проклятиями встречали классики, в первые годы этого столетия, первые крики народившегося романтизма. Во имя родины, ее языка и ее литературной славы подстрекали они хороший вкус и всякую традицию против введенного из-за границы варварского и уродливого чудовища…
>(Происхождение романтизма, 258. – Соч., т. III.)
637
По этой теории [теории рас], определенная раса, одаренная специальными качествами, предназначена заполнить всю землю и вытеснить все другие народы. К сожалению, изобретатели этой теории еще не могли согласиться между собой по вопросу о выборе этой расы… Но теория рас, которая стремится занять место понятия отечества, ставшего слишком узким, является лишь подновленной стариной, – это библейское учение, лишенное своей наивной поэзии.
>(Экономический материализм К. Маркса, 431. – Соч., т. III.)
638
Его [доисторического человека] язык был настолько рудиментарен, что в нем не было ни глагола быть, ни обозначения таких родовых понятий, как дерево, цвет, тепло и т.д. Его умственное развитие находилось на такой низкой ступени, что он не мог считать дальше трех или четырех.
>(Там же, 448.)
Использованные работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина
[93]
Немецкая идеология – I, 1; I, 3; I, 4; I, 5; II, 1; II, 2; II, 3; III, 1; III, 4; V, 3.
Коммунистический манифест – I, 4; I, 5; II, 2; IV, 1.
О книге Гизо – V, 3.
О книге Карлейля – V, 3.
Панславизм – IV, 2.
Перемирие с Данией – IV, 2.
Революционная борьба в Венгрии – IV, 2.
Революция и контрреволюция в Германии – IV, 2.
Седьмой раздел Польши – IV, 2.
«Святое семейство» – I, 5; II, 1.
К. Маркс
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта – I, 5; V, 3.
Капитал, т. I – I, 3; I, 4; II, 2; II, 3; III, 1; III, 2; III, 3; III, 4; V, 2; VI.
Капитал, т. III – I, 5; III, 4; V, 3.
К критике политической экономии – I, 3; I, 5; II, 1; II, 2; II, 3; III, 3.
Классовая борьба во Франции – I, 5.
Критика в Англии – I, 5.
Критика философии государства Гегеля – II, 2; III, 4.
Критические замечания о книге А. Вагнера – I, 1; III, 2; III, 3.
Критические примечания к статье «Король прусский и социальные реформы» – I, 5.
Отрывки из критики Готской программы – V, 1.
Письма Ф. Энгельсу – I, 4; II, 4; III, 1; III, 5; IV, 2; VI.
Письмо Швейцеру – V, 2.
Теории прибавочной стоимости – III, 3.
Ф. Энгельс
Анти-Дюринг – I, 2; I, 4; II, 1; II, 2; II, 4; III, 1; III, 3.
Диалектика природы – I, 1; I, 5; II, 2; II, 4; III, 1; III, 5.
Крестьянская война в Германии – I, 5; V, 3; VI.
Людвиг Фейербах – II, 2; II, 4; V, 1.
О книге К. Маркса «К критике политической экономии» – II, 2.
Письма К. Марксу – I, 4, II, 4.
Письма Бернштейну – V, 1; V, 2.
Письма Блоху – II, 2; II, 3.
Письма Мерингу – II, 2.
Письма К. Шмидту – II, 2.
Письма Штаркенбургу – I, 3; I, 5; II, 2.
Положение рабочего класса в Англии – I, 5.
Предисловие к 3-му изд. «Капитала» – V, 2.
Примечания к английскому переводу «Капитала» – III, 3.
Происхождение семьи, частной собственности и государства – I, 2; I, 3; I, 4; III, 3; VI.
Развитие социализма от утопии к науке – I, 5; V, 1.
Роль труда в процессе очеловечения обезьяны – I, 2; I, 4.
Г.В. Плеханов
Артуро Лабриола
Библиографические заметки из «Социал-Демократа» (Книга первая)
В Амстердаме (Мысли и заметки)
Гласный ответ одному из читателей «Товарища»
Гл.И. Успенский
Еще раз материализм
Жан-Жак Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми.
История русской общественной мысли
Новые письма о тактике и бестактности (Письмо пятое)
Об издании Русской Социально-Революционной Библиотеки
О книге Р. Гольцапфеля
О материалистическом понимании истории
О так называемых религиозных исканиях в России (Статья первая)
О черной сотне
Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В.В.)
Основные вопросы марксизма
Первые фазы учения о классовой борьбе (Предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»)
Письма без адреса (Письмо первое)
Письмо В.И. Ленину 14/VII 1901 г.
Рабочее движение в 1891 году
Судьбы русской критики. А.Л. Волынский. «Русские критики. Литературные очерки»
Французский утопический социализм XIX века
Энрико Леонэ и Иваное Бономи
В.И. Ленин
Аграрные прения в III Думе – I, 5.
Аграрная программа русской социал-демократии – I, 3.
Аграрная программа с.д. в русской революции – I, 5.
Аграрная программа социал-демократов в первой русской революции – I, 5; II, 2.
Борьба с голодом – I, 5.
Великий почин – III, 4; III, 5; V, 3.
Два письма А.М. Горькому – II, 2; III, 4.
Две тактики с.-д. в демократической революции – I, 5; V, 2.
Детская болезнь «левизны» в коммунизме – IV, 1.
Доклад о пересмотре программы и названия партии VII съезду РКП(б) – III, 5.
Доклад на II Всероссийском съезде коммун. организаций – V, 2.
Доклад об объединительном съезде – I, 5; V, 2.
Доклад V съезду РСДРП – I, 5; V, 2.
Доклад на VI Всероссийском чрезвычайном съезде советов – III, 4; V.
Доклад на VIII съезде РКП(б) о партийной программе – II, 2, IV, 4.
Должны ли мы организовать революцию – V, 3.
Дополнительные замечания на комиссионный проект программы – V, 1.
Еще о разделении школьного дела по национальностям – IV, 1.
Еще раз о профсоюзах – V, 1.
Задачи пролетариата в нашей революции – III, 5.
Заключительное слово по докладу на VIII съезде – II, 4; IV, 4.
Заметки публициста – I, 5; III, 5; V, 3.
Замечания на книгу Бухарина «Экономика переходного периода» – V, 1.
Замечания на статью Деборина «Диалектический материализм» – V, 2.
Замечания на комиссионный проект программы – V, 1.
Замечания на проект программы РСДРП – V, 1.
Заседание международного социалистического бюро – V, 2.
Защита империализма, прикрытая добренькими