фразами – V, 3.
Из лагеря Столыпинской «Рабочей партии» – V, 3.
Интеллигентские воители против господства интеллигенции – V, 2.
Интервью корреспонденту «Манчестер Гардиан» Г. Рансому – V, 1.
Исторический смысл внутрипартийной борьбы в России – V, 3.
Как рассуждает т. Плеханов о тактике с.-д. – III, 4.
Как с.-р. подводят итоги революции – III, 2.
Как епископ Никон защищает украинцев – IV, 3.
Карл Маркс – I, 4.
К вопросу о национальной политике – IV, 4.
К истории думской сессии – V, 3.
К истории национальной программы в Австрии и России – IV, 3.
Конспект брошюры Либкнехта – III, 1.
К оценке русской революции – I, 5.
Критические заметки по национальному вопросу – I, 4; IV, 1; IV, 3; IV, 4.
Les beaux esprits se rencontrent – V, 3.
«Левение» буржуазии и задачи пролетариата – V, 3.
Либералы и демократы в вопросе об языке – IV, 3; IV, 4.
Луиблановщина – I, 5.
Материализм и эмпириокритицизм – II, 2.
Мягко стелют, да жестко спать – V, 3.
Народничествующая буржуазия – I, 5.
Национализация еврейской школы – IV, 3.
Национальный состав учащихся в русской школе – IV, 3; IV, 4.
Национальный вопрос в нашей программе – IV, 4.
Нужен ли обязательный государственный язык – IV, 3; IV, 4.
О блоках с кадетами – I, 5.
О вреде фраз – V, 3.
О германском и негерманском шовинизме – V, 3.
О дипломатии Троцкого и об одной платформе партийцев – V, 3.
О задачах III Интернационала – III, 5; V, 3.
О карикатуре на марксизм – IV, 4.
О «культурно-национальной» автономии – IV, 3.
Об обмане народа лозунгами свободы и равенства – II, 4.
Об основании Коммунистического интернационала – II, 4.
О «программе мира» – V, 3.
О праве наций на самоопределение – I, 4; IV, 1; IV, 4.
О работе Наркомпроса – V, 2.
Объединительный съезд РСДРП – V, 2.
Отношение к буржуазии – V, 2.
Об очистке русского языка – V, 1.
Письмо А.М. Горькому – II, 4.
Письмо Н.Д. Кикнадзе – IV, 4.
Письмо С.Г. Шаумяну – IV, 4.
План к статье «Заметки публициста» – II, 4.
Победа кадетов и задачи рабочей партии – III, 4.
Политические софизмы – V, 3.
По поводу «ответа» П. Маслова – I, 5.
Последнее слово «искровской» тактики – V, 2.
Последнее слово русского либерализма – V, 3.
Прикрытие социал-шовинистской политики – V, 3.
Проект нового закона о стачках – I, 5.
Проект платформы к IV съезду с.-д. латышского края – IV, 3; IV, 4.
Проект программы РКП(б) – IV, 4.
Пролетарская революция и ренегат Каутский – III, 4.
Против бойкота – V, 2.
Положение бунда в партии – IV, 3.
Рабочий класс и национальный вопрос – IV, 4.
Развращение рабочих утонченным национализмом – IV, 3; IV, 4.
Революционный пролетариат и право наций на самоопределение – IV, 4.
Революционная борьба и либеральное маклерство – V, 3.
Речь на митинге в Народном доме – II, 4.
Речь на торжественном заседании Московского совета, посвященном годовщине III Интернационала – II, 4.
Речь при открытии конгресса Коммунистического интернационала – III, 5.
Речь на совещании большевиков – III, 5; V, 2.
Речь на I всесоюзном съезде по народному образованию – II, 2, III, 5.
Речь перед слушателями Свердловского университета – V, 2.
Речь на I Всероссийском совещании по работе в деревне – V, 2.
Речь на торжественном заседании Всероссийского Центрального и Московского совета профсоюзов – III, 5.
Речь на I Съезде земледельческих коммун – III, 5.
Речь на IV Съезде рабочих швейной промышленности – I, 5.
Резолюция летнего 1913 г. совещания ЦК РСДРП – IV, 3.
Резолюция совещания ЦК РСДРП с партийными работниками – IV, 4.
Самодержавие колеблется – I, 5; V, 3.
Сердитая растерянность – I, 5.
Советская власть и положение женщины – V, 3.
Социал-демократия и избирательные соглашения – V, 2.
Социализм – IV, 1.
Социалистическая революция и право наций на самоопределение – IV, 4.
Столыпин и революция – V, 1.
Тезисы по национальному вопросу – IV, 3; IV, 4.
Украина – IV, 4.
Успехи и трудности советской власти – II, 4.
Философские заметки – II, 1; II, 2; II, 3; II, 4.
Цель борьбы пролетариата в нашей революции – I, 5.
Ценное признание – V, 3.
Что такое советская власть – II, 4.
И.В. Сталин
Доклад на XII съезде – IV, 4.
Доклад и заключительное слово на XVI съезде – IV, 1; IV, 4.
Заключительное слово на X съезде – IV, 4.
Итог первой пятилетки – II, 2.
О политических задачах университета народов востока – IV, 4.
Сборник статей «Марксизм и национальный вопрос» – I, 4; IV, 1; IV, 3; IV, 4.
Резолюции
VIII, X, XII партийных съездов (по национальному вопросу).
Сноски
Примечания
1
Дело не меняет наличие франц. point de vue, ни немецкого и других, толкуемых как «фигуральное» использование естественно возникшего от простого наблюдения выражения.
2
Этнография на службе классового врага. Сборник критических статей. Библиотека ГАИМК, № 11. Л., 1932. Предисловие, стр. 4.
3
[Перечеркнуто: Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить себе средства к существованию.]
4
[Пометка Маркса на полях: Гегель. Геологические, гидрогеографические и т.д. условия. Человеческие тела. Потребность. Труд.]
5
[Пометка Маркса на полях: «Люди имеют историю потому, что они должны производить свою жизнь и притом определенным образом. Это обусловлено их физической организацией; так же как и их сознание».]
6
Авторитет первого ранга в этой области, В. Томсон, вычислил, что немногим более сотни миллионов лет, вероятно, прошло с тех пор, как земля настолько остыла, что на ней могли жить растения и животные.
7
В особенности на северо-западном побережье Америки, – см. Банкрофта. У хайда на острове королевы Шарлотты встречаются под одной крышей хозяйства, охватывающие до 700 человек. У нутка под одной крышей живут целые племена. Примеч. Ф. Энгельса.
8
[В новом переводе 1933 г. правильно «антагонистическая». Ред.]
9
См. «Национальные проблемы», Р. Шпрингера, стр. 43, изд. Общ. П., 1909 г.
10
См. «Национальный вопрос и социал-демократия», О. Бауэр, изд. «Серп», 1909 г., стр. 1 – 2.
11
См. там же, стр. 6.
12
См. там же, стр. 3.
13
См. там же, стр. 24 – 25.
14
См. «Национальный вопрос и социал-демократия», О. Бауэр, изд. «Серп», 1909 г., стр. 139.
15
См. там же, стр. 2.
16
См. стр. 2 его книги.
17
См. там же, стр. 389.
18
См. стр. 388.
19
См. стр. 396.
20
См. стр. 2.
21
См. «Национальный вопрос и социал-демократия», О. Бауэр, изд. «Серп», 1909 г., стр. 130.
22
Там же.
23
И даже в деловых отношениях чванство и национальный шовинизм – очень жалкие советники. До самого недавнего времени обыкновенный английский фабрикант считал унизительным для англичанина говорить на чужом языке, а не на его собственном, и до некоторой степени гордился тем, что-де бедняки-иностранцы поселились в Англии и избавили его от труда проталкивать свои продукты за границу. Он совершенно не замечал того, что эти иностранцы, большею частью немцы, благодаря этому захватили в свои руки значительную часть английской иностранной торговли, – ввоз не менее, чем вывоз, – и что непосредственная иностранная торговля англичан постепенно стала ограничиваться колониями, Китаем, Соединенными Штатами и Южной Америкой. Еще менее замечал он, что эти немцы торговали с другими немцами за границей и все они с течением времени образовали целую сеть торговых колоний по всему свету. Когда же, лет сорок тому назад, Германия начала серьезно работать на вывоз, то она в этих немецких торговых колониях нашла готовый аппарат, который оказал ей неоценимые услуги в ее превращении, за столь короткое время, из вывозящей хлеб страны в перворазрядную промышленную страну. Наконец, лет десять тому назад, английского фабриканта охватило беспокойство, и он запросил своих послов и консулов, как это случилось, что его покупатели разбегаются. Единогласный ответ был таков: 1) вы не изучаете языка вашего покупателя, а требуете, чтобы он говорил на вашем языке, и 2) вы вовсе не стараетесь об удовлетворении потребностей, привычек и вкусов вашего покупателя, а требуете, чтобы он принял ваши, английские.
24
(1892). Мысль, что крупная промышленность разделила англичан на две различные нации, была, как известно, около того же времени высказана Дизраэли в его романе «Sybil, or the two Nations». [Примечание Ф. Энгельса. Ред.]
25
[Пометка Маркса на полях: «Люди имеют историю потому, что они должны производить свою жизнь, и притом определенным образом. Это обусловлено их физической организацией, так же как и их сознание».]
26
[Пометка Маркса на полях: «Первая форма идеологов, попы, совпадает».]
27
[Перечеркнуто: «Представления, которые создают себе эти индивиды, это – представления либо о их отношении к природе, либо их отношениях между собой, либо о их собственной организации. Ясно, что во всех этих случаях эти представления являются, действительным или иллюзорным, сознательным выражением их действительных отношений и деятельности, их производства, их общения, их общественной и политической организации. Обратное допущение возможно лишь тогда, когда, помимо духа действительных материально обусловленных индивидов, предполагается еще какой-то особый дух. Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это есть опять-таки следствие ограниченности их материальной деятельности и вытекающих отсюда их ограниченных общественных отношений».]
28
В настоящем переводе Г.В. Плеханова не предусмотрено различие в немецком и русском языках, в силу которого нем. Identitat на русском языке может означать и «тождество» и «соответствие». В марксизме гегелевский вопрос о тождестве бытия и мышления представляется неверным по существу. Речь идет о соответствии мышления бытию. Таким образом, перевод Г.В. Плеханова данного отрывка неудовлетворителен и нуждается в соответствующей поправке. См. ниже соответствующие отрывки из книги В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Ред.
29
Об отражении особенностей классового общества в развитии языка см. отд. I, гл. 5.
30
Вся история развития машин может быть прослежена на истории развития мукомольных мельниц. По-английски фабрика еще до сих пор называется mill (мельница). В немецких сочинениях по технологии в первые десятилетия XIX века мы также встречаем слово «мельница» (Muhle), обозначающее не только машины, приводимые в движение силами природы, но и всякую вообще мануфактуру, применяющую механические аппараты. Прим. К. Маркса.
31
Как греческого базилевса, так и ацтекского военачальника подменивали современным монархом. Морган впервые подвергает исторической критике первоначально основанные на недоразумении и преувеличенные, а затем и прямо лживые сообщения испанцев и доказывает, что мексиканцы стояли на средней ступени варварства, но несколько опередили в своем развитии новомексиканских индейцев-пуэбло, и что их общественное устройство, поскольку можно заключить из извращенных сообщений, сводилось к следующему: союз трех племен, которому были обязаны данью несколько других племен и который управлялся союзным советом и союзным военачальником, превращенным испанцами в «императора». [Примеч. Ф. Энгельса.]
32
Латинское rex равнозначаще кельтско-ирландскому righ (племенной старейшина) и готскому reins; что последнее слово, как и первоначально наше Furst (т.е. как по-английски – first, по-датски – forste, первый), означало, равным образом, родовой или племенной старейшина, явствует из того, что готы уже в IV веке имели особое слово для короля