Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений Маркса и Энгельса. Том 12

удастся, по-видимому, избежать краха, который повлечет за собой более или менее серьезные политические события и который отразится катастрофически на устойчивости кредита и прочности деловых отношений не только г. Европе, но также и в Америке. Стремительный бег к этой пропасти может быть только ускорен грандиозными спекуляциями на постройке железных дорог в России, в которые пустился теперь Credit Mobilier совместно со многими крупными банкирскими домами Европы.

К. МАРКС

ЕВРОПЕЙСКИЙ КРИЗИС

Судя по сведениям, доставленным из Европы двумя прибывшими на этой неделе пароходами, окончательный крах спекуляции и биржевой игры, который люди на обоих берегах океана инстинктивно предчувствуют как своего рода неотвратимый удар судьбы, по-видимому, откладывается на будущее. Эта отсрочка вовсе не означает, однако, что краха можно будет избежать. Напротив, хронический характер, который принял нынешний финансовый кризис, только предвещает ему еще более жестокий и пагубный исход. Чем дольше протянется кризис, тем хуже будет расплата. Европа сейчас подобна человеку, находящемуся на грани банкротства, который вынужден по-прежнему вести все дела, разорившие его, и одновременно прибегать к всевозможным отчаянным средствам, с помощью которых он надеется предупредить или отвести от себя последний страшный удар. Предъявляются новые требования об уплате взносов за акции компаний, в большинстве своем существующих лишь на бумаге; крупные суммы наличных денег вкладываются в спекулятивные предприятия, откуда их никогда уже нельзя будет извлечь; в то же время высокая процентная ставка — в настоящее время 7 % в Английском банке — служит как бы суровым глашатаем грядущего суда.

Даже при условии наибольшего успеха предпринимаемых в настоящее время финансовых манипуляций бесчисленные биржевые спекуляции на континенте не могут не прийти скоро к концу. В одной только Рейнской Пруссии имеется 72 новых компании по разработке шахт с акционерным капиталом в 79797333 талера. Как раз сейчас австрийский Credit Mobilier или, вернее, французский Credit Mobilier в Австрии, испытывает огромные затруднения при попытке добиться платежа по своему второму требованию, так как возобновление платежей наличными парализовано мероприятиями австрийского правительства. Тот факт, что покупные деньги в уплату за железные дороги и шахты должны, согласно контрактам, вноситься в императорское казначейство звонкой монетой, означает, что вплоть до февраля 1858 г. из ресурсов Credit Mobilier ежемесячно будет убывать свыше 1000000 долларов. С другой стороны, денежные затруднения железнодорожных подрядчиков во Франции столь значительны, что Большая центральная железная дорога оказалась вынужденной уволить на участке Мюлуза 500 служащих и 15000 рабочих, а Лионско-Женевской компании пришлось сократить или вовсе прекратить на время свои операции. За разглашение этих фактов газета «Independance belge»[80] дважды подвергалась во Франции конфискации. При таком нетерпимом отношении французского правительства к любому разоблачению истинного состояния французской торговли и промышленности любопытно отметить следующие слова, слетевшие недавно с уст помощника генерального прокурора г-на Пти при открытии сессии парижского суда:

«Обратитесь к статистике, и вы получите ряд интересных сведений о нынешних тенденциях в торговле. Число банкротств растет из года в год. В 1851 г. их было 2305; в 1852–2478; в 1853 г. — 2671, а в 1854–3691. Это увеличение относится в равной степени как к злостным, так и к простым банкротствам. Число первых с 1851 г. выросло на 66 %, а число вторых — на 100 %. Что же касается мошенничества в отношении характера, качества и количества проданных товаров и пользования фальшивыми мерами и весами, то число этих преступлений возросло в ужасающих размерах. В 1851 г. разбиралось 1717 таких дел; в 1852 г. — 3763; в 1853 г. — 7074, а в 1854 г. — 7831».

Правда, британская пресса, невзирая на подобные явления на континенте, уверяет нас, что худший период кризиса миновал, но мы напрасно стали бы искать этому убедительных доказательств. Мы не найдем их ни в повышении Английским банком учетной ставки до 7 %, ни в последнем отчете Французского банка, из которого видно не только то, что отчет подделан, но и то, что, несмотря на строжайшее ограничение займов, ссуд, учета векселей и выпуска банкнот, Банк оказался не в состоянии приостановить утечку драгоценных металлов или обойтись без премий на золото. Как бы там ни было, совершенно очевидно, что французское правительство отнюдь не разделяет тех оптимистических взглядов, которые оно стремится распространить как у себя в стране, так и за границей. В Париже известно, что император за последние шесть недель не останавливался ни перед какими финансовыми жертвами, как бы велики они ни были, лишь бы удержать ренту выше 66 %, ибо он не просто убежден, но твердо уверовал в то, что падение ренты ниже 66 % прозвучит похоронным звоном Империи. Очевидно, что в этом отношении Французская империя отличается от Римской, поскольку одна боялась гибели от наступления варваров, а другая боится гибели от отступления биржевых спекулянтов[81].

Написано К. Марксом около 21 ноября 1856 г.

Напечатано в газете «New-York Daily Tribune» № 4878, 6 декабря 1856 г. в качестве передовой

К. МАРКС

МОРСКАЯ ТОРГОВЛЯ АВСТРИИ

Можно сказать, что морская торговля Австрии начинается с того времени, когда Венеция и подчиненные ей области на Адриатическом побережье впервые были включены в состав империи по мирному договору в Кампоформио, подтвержденному впоследствии мирным договором в Люневиле[82]. Наполеон является, таким образом, действительным основателем этой отрасли австрийской торговли. Правда, увидев, какие преимущества он предоставил этим Австрии, Наполеон взял обратно эту уступку сначала договором в Пресбурге, а затем при заключении мира в Вене в 1809 году[83]. Однако Австрия, поставленная однажды на верный путь, воспользовалась первым удобным случаем, чтобы договором 1815 г.[84] восстановить свое преобладание в бассейне Адриатического моря. Центром этой торговли является Триест; его превосходство — даже и в более ранний период — над всеми прочими австрийскими портами можно видеть из следующей таблицы:

В 1839 г. стоимость импорта Венеции относилась к стоимости импорта Триеста, как 1:2,84, а стоимость их экспорта соответственно — как 1:3,8. В том же самом году число судов, заходивших в каждый из этих портов, находилось в отношении 1:4. В настоящее время Триест достиг такого преобладания, что затмил все прочие австрийские порты, включая Венецию. Однако тот факт, что Триест в Адриатике занял место Венеции, не следует приписывать ни особому покровительству австрийского правительства, ни энергичной деятельности Австрийского Ллойда[85] Триест, никому неведомая бухта скалистого берега, населенная в начале XVIII века лишь немногими рыбаками, в 1814 г., ко времени эвакуации французских войск из Истрии, превратился в торговый порт с населением в 23000 человек, причем его торговля втрое превосходила торговлю Венеции в 1815 году. В 1832 г., за год до учреждения Австрийского Ллойда, население Триеста превышало 50000 человек; и уже в то время, когда влияние Ллойда вряд ли могло быть сколько-нибудь значительным, Триест занимал второе место после Англии в торговле с Турцией и первое место в торговле с Египтом. Это видно из следующей таблицы импорта и экспорта Смирны за время с 1835 по 1839 год:

Как же случилось, что колыбелью возродившегося в Адриатике мореплавания стал Триест, а не Венеция? Венеция была городом воспоминаний; Триест, подобно Соединенным Штатам, имел то преимущество, что у него вообще не было никакого прошлого. Созданный пестрой ватагой итальянских, немецких, английских, французских, греческих, армянских и еврейских купцов-авантюристов, он не был скован традициями, подобно городу лагун. Так, например, в то время как хлебная торговля Венеции в течение XVIII века все еще цеплялась за свои старые связи, Триест сразу соединил свою судьбу с восходящей звездой Одессы и благодаря этому сумел уже к началу XIX века совсем вытеснить свою соперницу Венецию из средиземноморской торговли хлебом. Роковой удар, нанесенный старинным итальянским торговым республикам в конце XV века открытием морского пути вокруг Африки, был повторен в миниатюре континентальной таможенной системой Наполеона. На этот раз были уничтожены последние остатки венецианской торговли. Потеряв всякую надежду на доходы от вложений в эту угасающую морскую торговлю, венецианские капиталисты, естественно, перенесли свои капиталы на противоположный берег Адриатики, где в это самое время сухопутная торговля Триеста обещала удвоить свои масштабы. Так Венеция сама вскормила величие Триеста — общая участь всех морских владык. Таким же образом Голландия заложила фундамент величия Англии, таким же образом Англия создала мощь Соединенных Штатов.

Войдя в состав Австрийской империи, Триест сразу занял положение, весьма отличное от того, какое когда-либо занимала Венеция. Триест давал естественный выход для торговли обширных и богатых областей, лежащих у него в тылу, между тем как Венеция всегда оставалась только изолированным, отдаленным портом Адриатики, захватившим мировую морскую торговлю, причем этот захват основывался на отсталости тех стран, которые не сознавали своих возможностей. Поэтому процветание Триеста не стеснено никакими пределами, кроме развития производительных сил и средств сообщения обширного комплекса стран, ныне находящихся под управлением Австрии. Другим преимуществом Триеста является его непосредственное соседство с восточным берегом Адриатики, который дает ему базу для прибрежной торговли, почти незнакомой венецианцам, и в то же время является питомником того отважного племени моряков, которое Венеция никогда не умела вполне использовать. Как в свое время Венеция приходила в упадок по мере подъема Оттоманской империи, так теперь возможности Триеста растут вместе с ростом преобладания Австрии над Турцией. Развитию торговли Венеции, даже в период ее наибольшего расцвета, препятствовало разделение восточной торговли, зависевшее всецело от политических причин. С одной стороны, существовал торговый путь по Дунаю, едва ли имевший когда-либо связь с морской торговлей Венеции; с другой стороны, пока Венеция, под покровительством католических королей, монополизировала торговлю Мореи, Кипра, Египта, Малой Азии и т. д., генуэзцы, под покровительством греческих императоров, почти монополизировали торговлю Константинополя и Черного моря. Триест впервые объединил оба эти великие пути левантийской торговли с торговлей по Дунаю. В конце XV века Венеция оказалась как бы географически смещенной. С открытием морского пути вокруг мыса Доброй Надежды, перенесшим центр азиатской торговли сначала в Лиссабон, а затем в Голландию и, наконец, в Англию, Венеция утратила преимущества своего соседства с Константинополем и Александрией, тогдашними центрами азиатской торговли. Благодаря прорытию Суэцкого канала, преимущество, утраченное Венецией, вероятно, достанется в наше время Триесту. Триестская торговая палата не только присоединилась к французской Компании Суэцкого канала, но и направила также своих агентов для исследования Красного моря и берегов Индийского океана в целях развития торговых операций, которые намечаются в тех краях. Как только будет прорыт канал, Триест, несомненно, станет снабжать всю Восточную Европу индийскими товарами; он окажется на таком же близком расстоянии от тропика Рака, на

Скачать:PDFTXT

Собрание сочинений Маркса и Энгельса. Том 12 Карл читать, Собрание сочинений Маркса и Энгельса. Том 12 Карл читать бесплатно, Собрание сочинений Маркса и Энгельса. Том 12 Карл читать онлайн