Марраста. Начиная с 7 ноября, г-н Жирарден печатает в одном номере за другим филиппики против героя европейской буржуазии, влюбившейся в его арабский ночной колпак[33]. С присущим ей вероломством она пожертвовала им ради «сипехсалара» {главнокомандующего. Ред.} Елачича, нынешнего кумира европейских лавочников.
Мы сообщаем нашим читателям весь этот acte d’accusation {обвинительный акт. Ред.} газеты «Presse»[34]. В отличие от всех европейских газет большого и малого формата мы оценили июньскую революцию именно так, как это подтвердила история. Мы считаем необходимым время от времени возвращаться к главным моментам и к главным действующим лицам июньской революции, ибо она представляет собой центр, вокруг которого вращаются европейская революция и контрреволюция. Удаление от июньской революции, — как мы выразились в то время, когда она происходила, — означало приближение к зениту контрреволюции, которая должна была обойти Европу. Возврат к июньской революции — это подлинное начало европейской революции. Итак, назад к Кавеньяку, творцу осадного положения!
Написано К. Марксом 13 ноября 1848 г.
ОБРАЩЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОКРУЖНОГО КОМИТЕТА РЕЙНСКОЙ ПРОВИНЦИИ[35]
Кёльн, 14 ноября. Рейнский окружной комитет демократов призывает все демократические союзы Рейнской провинции немедленно созвать свои союзы и во всех окрестных местностях устроить народные собрания с целью побудить все население Рейнской провинции к отказу от уплаты налогов как наиболее целесообразному средству противодействия насилиям, совершаемым правительством по отношению к собранию прусских народных представителей.
Необходимо отговаривать от какого бы то ни было насильственного сопротивления возможному взиманию налогов административным путем; наряду с этим следует рекомендовать неучастие в торгах при принудительной продаже имущества.
Для обсуждения мер, которые должны быть приняты в дальнейшем, Окружной комитет считает необходимым созвать конгресс представителей союзов, на который эти представители приглашаются в четверг, 23 с. м., в 9 часов утра (в зал Эйзера, на Комедиенштрассе). Кёльн, 14 ноября 1848 г.
От имени Окружного комитета:
Карл Маркс. Шнейдер II
МИНИСТЕРСТВО — НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ
Город Бранденбург ничего не желает знать о министерстве Бранденбурга и посылает Национальному собранию благодарственный адрес.
Вся страна признает в своих адресах только власть Национального собрания.
Министерство совершает новую государственную измену, когда оно, в нарушение Habeas Corpus Act[36] и без согласия на то со стороны Национального собрания, объявляет осадное положение и с помощью штыков изгоняет из тира Национальное собрание.
Место Национального собрания — среди народа, а не в пределах той или иной каменной громады. Если его изгоняют из Берлина, оно будет заседать в любом другом месте, в Бреславле {Польское название: Вроцлав. Ред.}, Кёльне или другом городе, по своему собственному усмотрению. Такое решение оно приняло на своем заседании 13-го числа.
Берлинцы издеваются над осадным положением и отнюдь не намерены ему подчиняться. Никто не сдает оружия.
Из разных местностей на помощь Национальному собранию спешат вооруженные люди.
Гвардейцы отказываются повиноваться приказам. Солдаты все чаще братаются с народом.
Силезия и Тюрингия охвачены восстанием.
Мы, со своей стороны, призываем вас, граждане: посылайте деньги Центральному комитету демократов в Берлин; контрреволюционному правительству, напротив, не платите никаких налогов. Национальное собрание заявило, что отказ от уплаты налогов имеет законное основание. Оно до сих пор еще не вынесло постановления об этом, считаясь с интересами чиновников. Лечение голодом научит этих чиновников уважать силу граждан я сделает их самих хорошими гражданами.
Заставьте врага голодать и не платите налогов! Нет ничего глупее, как предоставлять правительству, совершившему государственную измену, средства для борьбы с народом, а первое средство из всех средств — это деньги.
Написано К, Марксом 15 ноября 1848 г.
Кёльн, 16 ноября. «Kolnische Zeitung» в своем номере от 16 ноября ставит «Воззвание Рейнского окружного комитета демократов» в совершенно вымышленную связь с будто бы разосланным по провинциям крайней левой прусского Национального собрания «Заверением» по поводу отказа от уплаты налогов. Нижеподписавшимся ничего не известно по поводу распространяемого членами крайней левой известия о состоявшемся уже постановлении Национального собрания об отказе от уплаты налогов.
ИСПОВЕДЬ БЛАГОРОДНОЙ ДУШИ[37]
Кёльн, 16 ноября. Мы предсказывали правым, что их ждет в случае победы камарильи: подачка на чай и — пинок ногой {См. настоящий том, стр. 11. Ред.}.
Мы ошиблись. Исход борьбы еще не решен, а они уже получают от своих хозяев пинки, ничего не получив на чай.
«Neue Preusische Zeitung», «рыцарша креста ландвера» «с богом за короля и отечество»[38], официальный орган нынешних властителей, в одном из своих последних номеров называет депутатов Цвейфеля (обер-прокурора в Кёльне) и Шлинка (советника апелляционного суда в Кёльне) — как бы вы думали, читатель? — «революционными брюхами [Magen]» (в «Neue Preusische Zeitung» написано: «Magen»). Она говорит о «невыразимом умственном убожестве и недомыслии» этих господ. Она находит, что даже «бред Робеспьера» несравненно выше фантазий этих «господ из центральной комиссии». Avis a Mess. Zweiffel et Schlink! {К сведению гг. Цвейфеля и Шлинка! Ред.}
В том же номере этой газеты Пинто-Ганземан[39] объявлен «вождем крайней левой», а против вождей крайней левой та же газета знает только одно средство — военно-полевой суд, веревку. Avis aM. Pinto-Hansemann {К сведению г-на Пинто-Ганземана. Ред.}, экс-министра дела и констеблей[40]!
Для правительственного вестника, «Neue Preussche Zeitung» слишком наивно-откровенна. Она чересчур громко выбалтывает разным партиям то, что скрыто в протоколах santa casa[41].
Когда в средние века хотели предсказать будущее, обращались к Вергилию. Во времена прусского брюмера 1848 года обращаются к «Neue Preusische Zeitung», чтобы не ломать себе голову над предсказанием будущего. Приведем новые примеры. Что готовит камарилья католикам?
Слушайте!
В № 115 «Neue Preusische Zeitung» читаем:
«Столь же неверно, будто государство» (т. е. королевско-прусское государство, государство креста ландвера домартовского периода) «приобрело узко-конфессиональный характер и с этой односторонней точки зрения руководило религиозными делами. Правда, упрек этот, будь он справедлив, явился бы безусловной похвалой. Но он несправедлив, ибо известно, что наше правительство определенно отказалось от доброй старой позиции евангелического правления».
Известно, что Фридрих-Вильгельм III сделал религию отраслью военной дисциплины и вразумлял диссентеров полицейской дубинкой, Известно, что Фридрих-Вильгельм IV, в качестве одного из двенадцати малых пророков, хотел через посредство министерства Эйххорна — Бодельшвинга — Ладенберга насильственно обратить народ и науку в религию Бунзена. Известно, что даже при министерстве Кампгаузена поляков грабили, предавали огню, избивали прикладами столько же за то, что они поляки, сколько и за то, что они католики. Померанцы всегда почитали за должное протыкать саблей иконы божьей матери в Польше и вешать католических священников.
Преследования протестантских диссентеров при Фридрихе-Вильгельме III и Фридрихе-Вильгельме IV тоже факт общеизвестный.
Первый бросал в крепости протестантских пасторов, отказывавшихся принять изобретенные им самим требник и догматику. Сей муж был великим изобретателем по части солдатских мундиров и требников. А второй? А министерство Эйххорна? Достаточно только назвать министерство Эйххорна.
Но все это еще пустяк!
«Наше правительство определенно отказалось от доброй старой позиции евангелического правления».
Так ждите же реставрации Бранденбурга — Мантёйфеля, католики Рейнской провинции, Вестфалии и Силезии! Прежде вас пороли розгами, впредь вас будут бичевать скорпионами. Вы «определенно» познакомитесь «с доброй старой позицией евангелического правления»!
Мы уж не говорим о евреях, которые со времени эмансипации своей секты повсюду стали, по крайней мере в лице своих верхов, во главе контрреволюции, — что их ожидает?
Даже не стали дожидаться победы, чтобы швырнуть их обратно в гетто.
В Бромберге {Польское название: Быдгощ. Ред.} правительство снова вводит для них старые правила, ограничивающие свободу передвижения, и лишает таким образом евреев одного из элементарнейших человеческих прав, провозглашенных в 1789 г., — права свободного передвижения из одного места в другое.
Таков «один» аспект правления словоохотливого Фридриха-Вильгельма IV под эгидой Бранденбурга — Мантёйфеля — Ладенберга.
В номере от 11 ноября «Neue Preusische Zeitung» соблазняла «либерально-конституционную партию» разговорами о благосостоянии. Однако ота уже тогда с опаской покачивала головой по поводу конституционалистов.
«Пока что наши конституционалисты все еще страшно боятся открыто признать себя в своих клубах или публичных органах реакционерами».
Но тут же газета успокоительно и метко добавляет:
«Каждый в отдельности» (либеральный конституционалист) «давно уже не скрывает, что сейчас единственное спасение в законной реакции»,
т. е. в том, чтобы сделать закон реакционным пли реакцию законной, чтобы возвести реакцию в закон.
В номере от 15 ноября «Neue Preusische Zeitung» уже не церемонится с «конституционалистами», которые хотели бы возвести реакцию в закон, но не приемлют министерства Бранденбурга — Мантёйфеля, потому что оно хочет контрреволюции sans phrase {без прикрас. Ред.}.
«Ординарных конституционалистов», — говорит газета, — «нужно предоставить их собственной судьбе»!
Вместе пойманы, вместе и повешены!
К сведению ординарных конституционалистов!
В чем же состоит экстраординарный конституционализм Фридриха-Вильгельма IV под эгидой Бранденбурга — Мантёйфеля — Ладенберга?
Официальный правительственный орган, «рыцарша креста ландвера» «с богом за короля и отечество», выбалтывает тайны экстраординарного конституционализма.
«Самым простым, прямым и безопасным целительным средством» было бы, конечно, «перенести Собрание в другое место» — из столицы в казарму, из Берлина в Бранденбург.
Однако этот перенос заседаний является, как проговаривается «Neue Preusische Zeitung», только «пробой».
«Надо», — говорит она, — «испробовать, не «вернет ли себе Собрание в результате перенесения его в другое место, наряду с внешней свободой действий, также и внутреннюю свободу».
В Бранденбурге Собрание будет внешне свободно. Оно там не будет больше находиться под влиянием блуз, оно будет под одним лишь влиянием усатых держиморд.
Ну, а внутренняя свобода?
Освободится ли Собрание в Бранденбурге от предрассудков и пагубных революционных умонастроений XIX века? Станет ли там, в Бранденбурге его душа настолько свободной, чтобы вновь провозгласить феодальное право охоты и весь заплесневелый хлам прочих феодальных повинностей, сословные различия, цензуру, податное неравенство, дворянские привилегии, абсолютную королевскую власть и смертную казнь, от чего в таком восторге Фридрих-Вильгельм IV, расхищение и расточение национального труда
«пройдохами бледными
с видом святым любви, надежды и