Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений Маркса и Энгельса. Том 7

всего сказанного закон угрожает взысканием огромных штрафов. После издания вышеупомянутого закона революционная печать совсем исчезла. Она долго боролась против этих преследований: каждую неделю какая-нибудь газета или брошюра становилась предметом судебного преследования, штрафовалась, подвергалась запрету. Буржуазия, заседая в суде присяжных, уничтожала рабочую печать.

Своего кульминационного пункта эта система достигла в законе от 30 июля 1850 г., восстановившем цензуру на драматические произведения. Так свобода мнения была изгнана из своего последнего литературного убежища.

2. Право ассоциации и публичных собраний. — Декретом от 28 июля — 2 августа 1848 г. клубы подвергаются многочисленным полицейским ограничениям, почти аннулирующим всякую свободу. Так, например, они не имеют права принимать резолюции, носящие законодательный характер и т. д. Этим же декретом все неполитические организации и частные собрания поставлены целиком под опеку полиции и зависят от ее капризов.

Законом от 19–22 июня 1849 г, правительству на один год предоставлено право закрывать все клубы и запрещать собрания, которые не встретят его одобрения. Законом от 6— 12 июня 1850 г. это право предоставлено правительству еще на один год и практически распространено на те собрания и митинги, связанные с выборами в палату, которые могут быть неугодны правительству. В результате, начиная с июля 1848 г., все клубы и собрания, за исключением роялистских и бонапартистских cercles {клубов. Ред.}, фактически прекратили свою деятельность.

Законом от 29 ноября 1849 г. все рабочие, объединяющиеся, чтобы добиться повышения заработной платы, подвергаются тюремному заключению сроком до трех месяцев и денежному штрафу до 3000 франков. Этим же законом рабочие, по отбытии наказания, остаются на 5 лет под надзором полиции (что означает нищету, разорение и преследования).

Вот как выглядит право ассоциаций и публичных собраний.

«Статья 9. Право на свободу преподавания. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под наблюдением государства».

Тут повторяется старый фокус. «Свобода преподавания», но «на условиях, предусмотренных законом», а эти условия именно таковы, что совершенно уничтожают эту свободу.

Законом от 15 марта 1850 г. вся система преподавания поставлена под контроль духовенства.

Во главе этого ведомства стоит высший совет народного просвещения под председательством четырех французских архиепископов. Этот закон подчиняет воле recteurs, т. е. попечителей, всех провинциальных школьных учителей, хотя они и избираются общинными или приходскими советами. Преподаватели поставлены в условия, сходные с военной субординацией и дисциплиной, и подчинены попечителям, мэрам городов и священникам; таким образом, свобода преподавания, в соответствии с вышеприведенным законом, сводится к тому что никто не имеет права преподавать без разрешения гражданских и церковных властей.

«Статья 11. Право собственности неприкосновенно».

«Статья 14. Национальный долг гарантирован».

«Статья 15. Налог взимается только для общественных нужд. Каждый гражданин облагается соразмерно его имуществу и возможностям».

ГЛАВА III. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЯХ

Глава устанавливает, что:

«1. Вся государственная власть проистекает от народа и не может стать наследственной». «2. Разделение властей является основным условием свободного правительства».

Здесь мы встречаемся со старым конституционным кретинизмом. Условием «свободного правительства» является не разделение властей, а их единство. Государственный аппарат не может быть слишком простым. Ловкость жуликов всегда в том и заключается, чтобы усложнить этот аппарат и сделать его загадочным.

ГЛАВА IV. О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Законодательная власть осуществляется одной палатой, состоящей из 750 депутатов, включая депутатов Алжира и колоний. Собрание, созываемое с целью пересмотра конституции, должно состоять из 900 депутатов. Система выборов базируется на численности населения. Далее следуют четыре статьи, которые мы считаем необходимым привести полностью:

«Статья 24. Избирательное право — прямое и всеобщее, подача голосов — тайная».

«Статья 25. Все французы, которые достигли 21 года и не лишены политических и гражданских прав, являются избирателями без какого-либо ограничения избирательным цензом».

«Статья 26. Все избиратели, достигшие 25 лет, могут — без ограничения цензом оседлости — быть избраны депутатами».

«Статья 27. Избирательный закон определяет основания, на которых можно лишить французского гражданина права избирать и быть избранным».

Вышеприведенные статьи сформулированы в точности в том же духе, как и все остальные статьи конституции. «Все французы являются избирателями, которые пользуются своими политическими правами», но «избирательный закон» должен установить, какие французы не должны пользоваться своими политическими правами!

Избирательный закон от 15 марта 1849 г. включает в эту категорию всех преступников, кроме политических. А избирательный закон от 31 мая 1850 г. причисляет к этой категории не только политических преступников, не только всех, кто признан виновным в оскорблении издавна установленного общественного мнения и законов о печати, но он фактически устанавливает ценз оседлости, при котором две трети французов не допускаются к голосованию!

Вот что означает во Франции «избирательное право — прямое и всеобщее».

«Статья 28. Лица, получающие жалованье за свою государственную службу, не могут быть одновременно представителями народа. Депутаты не могут занимать никаких платных должностей, зависящих от исполнительной власти в точение всего времени своей законодательной деятельности».

Эти два положения ограничены последующими постановлениями и фактически почти аннулированы.

«Статья 30. Выборы производятся по департаментам, в главном населенном пункте избирательного округа, посредством голосования списком».

«Статья 31. Национальное собрание избирается сроком на три года, по истечении которых должны быть проведены новые выборы».

«Статья 32. Национальное собрание заседает непрерывно, но оно имеет право прерывать свои заседания, назначая в этих случаях в качестве своего представителя комиссию в составе 25 депутатов и членов бюро Собрания. Этой комиссии предоставлено право созыва Собрания в экстренных случаях».

Статьи 33–38. Депутаты могут быть переизбраны. Они не должны быть связаны какими-либо заранее данными инструкциями, они неприкосновенны и не подлежат ни преследованию, ни привлечению к ответственности за мнения, которые могут быть высказаны ими в Национальном собрании, они получают жалованье, от которого им не разрешается отказываться.

Что касается «неприкосновенности депутата» и его «свободы выражения своих мнений», то после 13 июня большинство Национального собрания приняло новый регламент, предоставляющий президенту Национального собрания право выносить порицание депутату, штрафовать его, лишать его жалованья и временно исключать его из заседаний, — тем самым окончательно уничтожив «свободу мнения». В 1850 г. Национальное собрание приняло закон, согласно которому депутат может быть арестован за долги даже во время сессии и лишается мандата народного представителя, если в течение известного времени не уплатит долгов.

Итак, ни свободы обсуждения, ни неприкосновенности депутатов во Франции не существует, существует лишь неприкосновенность кредиторов.

Статьи 39–42. Заседания Собрания должны быть открытыми. Тем не менее, по требованию определенного числа депутатов, Собрание может объявить себя закрытым комитетом. Чтобы решение Собрания приобрело законную силу, оно должно получить на один голос больше половины всех депутатов Собрания. За исключением экстренных случаев не может быть принят закон, который не подвергался трем чтениям с интервалом в пять дней между каждым чтением.

Эта процедура, заимствованная из английской «конституции», не соблюдается во Франции ни при одном важном случае. даже тогда, когда можно было бы считать это наиболее необходимым. Так, например, избирательный закон от 31 мая был принят после первого чтения.

ГЛАВА V. ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статьи 43–44. Исполнительная власть вверяется президенту. Президент должен быть урожденным французом, не моложе тридцати лет, никогда не терявшим своего французского гражданства.

Первый президент французской республики, Л.-Н. Бонапарт, не только утратил свое французское гражданство, не только был в свое время английским специальным констеблем, но был даже натурализованным швейцарцем.

Статьи 45–70. Президент республики избирается сроком на четыре года и может быть вновь избран не раньше чем через четыре года после истечения срока его полномочий. То же самое ограничение распространяется и на его родственников до шестого колена включительно. Выборы должны состояться во второе воскресенье мая. Даже если президент был избран в какое-либо другое время, срок его полномочий истекает во второе воскресенье мая на четвертый год его избрания. Президент избирается тайным голосованием при абсолютном большинстве голосов. Если ни один из кандидатов не собрал половины поданных голосов, или по меньшей мере двух миллионов, то президента избирает Национальное собрание из числа пяти кандидатов, за которых было подано наибольшее количество голосов.

Президент должен присягнуть на верность конституции, он может через своих министров вносить предложения на рассмотрение Национального собрания, может отдавать распоряжения по армии, но не командовать ею лично; он не имеет права ни уступать какой-либо части французской территории, ни распускать или прерывать заседания Собрания, ни приостанавливать действие конституции. Он ведет переговоры и ратифицирует все договоры, которые, однако, приобретают обязательную силу лишь по утверждении их Собранием. Он не имеет права предпринимать войну без согласия Собрания, он имеет право помилования, но не имеет права объявлять амнистию. Осужденные Верховным судом могут быть помилованы только Национальным собранием. Президент может задержать обнародование закона и потребовать, чтобы Собрание повторно его обсудило, но в этом случае обсуждение является окончательным. Президент назначает послов и министров и может отстранять от должности на три месяца мэров, членов департаментских советов, чинов национальной гвардии и прочих должностных лиц, избранных гражданами. Все декреты президента должны быть скреплены подписью министров, за исключением декретов об отставке самих министров. Президент, министры и государственные чиновники несут, каждый по своему ведомству, ответственность за все действия правительства. Каждое действие президента, могущее оказать давление на Собрание и тормозящее или срывающее должное осуществление его функций, рассматривается как акт государственной измены. В этом случае президент немедленно лишается своей власти, неповиновение распоряжениям президента становится обязанностью каждого гражданина, предоставленные президенту полномочия немедленно переходят к Национальному собранию, а члены Верховного суда должны, не теряя времени, собраться и созвать присяжных в соответствующем месте, чтобы судить президента и его сообщников.

Президент пользуется официальной резиденцией и получает годовой оклад жалованья в сумме 600000 франков, или 24000 фунтов стерлингов (в настоящее время он получает 2160000 франков, или 86400 фунтов стерлингов). Министры ex officio {по должности. Ред.} заседают в Национальном собрании и могут выступать столько раз, сколько они считают нужным. Национальное собрание избирает вице-президента республики из числа трех кандидатов, которых президент намечает в течение месяца после своего избрания. Вице-президент приносит такую же присягу, как и президент, он не должен состоять в родстве с президентом, он выполняет функции президента, когда последний лишен

Скачать:PDFTXT

Собрание сочинений Маркса и Энгельса. Том 7 Карл читать, Собрание сочинений Маркса и Энгельса. Том 7 Карл читать бесплатно, Собрание сочинений Маркса и Энгельса. Том 7 Карл читать онлайн