какую имеют земные скорпионы» (Апок. 9:1–3) [7, c. 1332–1333].
Саранча начала мучить тех, кто не имел на себе Божьей печати. Причём
«дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Апок. 9:5–6) [7, c. 1333].
Вид этой саранчи описывается аллегорически.
При гласе трубы шестого ангела были освобождены четыре ангела связанные при реке Евфрате, и они постепенно уничтожили третью часть человечества (Апок. 9:13–21) [7, c. 1333].
Наконец вострубил седьмой ангел и на небе раздались голоса:
«царство мира сделалось царством нашего Господа и Его Христа, и будет царствовать в веки веков (Апок. 11:15) [7, c. 1335]. После этого «рассвирепели язычники; и пришел Твой гнев и время судить мертвых и дать возмездие Твоим рабам, пророкам и святым и боящимся Твоего имени, малым и великим, и погубить губивших землю. И открылся храм Божий на небе, и явился ковчег его завета в Его храме; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Апок. 11:18–19) [7, c. 1335].
В главе 12 говорится о женщине в предродовом состоянии, символизирующей церковь (3-е видение Иоанна). На неё напал дракон неверия, который был повержен.
Далее Иоанн увидел выходящего из моря зверя (Апок. 13:10) [7, c. 1336]. Под этим зверем все толкователи понимают Антихриста. Это будет человек, который заставит чудесами всех людей поклониться ему:
«И я видел, что одна из его голов была как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. И вся земля дивилась, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен этому зверю? и кто может сразиться с ним?» (Апок. 13:3–4) [7, c. 1336].
Личность Антихриста в «Библейской энциклопедии» представлена следующим образом:
«Под именем Антихриста разумеется особое лицо, особенно нечестивый человек, который перед вторым пришествием Господа (т. е. Иисуса) на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить Христианство, но вместо этого сам погибнет ужасным образом» [6, с. 51].
Он придет не один, а с другим «зверем», который будет его лжепророком (Апок. 13:11) [7, с. 1336]. Это пособник антихриста — лжепророк. Это будет существо ужасной внешности и отвратительного поведения. Подражая Иисусу, он будет употреблять для утверждения власти Антихриста две силы: силу слова и силу чудес. Но будет говорить он богохульно и его речи будут безбожными нечестивыми. Он будет обольщать людей разного рода, а что особенно примечательно «дано будет ему вложить дух в образ зверя (Антихриста), чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» [7, c. 1337]. Но это будут ложные, а не истинные чудеса, которые может творить только Бог. Они будут состоять в ловкости, обмане чувств и в пользовании естественными, но тайными силами природы, с помощью дьявола. Всем поклонившимся Антихристу будет
«положено будет начертание на их правую руку или на их лоб, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число его имени» [5, c. 51].
Личность Антихриста таинственна. Она определена в Апокалипсисе следующим образом: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его 666» (Апок 13:18) [7, c. 1337] В истории Христианства предпринимались неоднократные попытки определения личности Антихриста и расшифровки значения этого числа.
«Некоторые находили звериное число в имени Юлиана Отступника; позднее — титуле Римского папы «Викариус Филии Деи» («Наместник Сына Божия»), в имени Наполеона и т. д.» [5, c. 51].
Очень интересное открытие сделал известный библеист профессор Берлинского университета Фердинанд Бенари. Ссылаясь на свидетельство Иринея, он показал, что этот стих, как и многие пророчества «Апокалипсиса» были обращены к событиям, развернувшимся в Риме в начале первого тысячелетия. Дело в том, что христианский теолог Ириней (II–III в.) в сочинении «Пять книг против ересей» (кн. V, гл. 28–30) упоминал об одном старом тексте, где числом зверя была цифра 616, вместо 666. При этом он упоминал, голова, о которой идет речь в стихе — «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела» (Апок. 13:3), — означала императора Нерона. Для разгадки таинственного числа, профессор Бенари привел данные о том, что
«за 300 лет до нашей эры евреи стали употреблять свои буквы в качестве символов для обозначения чисел. Философствующие раввины видели в этом новый метод мистического толкования, или каббалы. Тайные слова выражались числом, полученным от сложения цифровых значений букв, из которых состояли эти слова. Эту новую науку они назвали gematriah, геометрия. Эту науку применяет здесь Иоанн. Мы должны сказать: (1) что число содержит имя человека и что этот человек — Нерон и (2) что данное решение вопроса остается в силе как для текста с числом 666, так и для столь же старого текста с числом 616. Возьмем древнееврейские буквы и их цифровое значение:
(нун)
н = 50
(коф)
к = 100
(реш)
р = 200
(самех)
с = 60
(вав) как
о = 6
(реш)
р = 200
(нун)
н = 50
Нерон кесарь, император, император Нерон, по-гречески Neron Kaisar. Теперь, если вместо греческого начертания мы напишем латинское Nero Caesar древнееврейскими буквами, то буква «нун» в конце слова «Нерон» отпадает, а вместе с ней и ее числовое значение 50. Это приводит нас к другому старому тексту — 616, и доказательство таким образом, безупречно» [78, c. 391].
Данные Иринея и цифровая расшифровка числа 666 (613) приводятся и у архиепископа Аверкия:
«По догадке св. Иринея, звериное число 666 образуется из сложения цифрового значения букв, имени «Латеинос» или «Теитан» [5, с. 51].
Таким образом, возможно, что образ лжемессии Антихриста виделся автору «Апокалипсиса» воплощенным в императоре Нероне. И возможно, что это закрепляет предположение того, что ранние христианские общины действительно считали наступление последних дней мира событием, которое должно было произойти при их жизни. Тем более, что примеров таких воззрений много в самом Новом Завете. Например, в том же «Апокалипсисе» несколько раз повторяется, что «Время близко», т. е. вот-вот наступит конец (Апок. 1:3; 3:11; 22:10).
Антихристу будет дана власть почти над всем миром, которую он обретёт путём войн и изумительных побед. Он будет богохульствовать, и распространять неверие и несправедливость, но срок его правления будет непродолжительным:
«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Апок. 13:5) [7, c. 1336].
Все покорятся ему кроме истинных верующих в Бога. В конце концов, он будет убит Христом.
Этот период христиане считают периодом великой скорби. Главы 11–18 книги Откровения [7, c. 1335–1340] дают развернутое описание этого периода истории.
Затем Иоанн увидел 3-х ангелов, один из которых возвещал людям «вечное Евангелие». Другой ангел возвещает падение Вавилона. Под Вавилоном подразумевался языческий Рим. Третий ангел угрожает муками тем, кто служит зверю и поклоняется ему. После этого на небе показался Иисус (Апок. 14:14–20) [7, c. 1338]. Это видение означает кончину мира [5, c. 53].
Последнее 4-е видение начинается с того, что Иоанн увидел 7 ангелов, которые «излили 7 чаш гнева Божия на землю» (Апок. 16:1) [7, c. 1338]. При этом аллегорически описываются несчастья, которые поразят землю при каждом излиянии. После изливания чаши 7-м ангелом происходит знаменитое сражение между силами добра и зла на местности под названием Армагеддон (Апок. 16:12–16) [7, c. 1339], где первые одерживают решающую победу.
В главах 17 и 18 [7, c. 1339–1342] описывается суд и падение Вавилона, который олицетворяет собой ненавистный Рим и назван «великой блудницею».
Ангел, сошедший с небес, сковал на дьявола 1000 лет (Апок. 20:1–3) [7, c. 1343]. В это же время оживут все праведники когда-либо жившие на земле. Они будут царствовать с пришедшим Христом 1000 лет. Другие же люди не оживут (Апок. 20:7-10) [7, c. 1343]. По прошествии этого срока сатана освободится и снова выйдет «обольщать народы, находящиеся на разных уголках земли, Гога и Магога и собирать их на брань; число их как морской песок» (Апок. 20:7) [7, c. 1343]. Гог и Магог по Андрею Кесарийскому это племена гуннов и скифов, которые удерживаются Богом, но в конце времён выйдут против праведников под руководством Антихриста [5, c. 69].
После этого происходит ещё одно сошествие Христа, который окончательно сокрушает Адские силы. Бог ввергнет их в огненное озеро, где дьявол, зверь, лжепророк и их последователи будут пребывать вечно (Апок. 20:8-10) [7, c. 1343] и начнётся страшный суд. Все мёртвые оживут и встанут перед Богом (Апок. 20:12) [7, c. 1343–1344]. Книга, с деяниями каждого из людей, будет раскрыта, и соответственно с этим, люди получат воздаяние. Все грешники будут ввергнуты в «озеро огненное» олицетворяющее ад (Апок. 20:12–15) [7, c. 1343].
Надо отметить, что у христиан нет единства по вопросу о сути 1000-летнего царства Христа. Ортодоксальная позиция церкви состоит в том, что это исчисление нужно понимать не дословно, а аллегорически. Например, Андрей Кесарийский считал, что оно означает время от «воплощения Христова до пришествия Антихриста» [5, с. 66]. С приходом Христа на землю эта «тысяча» лет началась и продолжается в настоящее время. «Число 1000 — определенное — взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до второго пришествия Христова» [5, c. 66]. Однако упоминаемые ранее милленаристские течения в христианстве (адвентисты, анабаптисты, «Свидетели Иеговы» и т. д.) понимают 1000-летнее правление Иисуса и воскрешение мертвых буквально. По их мнению, воскресение мёртвых будет двукратное: первое за 1000 лет до кончины мира, когда воскреснут только праведники, а второе — перед кончиной мира, когда воскреснут как грешники, так и праведники и все получат воздаяние.
Поэтому архиепископ Аверкий подвергает их критике говоря, что «Апокалипсис» — книга таинственная, а потому понимать и толковать буквально содержащиеся в ней пророчества, особенно если это буквальное понимание явно противоречит другим местам Священного писания» [5, с.68]. Дело в том, что признание воскрешение мертвых во время 1000-летнего правления Христа (т. е. понимая текст «Апокалипсиса» как есть) противоречит стихам Евангелия от Матфея (6:39–40), где говорится только об одном воскресении. Именно поэтому официальная церковь вынуждена трактовать этот момент в «Апокалипсисе» аллегорически. Однако тот же Аверкий признает, что далеко не все христианские теологи признавали аллегорическую трактовку официальной церкви. Даже такие видные учителя церкви как Юстин, Ириней и Мефодий «держались» хиллиазма (милленаризма) «лишь как частного мнения» [5, с. 69].
Наконец Иоанн, в своём последнем видении, увидел картину христианского рая. Согласно стиху (Апок. 21:1) [7, c. 1344] следует, что старые земля и небо