увидят. Кому Аллах не
даровал света, тому нет просветления. (Сура «Свет», 24:40)
Состояние морей на большой глубине описывается в книге « Oceans» (Океаны)
следующим образом:
“Сегодня мы знаем, что темнота, существующая на глубине морей и океанов,
появляется примерно на глубине 200 м и больше. На такой глубине почти совсем
нет света. А на глубине более 1000 м господствует абсолютная тьма.” 64
В наше время при помощи современных технологий и измерительных приборов
можно получить информацию об общей географии строения моря, об особенностях
живых организмов, обитающих в нем, процентном содержании соли, количестве воды
в море, размерах поверхности и о глубине.
Созданные с помощью современных технологий подводные аппараты и
специальные приборы являются самыми главными источниками в деле получения
этой информации.
Если бы не было этих аппаратов, человек не мог бы опуститься глубже, чем на 70
метров и уж, конечно, не смог бы погрузиться на глубину более 200 метров и тем
более остаться там в живых в условиях полного отсутствия света. Поэтому
исследователи смогли изучить состояние морских глубин лишь совсем недавно.
Коран упоминал о состоянии морских глубин еще в те времена, когда не было
никаких машин, технологий и приборов, чтобы погрузиться на большую глубину, в
морские недра, и, конечно же, это является одним из величайших феноменов Корана.
В этой связи очень примечателен уникальный факт Корана, упоминающий о строении
морей, ниспосланный в тот период развития человечества, когда еще не существовало
ни исследовательской аппаратуры, ни даже возможности погружения в морские
глубины при помощи акваланга:
(Деянья тех, которые не веруют), подобны мраку глубины морей; его покрывает
волна, над ней другая волна, а над ними еще туча… (Сура «Свет», 24:40)
В аяте особо примечательно упоминание, что в морях под поверхностными
водами существует еще и второй тип волн, которые находятся под ними. Здесь
80
Лишь недавно ученые обнаружили, что «между слоями различной плотности в
океане возникают внутренние волны». Внутренние волны существуют на больших
глубинах морей и океанов, поскольку плотность морской воды на глубине
больше, чем на поверхности. Внутренние волны похожи на внешние. Они также
могут становиться меньше или больше, как и волны на поверхности. Однако
внутренние волны невозможно увидеть человеческим глазом, их можно заметить,
лишь проанализировав температурные различия и различия по составу соли в
нескольких участках определенного района моря.65
Текст аята и вышеприведенный научный комментарий совершенно идентичны
друг другу. Без проведенных с помощью современной техники исследований человек
может знать только о существовании поверхностных волн, знать же о волнении,
протекающем в глубинах моря, просто невозможно. Однако в Суре «Свет» 1400 лет
назад нам было ниспослано знание о наличии второй разновидности волн,
рождающейся в глубинах морей. Упоминание этого факта в Коране в тот период,
когда человечество еще не могло ни нырять в морские глубины, ни проводить там
какие-либо исследования, указывает нам, что Коран является откровением
Всевышнего Создателя, Ведающего обо всем сущем в этом мире.
Если проанализировать порядок описания морских глубин, приведенный в аяте, мы
столкнемся с еще одним научным феноменом: сначала идет упоминание о мраке
глубин, затем о внутренних волнах, расположенных над глубинами, после
упоминаются поверхностные волны и самыми последними упоминаются облака.
Здесь важно обратить внимание, что под всеми слоями располагаются именно слои
абсолютной тьмы.
Действительно, исследования показали, что солнечный свет не может проходить в
морскую толщу глубже 200 метров, на глубине же 1000 метров в морях и океанах
царит абсолютная, кромешная тьма.
УЧАСТОК МОЗГА, НАПРАВЛЯЮЩИЙ НАШИ ДЕЙСТВИЯ
Но нет, если он не прекратит (все это), поистине, Мы схватим и потянем его
за волосы чела, его грешного и лживого чела (Сура «Сгусток», 96:15-16)
Этот аят Корана также содержит в себе весьма примечательный факт. Обратим
внимание на последнее выражение вышеприведенного аята “грешное и лживое чело ”.
Исследования последних лет показали наличие в передней лобовой части черепа
участка, направляющего определенную деятельность мозга. Сведения об этом участке
мозга и его функциях, приведенные в Коране 1400 лет назад, были обнаружены,
исследованы и получили логическое объяснение только в последние 60 лет. Данные,
полученные в результате физиологических исследований функций передней лобной
части мозга были описаны в научном труде «Основы анатомии и психологии»
(Essentials of Anatomy and Physiology) так:
“Мотивация движений, предусмотрительное планирование действий, а также
81
намерение к их совершению происходит в передней лобной части головы (церебруме).
Этот участок является ассоциативной частью коры мозга…” 66
В книге содержится приводится и такое пояснение:
“Предполагается, что передняя лобная часть головы, наряду с двигательными
функциями, также является функциональным центром агрессивности…”67
Как очевидно из вышеприведенного пояснения, передняя лобная часть мозга
отвечает за все действия по планированию, мотивации и началу совершения любых
умышленных действий, благих или дурных, кроме того, является центром
агрессивных, умышленных действий, осознанного обмана или, наоборот,
правдивости.
Как видно, фраза “чело лживое, грешное”, приведенная в Суре «Сгусток»,
очень близка по смыслу к вышеприведенному определению. Знание
физиологического факта строения человеческого мозга, установленного и доказанного
учеными лишь в последние шестьдесят лет, были ниспосланы людям Всевышним
Творцом в аятах Корана много столетий назад.
СЕРДЦА ОБРЕТАЮТ ПОКОЙ, ЛИШЬ ВСПОМИНАЯ О БОГЕ
Результаты исследований группы кардиологов во главе с доктором Дэвидом
Б.Ларсоном из американского Национального исследовательского института здоровья
обнаружили поразительные результаты: во время сопоставления статистических
медицинских показателей оказалось, что люди верующие подвергаются различного
рода сердечным заболеваниям на 60% меньше, нежели люди неверующие и далекие от
религии. Самоубийства всегда совершались лишь людьми, далекими от веры. Среди
верующих людей был очень низкий показатель повышенного гипертонического
давления; соотношение курящих людей среди атеистов и верующих равнялось 7:1. 68
В исследовании, опубликованном международным медицинским журналом
« Международная психиатрия в медицине» констатировалось, что люди, признающие
себя неверующими, гораздо чаще подвержены различным заболеваниям и срок жизни
их меньше. Исследования журнала показали, что люди неверующие в 2 раза чаще
страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта, по сравнению с людьми,
которые считают себя верующими в Бога. Кроме того, смертность от болезней сердца
и дыхательный путей у людей неверующий на 66% выше, чем у верующих.
Секулярные психологи считают подобные факты «эффектами психологического
внушения», поясняя, что вера в Бога на психосоматическом уровне улучшает
состояние человека, повышает жизненный настрой и, как следствие, укрепляет
здоровье и выносливость организма.
Вполне возможно, что подобные пояснения психологов в определенной степени
82
верны, однако чем глубже мы начинаем изучать взаимосвязь веры в Бога, физического
и психического здоровья человека, тем более удивительные факты предстают перед
нами.
Вера в Бога рождает в душе человека колоссальную силу и энергию. Сила
воздействия веры на состояние человека несопоставима ни с какими иными
моральными факторами. Широкопрофильные исследования доктора Герберта Бенсона
(медицинский факультет Гарвардского университета США) взаимосвязи веры и
физического здоровья человека привели к любопытным заключениям. Будучи
атеистом, Бенсон пишет в результатах своих исследований: “Вера в Бога и
соблюдение религиозных предписаний порождает в организме человека ни с чем не
сравнимый положительный эффект, который не встречается более ни при каких иных
стимулирующих факторах”. Бенсон также пишет: “Никакая другая вера, кроме как
вера в Бога, не дает разуму и сердцу человека такого покоя и гармонии”. 69
Но как возникает эта тонкая зависимость веры и душевного и физического
здоровья человека? Секулярист Бенсон, оставаясь неверующим, все же делает такое
заключение: “Тело и разум человека устроены особым образом для принятия веры в
Бога”. 70
Это заключение, к которому все более склоняется в последнее время официальная
медицина, является одной из величайших загадок, о которой Всевышний сообщает
уверовавшим в Коране: “Знайте, сердца наполняются покоем, лишь поминая
Причина того, что человек, верующий в Бога, обращающийся с молитвами ко
Всевышнему Творцу, всем сердцем вверяющий себя Господу, здоровее других людей,
которые лишены этих свойств души, и физический, и духовно, в том, что душа
человека сотворена в гармонии с верой и ее присутствие в душе несет воодушевление
и надежду каждый день жизни. Все безбожные идеологии и политические системы,
противоречащие по своей сути цели сотворения человека, неизбежно приносит душе
человека тоску, тяжесть, ощущение бессмысленности существования, безысходность
и муку бытия.
Современная медицина, как мы уже говорили выше, уже очень близка к
признанию данного факта, как бесспорного показателя медицинской статистики. По
выражению известного американского писателя, автора книги «Божественные
свидетельства, союз веры и разума в постсекулярном мире» (God: The Evidence, The
Reconciliation of Faith and Reason in a Postsecular World), “современная медицина
стремительно продвигается в направлении признания факта существования не только
строго материальной, но и иной излечивающей силы – силы веры в лечении
человека.” 71
ПРОЩЕНИЕ И МИЛОСЕРДИЕ – ВЕЛИКАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Одна из главнейших черт благой морали, которую Всевышний Аллах
предписывает верующим в Коране, “прощение и милосердие”:
83
Будь прощающ и снисходителен, повелевай дозволенное (Исламом) и
удаляйся от невежд. (Сура «Аль Ара`аф», 7:199)
В другом аяте Корана Всевышний повелевает:
…пусть будут прощающи и милосердны. Ужель вы сами не хотели бы,
чтобы и вам Аллах простил?
Аллах, поистине, Прощающ, Милосерд! (Сура «Свет», 13:22)
Для людей, далеких от соблюдения морали Господа, такие черты характера, как
прощение и милосердие не имеют какой-либо значимости и ценности. Проявить
свой гнев или нагрубить кому-либо в момент неприятности или непредвиденной
ошибки для них естественно и не является в их понимании грехом. Но Всевышний
Аллах ясно повелевает истинно уверовавшим, что прощение, воздержание от злобы
и мести является лучшим проявлением благочестия перед Господом:
А воздаянием за зло есть зло, подобное ему. Но кто простит и восстановит
мир, поистине, тому назначена награда у Аллаха (Сура «Совет», 42:40)
… Но если вы все же простите (проступки их) и будете снисходительны к
ним, так ведь Аллах, поистине, Прощающ, Милосерд! (Сура «Упреки», 64:14)
Коран сообщает, что прощение и милость являются наивысшими чертами
нравственности человека. “Но кто способен проявить терпенье и простить,
поистине, это достойное деяние и в этом твердость духа”. (Сура «Совет»,
42:43)
Таким образом, истинные мусульмане, как сообщает Коран – это те, кто прощающи,
милосердны, благонамеренны и терпеливы. “Они те,…кто сдерживают гнев и
прощают людям”. (Сура «Али Имран», 3:134)
Понимание слова «прощение» людьми уверовавшими кардинальным образом
отличается от понимания его людьми, далекими от веры и заповедей Корана. Очень
часто, на словах простив кого-либо, человек еще долгое время испытывает в душе к
нему злобу и ненависть. И поведение его также все еще носит явные проявления
озлобленности, тогда как прощение верующего человека всегда искренне и
окончательно. Мусульмане каждый миг жизни помнят, что человек – существо,
склонное к ошибкам, Аллах сотворил его в этом мире для испытания и только на
ошибках человек учится пониманию истины и заблуждения. А потому сердце
мусульманина всегда милосердно и сострадательно. Кроме того, мусульманин
способен без колебаний простить человека, даже если абсолютно уверен в своей
правоте и в явном заблуждении оппонента. В вопросе прощения нет разделения на
большие или малые ошибки и грехи. Любой из нас может стать причиной великого
урона или вреда кому-либо. Но мусульмане искренне верят, что любое событие в
жизни происходит с ведения и повеления Аллаха, каждое явление происходит
согласно кадару, предопределению, установленному Аллахом, ни одно из событий
84
не происходит само по себе, без Его соизволения. Так что верующие в любой
ситуации уповают на Господа, терпеливы и стойки, и не позволяют себе проявлять
такие низменные черты человеческого естества, как гнев или злоба.
Исследования американских медиков, проводившиеся в последние десятилетия,
установили примечательный факт: люди, умеющие прощать, всегда здоровее других
физически и морально. Доктор Фредерик Лускин из Медицинского центра
Стэнфордского университета со своей командой проводил в 2000-м году
исследование по теме «Взаимосвязь религии и сердечных болезней». В
исследовании приняли участи 259