Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Эволюция бога: Бог глазами Библии, Корана и науки. Роберт Райт

магическими, оккультными и так далее. Нам необходимо дать этим людям какое-то название, так почему бы просто ради удобства не называть их «шаманами»? Именно такая позиция избрана в нашем случае. «Знахари», «ведуны», «кудесники» — в этой книге все они шаманы. (Примечание: в тексте обобщения, касающиеся шаманов, приводятся в настоящем времени, а конкретные этнографические примеры — в прошлом, отражая тот факт, что поскольку туземные культуры изменились или исчезли, лишь немногие из этих примеров остаются действительными и по сей день.)

51

Rogers (1982), р. 6–7; Lowie (1952), р. 336.

52

Rogers (1982), р. 11.

53

Spencer (1927), p. 401–405. В некоторых австралийских племенах, таких, как аранда, подобной силой были наделены не только шаманы. См. Spencer (1927), р. 397. См. также Rivers (1924).

54

Rasmussen (1932), p. 28.

55

Reichel-Dolmatoff (1987), p. 10.

56

Man (1932), p. 29.

57

Emmons (1991), p. 383–384.

58

Katz (1976), p. 287.

59

Процитировано в Bourke (1892), p. 459.

60

Eliade (1964), p. 509.

61

Ibid., p. 64.

62

Ibid.

63

См. Marshall (1962), p. 237–240. По оценкам Katz (1976), p. 285, половина мужчин и треть взрослых женщин способны достигать этого высшего состояния, хотя и неизвестно, все ли они могут пользоваться им для целительства.

64

Spier (1930), р. 107. См. Radcliffe-Brown (1922), р. 176, и Vecsey (1983), р. 161, сопоставимые наблюдения об андаманских островитянах и оджибве соответственно.

65

Lowie (1952), р. 14.

66

Ibid., р. 14–15.

67

Norbeck (1961), р. 105.

68

Murdock (1934), р. 43.

69

Ibid., р. 101.

70

См., например, Spier (1930), р. 124, и Emmons (1991), р. 383.

71

Rogers (1982), р. 33.

72

Spencer (1927), р. 402.

73

Emmons (1991), р. 370.

74

Man (1932), р. 29.

75

Vecsey (1983), р. 165.

76

Man (1932), р. 28–29.

77

Все эти примеры взяты из Rogers (1982), р. 5, 22, 28–29.

78

Ibid., р. 31.

79

Процитировано в Service (1978), с. 236–237.

80

Rogers (1982), р. 30.

81

Ibid.

82

Lowie (1952), p. 16–17.

83

Gusinde (1931), p. 1041.

84

Vecsey (1983).

85

Hoebel (1983), p. 73.

86

Есть зафиксированные исключения. Lowie (1952), p. 335, отмечает, что сибирские шаманы зачастую не имели высокого социального положения. Но, по-видимому, такие исключения редки.

87

Rogers (1982), p. 8.

88

См. Norbeck (1961), p. 111–112; Rogers (1982.), p. 7, 20.

89

См. Norbeck (1961), p. 112.

90

См., например, Murdock (1934), p. 12; Service (1978), p. 237; Spencer (1927), p. 398.

91

Norbeck (1961), p. 112.

92

Vecsey (1983), p. 163.

93

Benedict (1959), p. 213.

94

Man (1932), p. 29–30.

95

Rasmussen (1932), p. 30.

96

Reichel-Dolmatoff (1987), p. 8.

97

Lowie (1952), p. 3–7.

98

Emmons (1991), p. 375.

99

Cooper (1946), p. 104.

100

Spencer (1927), p. 392–396.

101

Norbeck (1961), p. 110. Radin (1937), p. 105–107, считает, что шаман зачастую соответствует представлениям о «мыслителе-художнике… человеке, невротически подверженном всевозможным внутренним импульсам и волнениям, как физически, так и ментально… Сама интенсивность внутренней жизни подстегивает его и способствует достижению цели».

102

Rogers (1982), р. 24.

103

Emmons (1991), р. 373.

104

Lowie (1952), р. 335.

105

Rogers (1982), р. 8.

106

James (1982), р. 388.

107

Katz (1976), р. 287, 291.

108

Konner (1990), р. 25.

109

Ibid.

110

См. Eliade (1964), р. 181, сноска.

111

Encyclopedia Britannica.

112

См. Norbeck (1961), p. 115.

113

Gusinde (1931), p. 1045. См. Emmons (1991), p. 370, ср. с отчасти схожей ролью тлинкитских шаманов на другом конце обеих Америк.

114

Murdock (1934), р. 258.

115

Lowie (1952), р. 18.

116

Spier (1930), р. 120.

117

Kelekna (1998), р. 165–166.

118

См. Spencer and Gillen (1904).

119

Durkheim (1965), p. 448.

120

Radin (1937), p. 52.

121

Cook (1852), р. 176.

122

Ibid., р. 172; лист банана: Handy (1927), р. 192.

123

Cook (1852), р. 176.

124

Ibid., р. 155.

125

Williamson (1937), р. 23.

126

Подробное обсуждение вождеств с доводами в пользу правомерности выделения вождеств в отдельную аналитическую категорию см. Wright (2000), chapter 7.

127

Процитировано в Kirch (1989), р. 166.

128

Ibid., р. 12.

129

Williamson (1937), р. 45, 49. Приписывание Тангароа определенных свойств осложняют суффиксы к его имени — например, «Тангароа-небес», «Тангароа-бесконечный», и т. п. Возникают сомнения (см. Williamson, с. 38–40) в том, что это разные описания одного и того же божества.

130

Williamson (1937), р. 38.

131

Ibid., р. 46. Уильямсон отмечает это, но сомневается в правильности предположений Handy (1927) о том, что Тангароа занимал важное положение на Маркизских островах. Во всяком случае — см. Williamson (1937), р. 44 — на некоторых островах Тангароа был лишь одним божеством из множества и не имел сколько-нибудь особенного статуса.

132

Williamson (1937), pp. 18–19, 88–93.

133

Handy (1927), p. 282.

134

Williamson (1937), p. 244.

135

Malo (1903), p. 168.

136

Ibid., pp. 169, 175–176.

137

Ibid., pp. 170–175.

138

Ibid., pp. 274, 278–279.

139

Ibid., pp. 199, 275–276.

140

Обзор см. у Firth (1940).

141

Ibid., p. 491. Ферт пишет это слово как ману, в соответствии с местным произношением.

142

Cook (1852), vol. II, р. 156.

143

Ibid., р. 155–156.

144

Thwaites (1900), pp. 127, 131.

145

Ibid., p. 127.

146

Van Bakel (1991), p. 272.

147

Hogbin (1934), p. 266.

148

См. Claessen (1991), pp. 304, 314, 316.

149

Ibid., p. 316.

150

Williamson (1937), p. 19: на островах Общества поклонялись, видимо, божеству не просто сожительства, а прелюбодеяния. Вот отрывок (1937, p. 104) из молитвы, которую на островах Харви произносили перед ночной кражей:

О, дом, обречен ты нашим богом!

Потому что окутан сном.

Пусть глубокий сон накроет это жилище.

Хозяин дома, спи!

Порог дома, спи!

И вы, мелкие насекомые, населяющие этот дом, спите!

151

Williamson (1937), pp. 9, 22.

152

Ibid., p. 92.

153

Handy (1927), p. 185.

154

Williamson (1937), p. 275.

155

Процитировано в Handy (1927), p. 78.

156

Williamson (1937), pp. 268–269; Handy (1927), p. 78.

157

Handy (1940), p. 311. Хэнди добавляет: «Этические соображения — второстепенные и косвенные факторы». Единственной классической добродетелью, способной обеспечить завидное вечное положение, была доблесть. На нескольких полинезийских островах, как писал Хэнди (1927, р. 78), павшие воины-герои попадали в «высшие пределы небесного мира», чтобы «пребывать там в вечном счастье, в одеждах из благоухающих цветов, танцуя и радуясь исполнению всех желаний».

158

Handy (1927), р. 67.

159

Hogbin (1934), р. 262.

160

Ibid., р. 261.

161

Turner (1861), pp. 313, 345.

162

Williamson (1937), p. 251. Прелюбодеяние также каралось богами Тонга — см. Hogbin (1934), р. 261, — и Самоа — см. Turner (1831), р. 313.

163

За приведением этой санкции в исполнение кое-где следили не божества, а умершие предки. См., например, Handy (1940), р. 319.

164

В полинезийских вождествах религия если и не ставила во главу угла нравственные вопросы, то в любом случае обращалась к ним. Уильямсон писал, что на Тонга «такими человеческими преступлениями, как ложь, воровство, прелюбодеяние и убийство, не занимались высшие боги ввиду их более возвышенной природы». Однако он добавлял, что все эти преступления «находились в ведении низших богов» (Williamson, 1937, р. 16). Даже такая степень божественного вмешательства в вопросы нравственности была большим прогрессом по сравнению с типичными ситуациями в сообществах охотников-собирателей. Хэнди рассматривает нравственный аспект полинезийской религии подробнее, чем Уильямсон — например, Handy (1940, р. 319): «Социальная этика составляет ядро древнего и официального полинезийского культа. Злоба, злой умысел и злые речи по отношению к родным — одна из самых распространенных причин болезни, отсюда любопытный феномен исповеди как обязательного условия для исцеления. Второй источник проблем — непочтительное отношение к нормам обычного права, что видно на примере many: нарушителей many в суммарном порядке карали и духи, и божества — как болезнями, так и несчастными случаями в отместку за их проступки».

165

Все это не значит, что современный закон зародился в религии. (Взгляды, согласно которым религия породила закон, иногда приписывают социологу XIX века Генри Мэну, но такое приписывание отличается той же упрощенностью, что и сами взгляды. См. Hoebel (1983, chapter 10, по обоим вопросам). И действительно, в сообществах охотников-собирателей часто можно видеть род закона, соблюдаемого с незначительной помощью сверхъестественного или совсем без него: такие преступления, как убийство, — это плохо, значит, мстить за них — хорошо, вот и все, никакого вмешательства свыше не требуется. Скорее, можно сделать другое предположение: когда общество переросло стадию охотников-собирателей, подобный общественный способ охраны порядка утратил прежнюю практичность и потребовалось нечто более похожее на современный закон, вмешалась религия и взяла на себя важные полномочия на переходный период.

166

Williamson (1937), pp. 134–136; Hogbin (1934), p. 264. На с. 253 Уильямсон отмечает, что на островах Общества семья утверждала свои права на землю, строя на ней небольшое святилище, или мараэ.

167

Hogbin (1934), р. 274. Фоно существовал и в других вождествах, но чаще всего как административный орган. Его самоанское применение в судебных целях нетипично.

168

Van Bakel (1991), p. 268.

169

Hogbin (1934), p. 269.

170

Ibid., p. 263.

171

Ibid., p. 262.

172

Ibid., p. 277–278.

173

Ibid., p. 273–274.

174

Williamson (1937), p. 122.

175

Cook (1852), p. 175.

176

См., например, Hoebel (1983), p. 272.

177

Williamson (1937), p. 302–303.

178

Williamson (1937), p. 128.

179

Sahlins (1963), p. 297.

180

Ibid., p. 297–298.

181

Kirch (1989), p. 167.

182

Williamson (1937), p. 258.

183

См. Wright (2000), chapters 5, 7.

184

Dale (1996), p. 303.

185

Kirch (1989), p. 68, 196–197.

186

Williamson (1937), p. 103.

187

Процитировано в Makemson (1941), p. 19.

188

Lewis (1974), pp. 135, 137.

189

Williamson (1937), p. 249.

190

См. Lewis (1974), pp. 140, 144; Makemson (1941), p. 19. В предсказаниях, о которых упоминал Мейкемсон, считалось, что ветер, приближающийся к островам, сначала проходит мимо Млечного Пути и меняет его наклон; следовательно, в этом случае причинное объяснение наблюдаемой корреляции между положением звезд и преобладающими ветрами выглядит более «современно» — то есть менее сверхъестественно — чем другие полинезийские теории, объясняющие подобные корреляции, в которых небесные божества управляют ветрами (как на Онгтон-Джаве — см. Williamson, 1933, р. 153).

191

Процитировано в Makemson (1941), р. 19.

192

Bottero (2001), pp. 66–67.

193

Jacobsen, pp. 139–140. См. Bottero (2001), p. 122; ср. месопотамские жрицы, занимавшиеся проституцией.

194

Saggs (1978), р. 173.

195

Bottero (2001), pp. 66–67.

196

Pinch (2002), p. 126.

197

Процитировано в Le Page Renouf (1884), p. 2.

198

Faulkner (1969), p. 1.

199

Keightley (1998), pp. 804–807.

200

http://www.mnsu.edu/emuseum/information/biography/abcde/delanda_deigo.html

201

Например, Sharer (1996), p. 160, высказывает мнение, которое разделяют другие ученые — что «было бы ошибкой полагать, что они [боги майя] обладали выраженными или антропоморфными (человекообразными) свойствами, подобно богам Древней Греции или Рима». Но вместе с тем он говорит, что богам нравится музыка (с. 166) и, что самое важное, они ждут, что люди будут питать их посредством жертвоприношений, и злятся, если люди пренебрегают этой обязанностью (с. 164). Шерер утверждает (в личной беседе), что боги майя были менее антропоморфными, нежели греческие, так как оказывались более изменчивыми. Подобно ему, Boone (1994), pp. 104–106, говорит, что считать ацтекских богов богами — заблуждение: на языке науатль слово «теотль», переведенное испанцами как «бог», на самом деле означает «священная и обезличенная сила» (с. 105). «Ацтекские боги были не боголюдьми, в отличие от греческих и римских богов» (с. 105). Но позднее она утверждает, что «ацтекские божества были сгустками энергии, воплощенной в антропоморфной форме богов и богинь» (с. 106). И действительно, «легенды и древние предания повествуют об ацтекских божествах как сверхъестественных актерах на мифической сцене». Однако она настаивает на том, что этот «способ очеловечивания сверхъестественного» был просто «действенным приемом повествования», которым ацтекские старейшины пользовались, чтобы «объяснить космос понятным человеку образом». Если я правильно понял, Бун считает, что подавляющее большинство ацтеков считало своих богов антропоморфными, но с нашей стороны было бы заблуждением воспринимать их таковыми — видимо, это означает, что и ацтеки совершали ошибку, воспринимая их так. Но если мнение ацтеков о природе ацтекских богов не является решающим,

Скачать:TXTPDF

Эволюция бога: Бог глазами Библии, а и науки. Роберт Райт Коран читать, Эволюция бога: Бог глазами Библии, а и науки. Роберт Райт Коран читать бесплатно, Эволюция бога: Бог глазами Библии, а и науки. Роберт Райт Коран читать онлайн