кто же тогда авторитет в этой области? Возможно, специалистов по Центральной Америке, работавших в конце XX века, одолевало стремление усмотреть в изучаемых религиях более модернистскую духовность в стиле нью-эйдж, в отличие от ученых зануд, ранее придавших вид толкованиям египетской и месопотамской религии. Или же на них повлияло утверждение Рудольфа Отто (Rudolf Otto, 1977), согласно которому представления о «непостижимом» предшествует — и хронологически, и в некотором смысле метафизически — представлениям об отдельных богах. Исследователь Торкильд Якобсен (Thorkild Jacobsen, 1976) явно опирался на эту точку зрения в исследовании месопотамской религии, и теперь ряд ученых считает, что она неудачным образом повлияла на его интерпретацию (Norman Yoffee, в личной беседе). У меня не вызывает сомнений утверждение Бун, согласно которому ацтекские миряне пользовались более буквальной и менее метафизической концепцией богов, нежели ацтекские интеллектуалы. Брей (Bray, 1991), pp. 155–158, высказывает почти такое же предположение, иначе расставляя акценты. (Согласно ему, некоторые интеллектуалы воспринимали многочисленных и разных ацтекских богов как воплощения единственного изначального бога.) Но я полагаю, что если и существует единственно «верный» способ относиться к богам любой цивилизации — а текст Бун свидетельствует, что, по ее мнению, таковой имеется, — то это способ, которого придерживалась основная масса людей, относящихся к этой цивилизации. Hornung (1996), р. 105, пишет, что со временем египетские боги постепенно приобретали человеческую форму в противоположность звериной, и оперирует выражениями «антропоморфизация силы» и «от динамизма к индивидуализму», описывая эту тенденцию. Но на самом деле то, что в более ранний период египетские боги с большей вероятностью обретали животный облик, не означает, что в психологическом смысле они не были антропоморфными. Более того, чтобы подкрепить эту тенденцию, Хорнунгу пришлось свести до минимума (см. с. 101–103) не вписывающиеся в нее свидетельства, например, тот факт, что в доисторическом Египте делали статуэтки из глины и слоновой кости, и эти статуэтки имели человеческую форму, а также то, что несколько египетских богов выступают в человеческом облике уже в самых ранних исторических документах.
202
Египет: Morenz (1973), р. 6; Китай: Роо (1998), р. 28; майя: Sharer (1996), р. 153; ацтеки: мексиканский археолог Альфонсо Казо, процитированный у Bray (1991), р. 152; Месопотамия: Bottero (2001), р. 92.
203
Bottero (2001), р. 45. В некоторых случаях одного и того же бога могут называть разными именами, и, во всяком случае, никто не поклонялся всем богам, входящим в этот список. Saggs (1989), р. 277, ссылается на современную перепись, в ходе которой составлен список с 3600 именами, а Боттеро упоминает о списке с 3300 именами (с. 45).
204
Египетские писцы, ремесленники: Shafer et al. (1991), p. 54; месопотамские писцы: Saggs (1989), p. 277; о месопотамских богах ремесел в целом см. Lambert (1975), р. 196; ацтекские лавочники: Bray (1991), pp. 147–148; ацтекские купцы (и боги нескольких ремесел): Boone (1994), р. 109; майянские купцы: Foster (2002), pp. 168–169, и Sharer (1996), p. 162; майянские писцы Sharer (1996), p. 161; пивовары и каменщики: Saggs (1989), р. 277; ткачи, художники, золотых дел мастера: Boone (1994), р. 114; грабители: Bray (1991), р. 162; майянский бог самоубийства: Sharer (1996), р. 162); «повелитель хлева»: Bottero (2001), р. 47; египетские боги легких, печени и т. п.: Sharer et al. (1991), p. 49.
205
Walker and Dick (2001), p. 53. Ритуал, подробно описанный на этой табличке начала I тысячелетия до н. э., по-видимому, включал омывание рта статуи бога (с. 16). В какой мере люди ассоциировали эту статую с самим богом, неясно, но есть свидетельства, что в Древней Месопотамии ассоциации могли быть достаточно прямыми: в некоторых случаях считалось, что боги поселяются в своих статуях. См. Bottero (2001), р. 65.
206
См. Trigger (1993), р. 98–102; правители в Египте, Месопотамии, Китае и Центральной Америке претендовали по крайней мере на некоторую степень родства с богами.
207
Foster (2002), р. 178.
208
Trigger (1993), р. 102.
209
Ibid., р. 91.
210
Ibid. Об угрозе хаоса в Египте см. Baines (1991), pp. 124–125.
211
Boone (1994), p. 117.
212
Bray (1991), p. 172; Boone (1994), p. 117.
213
Уицилопочтли: Bray (1991), pp. 18, 172.
214
Vaillant (1950), pp. 195–197; Bray (1991), pp. 171–175.
215
Ortiz de Montellano (1990), p. 49.
216
Процитировано в White (1959), pp. 303–304.
217
Trigger (1993), pp. 97–98.
218
Bray (1991), pp. 177–178.
219
Michael D. Lemonick, «Secrets of the Maya», Time, Aug. 9, 1993.
220
Bray (1991), p. 176.
221
См. Wright (2000), p. 99.
222
Lamberg-Karlovsky and Sabloff (1995), p. 174.
223
Bottero (2000), p. 58; см. также Saggs (1978), pp. 116–117.
224
Bottero (2000), p. 58–59.
225
Майя: Lopez Austin (1988), p. 270; египтяне: Traunecker, p. 98.
226
Ortiz de Montellano (1990), pp. 62–63, 141, 150–152.
227
Lopez Austin (1988), pp. 296, 337.
228
O’Flaherty (1981), p. 213–214, ос. сноска 5; см. также Flood (1996), p. 47.
229
Lichtheim (1975), p. 65.
230
Возможная иллюстрация этой динамики — победа в Китае ближе к концу II тысячелетия до н. э. над династией Шан (чей верховный бог Шанди, насколько мы можем судить, не выказывал никакой нравственной предрасположенности; см. Elvin (1986), р. 327) династии Чжоу, верховный бог которой, Тянь, заботился о вопросах нравственности — см. Elvin (1986), р. 327, — которые в конце концов стали преобладать над его отношением к строгому соблюдению ритуалов (р. 328).
231
Bottero (2001), р. 53.
232
Там же; Lambert (1975), р. 193.
233
Lambert (1975), pp. 191–193. См. также Bottero (2001), pp. 48–54, о рационализации пантеона в III тысячелетии до н. э.
234
Lambert (1975), р. 192.
235
Ibid.
236
Williamson (1937), p. 252.
237
Watson (1992), p. 26.
238
См. Saggs (1989), p. 37.
239
Watson (1992), p. 27.
240
Lamberg-Karlovsky and Sabloff (1995), p. 176.
241
Saggs (1989), p. 185.
242
Ibid., p. 41.
243
Hallo and van Dijk (1968), p. 7–8.
244
Ibid., pp. 1–9, 23, 29.
245
Ibid., pp. 9-10.
246
Saggs (1978), pp. 184–185.
247
Bottero (2001), p. 46.
248
Bray (1991), p. 155.
249
Dietrich (1974), p. 27.
250
Bottero (2001), p. 51.
251
Jacobsen, p. 85. Это повествование называется «Энки и мировой порядок».
252
Silverman (1991), р. 32.
253
Далеко не все ученые согласны с этой точкой зрения, но многие разделяют ее. См. Роо (1998), р. 23, и Gernet (1985), р. 49. Большинство исследователей принимают ее применительно к Китаю после времен династии Шан. В Центральной Америке пантеоны выглядят сравнительно аморфными, но эти государства находятся на более ранней стадии социальной эволюции, чем Месопотамия или Египет II тысячелетия до н. э., или Китай после династии Шан.
254
Bottero (2001), р. 52.
255
Ibid., pp. 52, 97.
256
Ibid., p. 66.
257
Свод законов Хаммурапи, перевод на английский Л. У. Кинга.
258
Bottero (2001), р. 54.
259
Saggs (1978), р. 157.
260
Свод законов Хаммурапи.
261
Lambert (1975), pp. 193–194. Bottero (2001), p. 54, по-видимому, полагает, что в своде Хаммурапи Мардук возвысился до положения бога-покровителя Вавилона, но в тексте ничто на это не указывает, а Ламберт (с. 193) считает, что божеством Вавилона Мардук был «всегда».
262
Bottero (2001), pp. 55–56.
263
Lambert (1975), pp. 197–198. Bottero (2001), p. 57, представляет эти равенства в виде «Мардук — Нинурта, бог земледелия».
264
Bottero (2001), р. 57.
265
Ibid., р. 58, сдвиг к монотеизму сведен до минимума, в то время как Lambert (1975), р. 198, подчеркивает его.
266
См. Lambert (1975), р. 199.
267
Saggs (1978), р. 184.
268
Эпос о сотворении, перевод на английский Л. У. Кинга, см. также Bottero (2001), р. 56.
269
Перевод Л. У. Кинга.
270
Reeves (2001), pp. 44–45; Redford (1984), pp. 158–163.
271
См. Reeves (2001), p. 111; Redford (1984), p. 165. Возможно, смерти его отца предшествовал краткий период соправления.
272
Redford (1984), р. 162. Редфорд ссылается на надпись, что «все боги в нем». Амон был уже слит с некогда верховным богом солнца Ра и, хотя они порой делили высшую позицию как Амон-Ра, — Амон, по всей видимости, был старшим партнером. См. Redford (1984), pp. 162–163, 171; см. также Hornung (1999), pp. 91–92.
273
Reeves (2001), p. 49.
274
David (2002), p. 215. См. также Reeves (2001), pp. 49–50; Redford (1984), pp. 171–172.
275
Redford (1984), pp. 175–177.
276
Ibid., pp. 175–176, 179.
277
Ibid., p. 176.
278
Redford (1992), p. 381; David (2002), p. 218.
279
Ibid., pp. 166, 178–180.
280
David (2002), p. 226.
281
См. Redford (1992), pp. 226–233. Такое теологическое «перекрестное опыление» хотя и было выгодным в политическом смысле для правителя империи, не обязательно оказывалось проявлением непорядочности. Отец самого Эхнатона ближе к концу своего правления послал в Месопотамию за изваянием Иштар из Ниневии, чтобы она исцелила его болезнь. См. Redford (1992), р. 231, и Morenz (1973), р. 240.
282
См. Redford (1992), pp. 230, 233.
283
Ibid., p. 231.
284
Ibid., p. 230; David (2002), pp. 227–228.
285
Wente and Baines (1989), p. 158. Эту озабоченность приписывают Амону-Ра — такое имя Амон носил в период слияния с Ра.
286
Morenz (1973), р. 51.
287
Hornung (1996), р. 167. Древнейший экземпляр этого текста, «Книга врат», появился вскоре после правления Эхнатона, но ряд специалистов считает, что он был написан ранее.
288
Morenz (1973), р. 52.
289
Ibid., pp. 47–49.
290
3 Цар 19:11–12.
291
Armstrong (1994), р. 27. Она обращается к переводу, найденному в Иерусалимской Библии, в которой эта фраза выглядит не как «а sound of sheer silence» — «звук полной тишины» (новое исправленное издание Библии, NRSV) или «а still smal voice» — «тихий голос» (исправленное издание Библии, RSV), а как «the sound of a gentle breeze» — «звук легкого ветра».
292
Ваал был не просто богом плодородия; см. Albertz (1994), р. 172.
293
О «сокрытости» Яхве см. Friedman (1997), особенно р. 77–80.
294
Kaufmann (1972), р. 70.
295
Ibid., р. 2. Строго говоря, взгляды Кауфмана не были антиэволюционными. Он считал, что движение от языческой религии к монотеизму было эволюционным (с. 7), но полагал, что монотеистический этап наступил внезапно, а не развился постепенно из более ранней религии. Он пришел к иудеям «как озарение, новое наитие» (с. 60).
296
3 Цар 19:15–18; 20:29–30.
297
См. Gnuse (1997), p. 66, о том, насколько распространенной и влиятельной, особенно в 40–70 годах XX века, была идея раннего (то есть Моисеева) и внезапного возникновения монотеизма.
298
См., например, Friedman (2003).
299
Некоторые ученые выказывают недовольство, когда угаритскую литературу называют «ханаанской», но, например, Pitard (2002), pp. 251–252, высказывается в пользу именно такого обозначения, ссылаясь на целостность культуры Угарита и Ханаана к югу от него. Разумеется, угаритская литература не является в строгом смысле слова образцом культуры «хананеев» из Библии, но стремление рассматривать ее как отражающую в широком смысле их окружение представляется правомерным.
300
Быт 2:8; 3:21; 3:8; 3:9.
301
Niehr (1995), р. 52, утверждает, что изначально Яхве был богом погоды, как Ваал. Подобно ему, Day (2000), р. 14, подчеркивает связь Яхве с бурями в явно ранних фрагментах Библии, таких, как Суд 5:4–5. Гипотезу о боге погоды нельзя исключить, однако примечательно то, что даже в отрывке, на который ссылается Дэй, акцент делается на способности Яхве вызывать сильные бури (в противоположность, допустим, простому ассоциированию его с дождем и, следовательно, с плодородием): «Когда выходил Ты, Господи… тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду. Горы таяли от лица Господа…» Примеры мотива бога-воина в древнеиудейских