Ислам и Коран как идеальная методика манипуляции сознанием. П. А. Сарапульцев.
В современном мире ислам является наиболее быстро растущей религией. Общее количество мусульман в мире составляет, по разным оценкам, от 1,2 млрд. (1) до 1,57 млрд. (2).
Конечно, с 30-х годов VII века и до XVII века распространение ислама в основном осуществлялось за счёт захватнических походов потомков и последователей Мухаммеда. Однако не следует думать, что мусульмане очень жёстко навязывали свою религию. Как пишет историк А.Б. Широкорад: “Вопреки мнению большинства отечественных и западных историков турецкие завоевания XV-XVI веков объясняются в первую очередь поддержкой народных масс, точнее большинства населения соответствующего региона или по крайней мере существенной его части. … Да, турки разрушили часть православных церквей, но в целом в империи имела место веротерпимость, как к христианам, так и к евреям. … к примеру, одно из главных обвинений, предъявляемых туркам: “налог кровью”, то есть отбор мальчиков-христиан в школы, готовившие янычар и чиновников. Так вот руководили этим процессом не султанские чиновники, а греческие попы. Самое забавное, что они иной раз брали взятки от мусульман, чтобы их детей, записав в христиане, отправили учиться” (3).
В настоящее время увеличение численности мусульман происходит, как за счет иммиграции мусульманского населения (Западная Европа), так и за счёт прямой пропаганды в странах с отсутствием моно конфессиональных этносов (Африка). Оценить насколько часто обращаются в ислам представители традиционно немусульманских этносов достаточно сложно. Тем не менее, по данным Американского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обращается 135 тыс. человек, причём от 20 до 30% мусульман — новообращенные. Английский Исламский центр говорит о 14 тыс. обращений в Великобритании в год, а французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тыс. человек (4).
Естественно, что принципиальное изменение взглядов и представлений о жизни большого количества людей под влиянием устных или письменных проповедей не может быть ни чем иным кроме как следствием манипуляции их сознанием. Конечно, объекты манипуляции никогда не согласятся с подобным выводом, поскольку с одной стороны “манипуляция — это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции”, а с другой стороны “один из надежных признаков того, что в какой-то момент осуществляется большая программа манипуляции сознанием состоит в том, что люди вдруг перестают внимать разумным доводам — они как будто желают быть одураченными” (5).
Для того, чтобы доказать выдвинутое положение о том, что ислам действительно использует технику и приемы манипуляции сознанием, имеет смысл проанализировать текст Корана, являющегося принципиальной основой всего учения ислама, используя классификацию и признаки отдельных приёмов манипуляции сознанием, собранных в монографии С.Г. Кара-Мурзы (5). В дальнейшем все цитаты из этой монографии будут выделяться курсивом. А для анализа текста Корана в целях удобства читателей, не занимавшихся прежде специальным изучением ислама, предлагается использовать его перевод, сделанный Абу Аделем, поскольку в нём приводятся ссылки и разъяснения не совсем понятных фраз и положений (6).
Начать анализ имеет смысл с языка слов, поскольку “внушаемость посредством слова — глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению”, причём сила его воздействия заключается “не в информационном содержании, а в суггесторном воздействии”. Эффективность воздействия слова зависит, как от личности человека, занимающегося манипуляцией (он должен быть “харизматическим лидером”), так и от языка, на котором осуществляется манипуляция.
Блестящий манипулятор должен быть “харизматическим лидером”. Как пишет С. Московичи: “Могущество… происходит не из того, что говорится, а из “магии” … человека, который говорит” (7). То, что Мухаммед был именно таким харизматическим лидером не вызывает сомнения: начав свои проповеди в сорокалетнем возрасте в 610 году, он, не имевший никакого философского или религиозного образования, добился того, что к его смерти в 632 году в ислам был обращён весь Аравийский полуостров.
При манипуляции сознанием оптимальным считается использование разговорного, а не официального языка, поскольку разговорный “рождается из личного общения людей, которые излагают свои мысли — в гуще повседневной жизни. Поэтому он напрямую связан со здравым смыслом (можно сказать, что голос здравого смысла “говорит на родном языке”)”.
Хотя среди сторонников ислама принято считать, что Коран был ниспослан не только арабам, но и всему человечеству:
Коран: 21:107. И Мы послали тебя (о, Мухаммад) только как милость для миров [кто уверует в тебя, как в Посланника, тот будет счастлив и преуспеет как в этом мире, так и в Вечной жизни].
Тем не менее, Коран был записан со слов Мухаммеда на арабском языке, и большинство богословов считает, что содержание Слова Всевышнего не может быть передано ни на каком другом языке (8). А поэтому, например, перевод не может служить заменой Корану во время намазов (9).
И всё же основной причиной того, что Коран был написан не на языках народов прародителей Единобожия (древнееврейском, латинском и древнегреческом), а на арабском, являлась необходимость понимания смысла новой религии соотечественниками Пророка. О чём прямо говориться в Коране:
Коран: 41:44. А если бы Мы сделали его [Книгу, которую ниспослали тебе, о Мухаммад] Кораном иноязычным [на другом языке], то они [многобожники], однозначно, сказали бы: “О если бы его аяты были разъяснены(на арабском языке) (чтобы мы могли понять их смысл)!” Разве (может быть так, что Книга ниспосылается) на ином языке, а (Посланник говорит) на арабском?..
Однако для неарабского населения завоёванных стран, принявших ислам, арабский язык не был родным, и, следовательно, эффект манипуляции их сознанием осуществлял уже сам текст Корана, пусть и усвоенный из вольных пересказов “пятничных” мулл.
В определённой степени манипуляторный эффект текста Корана подтверждается наличием феномена широкого распространения исламского фундаментализма среди традиционно неисламских этносов (10). Ибо для того, чтобы требовать точного соблюдения канонов Корана (а в этом и заключается исламский фундаментализм), их надо точно знать, а это невозможно без серьёзного изучения текста Корана, в свою очередь требующего наличия определённого образовательного уровня. Это кстати может объяснить и то, что “американские мусульмане в целом и по образованию, и по уровню жизни стоят выше среднего американца, 58% из них имеют высшее образование” (4).
Таким образом, использование арабского языка при создании Корана могло способствовать распространению ислама только среди арабского населения, но основную роль в распространении ислама играли и играют те механизмы воздействия на психику человека, которые заложены в самом тексте Корана.
Одним из хорошо доказанных механизмов манипуляции сознанием является язык образов. Впервые в литературе обратил внимание на значимость специально создаваемых образов в манипуляции сознанием Ле Бон: “Толпа… восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков”. При этом “могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла” (11). Эффект подобного воздействия с точки зрения психологии объясняется тем, что вовлечение в толпу и подчинение ей приводит к утрате личностного сознания и нивелированию его до уровня подросткового, а то и детского сознания, которое как раз и “отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь” (12).
И хотя внушение истин ислама осуществлялось и осуществляется не только и даже не столько в толпе, однако именно образность принципиальных идей Корана способствовала и способствует внедрению этих идей в психику прозелитов. Дело в том, что, создавая Коран, Мухаммед ориентировался, прежде всего, на психологию большинства своих сограждан, у которых в силу этнических (почитание старших) и культурных установок племенного уклада жизни в основном преобладало детское сознание, основанное на использовании сознанием образов, а не логических построений. Не случайно и в наше время ненасильственное распространение ислама происходит или в наиболее отсталых странах, или среди наименее окультуренного населения развитых стран.
Естественно, что основной идей Корана, требующей внедрения в сознание будущих прозелитов, было доказательство всесилия и величия единого Бога — Аллаха. И здесь Мухаммеда подстерегала, казалось бы, непреодолимая дилемма. С одной стороны оптимальным способом внушения было бы живописное описание великого и всемогущего божества (вспомним только какое мощное воздействие на психику оказывали и оказывают гениальные скульптуры и картины античного и христианского периодов истории), но с другой стороны Мухаммед не мог использовать визуальное описание Аллаха, поскольку при противопоставлении вновь создаваемой религии многобожию и христианству, представлявших богов подобными человеку или животным, подобное копирование низводило Аллаха до уровня остальных богов. И поэтому ему пришлось отказаться от визуального описания Бога и постулировать, что человек вообще не способен охватить Бога взором:
Коран: 6:103 “Не постигают Его взоры…”
Конечно, человек способен откликаться на речевые сообщения других людей созданием чисто языковых “образных представлений”, обеспечивающих как “постоянное движение языковой мысли”, так и “всевозможные перетекания одних представлений в другие” (13), но интеллектуальный уровень новообращаемых не позволял Мухаммеду надеяться на усвоение ими сложных логических построений типа Святой троицы.
Казалось бы, непреодолимый тупик, но Мухаммед нашёл блестящий выход из данной ситуации, начав с первой суры описывать не внешность, а деяния Аллаха и его отношение к своим приверженцам. Постепенно, но последовательно Мухаммед создавал в сознании своих приверженцев доступный и понятный им образ отца: пусть всемогущего, грозного и всезнающего, но заботливого и внимательного даже в мелочах, всегда готового прийти на помощь. Таким образом, пусть и неосознанно Мухаммед использовал метод манипуляции сознанием с помощью образов, который, по мнению С. Г. Кара-Мурзы, “состоит в наличии двойного воздействия — наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату “закодированный” сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на “неявное знание”, которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение”.
Для подтверждения формирования в Коране образа Бога — отца достаточно привести только несколько аятов, подтверждающих наличие вышеуказанных отцовских качеств:
Всемогущество и все властность:
Коран: 42:49. Аллаху (принадлежит) (вся) власть [полное владение и управление] над небесами и землей; Он создает то, что пожелает, (и) Он дарует, кому пожелает, (только) женское потомство [дочерей] и дарует, кому пожелает, (только) мужское потомство [сыновей].
42:50. Или Он сочетает их [потомство], как мужского пола и женского [дарует обоих полов], а кого пожелает, делает бесплодным [у которого не будет детей]: (ведь) поистине, Он — знающий [знает, что творит], могущий (создать то, что пожелает)!
Всеведение:
Коран: 9:78. Разве они [лицемеры] не знали, что Аллах знает их тайное [то, что они таят в своих душах] и их скрытые разговоры и что Аллах — Знающий (всё) Сокровенное.
11:5. … (Ведь даже) в то время, когда они (ночью) закрываются своими одеждами (ложась спать), знает Он, что они скрывают (в своих душах) и (Он знает) что они