(днём) совершают открыто! Поистине, Он [Аллах]знает про то, что в грудях [душах] (Его творений)!
Всезнание:
Коран: 6:59. И у Него — ключи сокровенного [знание о начале Дня Суда, где и когда будет идти дождь, что произойдёт в будущем, где умрёт человек,…]. Не знает это никто, кроме Него. И Он знает (всё), что на суше и на море. И (какой-бы) лист (растения) ни упал, Он знает об этом [Он знает когда и куда упадёт этот лист]. И нет (ни одного) зерна во мраке земли, и нет (ничего) свежего или сухого, чего не было бы в (некой) ясной книге [в Хранимой Скрижали].
Коран:16:90. Поистине, Аллах повелевает (Своим рабам) (придерживаться) справедливости (как по отношению к Нему Самому) (и также по отношению к Его рабам), (проявлять) искреннее благодеяние (как по отношению к Нему Самому) (и также по отношению к Его рабам) и (давать) дары родственнику [родственникам] (что является благочестием к ним и поддержкой родственных отношений); и Он удерживает от мерзости [плохих слов и дел], неодобряемого [всего того, чем Он не доволен] и злодеяния (по отношению к людям). Он увещевает вас, чтобы вы помнили (повеления Аллаха) (и исполняли их)!
Заботливость:
Коран: 6:95. Поистине, Аллах раскрывает зерно (чтобы оно дало побег) и косточку (чтобы из него выросло дерево); выводит Он живое из неживого [человека из семени, птицу из яйца] и выводит неживое из живого[семя из человека, яйцо из птицы]! Вот таков Он вам Аллах! Но до чего же вы отвращены (от Истины) (поклоняясь кому-то ещё, кроме Него)!
6:96. Выводит Он рассвет [светом рассеивает темноту] и ночь делает покоем [временем, когда отдыхают люди], и (сделал) солнце и луну (двигающимися) по (точному) расчёту. Таково установление (Аллаха)Величественного (в Своём владычестве), Знающего (Который знает всё)!
6:97. И (только) Он [Аллах] — Тот, Кто устроил для вас (о, люди) звёзды, чтобы вы находили по ним путь (во время дальних поездок) в темноте суши и моря. (И вот) уже Мы разъяснили знамения [ясные доказательства]для людей, которые знают (о величии Аллаха)!
21:80. И научили Мы его [Дауда] делать кольчугу [одежду воина, представляющую собой переплетённые между собой маленькие кольца] для вас, чтобы она [кольчуга] уберегала вас (о, люди) от вашей ярости [от ударов оружием]. Разве же вы являетесь благодарными?
23:18. И низвели Мы с неба воду по мере (потребности творений в ней) и поместили её на Земле, и Мы в состоянии её [низведённую воду] удалить.
23:19. И Мы вырастили ею [этой водой] для вас сады из пальм и винограда; для вас в них [в садах] многие плоды, и их [плоды] вы едите, —
23:20. и (также Мы вырастили для вас этой водой) (оливковое) дерево, которое исходит из (горы) Тур (в местности) Синай; оно выращивает масло и приправу для едящих.
23:21. И, поистине, для вас в (домашнем) скоте, однозначно, (есть) назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах [молоком], и для вас в них [в скоте] много (другой) пользы (как шерсть, шкуры,…), и ими вы питаетесь,
23:22. и на них [на верховых животных], и на суднах вы переноситесь
Готовность прийти на помощь: Коран: 23:17. …Мы не небрежны к творениям [Мы не забываем тех, кого Мы сотворили, и только поэтому существует этот мир и жизнь в нём].
8:10. Ведь победа (даётся) только от Аллаха (а не по причине численного и силового преимущества); поистине, Аллах — величественный (в Своём владычестве), мудрый (в Своих решениях и повелениях)!
33:9. О вы, которые уверовали! Помните о благодеянии Аллаха вам, когда пришли к вам войска. И Мы послали на них ветер и войска [ангелов], которых вы не виделиИ Аллах видит то, что вы делаете!
Определённое значение в манипуляции сознанием играют и другие знаковые системы. В частности значение языка чисел в манипуляции сознанием обусловлено как тем, что “в числе, как и в слове, заложены множественные смыслы”, часто с “глубоким мистическим и религиозным содержанием”, так и тем, что языка чисел “кажется максимально беспристрастным, он не может лгать”. В тоже время в Коране Мухаммед крайне редко использует числа для манипуляции сознанием, и это при том, что ещё в древней Греции существовала, разработанная Пифагором достаточно сложная нумерологическая система, которую он считал самым важным открытием в своей жизни. Дело в том, что Мухаммед прекрасно понимал, кто будет усваивать его религию. Вряд ли большинство жителей Аравийского полуострова живущих, а вернее выживающих в зонах пустынь и редких оазисов имели время на обучение тонкостям математической философии. Но одно священное число они не могли не знать. Это число семь. Ибо ещё в глубокой древности люди подметили, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот), что на небе видимы невооружённым глазом только семь светил, одинаково удалённые друг от друга (Солнце, Луна, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн), а увеличение и уменьшение размеров Луны укладывается в две семёрки. Поэтому практически не было ни одной религии древнего мира, в которой бы не признавалась священной цифра 7: В Египте цифра 7 являлась символом вечной жизни и принадлежала богу Осирису, в храме богини Нинту в шемерском царстве было 7 дверей и 7 ворот, в Древней Греции цифра 7 считалась символом Аполлона. Наконец в той части Библии, которая признаётся иудеями, сам Бог дал предписание Моисею на горе Синай об изготовлении священного семисвечника — Меноры: “И сделай светильник из золота чистого… Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе” (Исх.25:31—40). Причём по преданию изготовление этого священного символа оказалось сложным даже для пророка, и Всевышнему пришлось самому сотворить светильник (Мидраш Бамидбар Раба 15:4). Не случайно еврейский философ Филон Александрийский считал, что мир имеет семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер, а потому золото меноры и её свет символизируют Божественный свет. (Иудейские Древности III, 7:7) Естественно, что жители Аравии, постоянно обслуживающие торговые караваны и сами занимающиеся торговлей, просто не могли не знать тех или иных объяснений святости числа семь. Вот почему Мухаммед использовал число семь для исчисления созданных Аллахом небес, ибо это число не могло вызвать возражений и больше того дополнительно подтверждало истинность его проповедей:
Коран: 67:3. Который создал семь небес рядами (один над другим). Ты (о, человек) не увидишь в творении Милостивого никакой несоразмерности. Обрати же свой взор (ещё раз, если сомневаешься): видишь ли ты какие-либо трещины [недоделки]?
71:15. Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами [одно над другим]?
71:16. И сделал луну в них [внутри этих небес] светом, и сделал солнце светильником.
Не случайно и во время паломничества в священную Мекку паломники совершают 7 кругов вокруг священного камня Кааба. Конечно, любой человек может, используя присущую ему логику воспротивиться манипуляторному воздействию, и потому манипулятор должен уметь “вторгнуться” в мыслительный процесс “и лишить человека возможности делать правильные умозаключения. Уже внеся хаос в логическую цепочку, манипулятор достигает очень многого: человек чувствует свою беспомощность и сам ищет поводыря. А если удается так исказить логическую программу, что человек “сам” приходит к нужному умозаключению, тем лучше. С помощью этих приемов у значительной части населения удается отключить способность к структурному анализу сообщений и явлений — анализ сразу заменяется идеологической оценкой”.
Очень важным способом достижения успешного проведения манипуляции сознанием является правильное использование ассоциативного мышления и метафор. “В фундаментальной “Истории идеологии” сказано, что создание метафор — главная задача идеологии. Поэтически выраженная мысль всегда играла огромную роль в соединении людей и программировании их поведения, становилась поистине материальной силой. Метафоры, включая ассоциативное мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий. Именно здесь-то и скрыта ловушка, которую ставят манипуляторы сознанием”
Но с первого взгляда поиск метафор в Коране представляется почти бессмысленным. Дело в том, что “Ислам — религия закончившегося Откровения, результатом которого стал Текст — Корана, поэтому “традиционалисты (например, ханбалиты) вообще отрицали саму возможность какой бы то ни было интерпретации Текста, более того такой традиционалист, как Ибн-Таймийя пытался даже доказать отсутствие метафор не только в Коране, но даже и в самом арабском языке. По мнению традиционалистских улемов, иносказания это качество присущее людям, а Аллах вел в своей Книге прямую речь и для Него не было необходимости применять их” (14). Тем не менее, уже в IX-X веках, возможно под влиянием античного наследия, в частности — риторических и теоретико-поэтических произведений Аристотеля, начался поиск новых методов экспликации Текста. В частности появилось понятие метафоры (маджаза) (15), под которым понималось иносказание, оборот речи, имеющий переносный смысл и основанный на какой-нибудь аналогии, сходстве, сравнении с чем-либо. Кроме того возникла и потребность разобраться с некоторыми выражениями в Коране, называемыми муташабихат, которые прилагаются как к Богу, так и к человеку. Ибо рассмотрение их как означающих одно и то же приводило к антропоморфизации Бога, что не могли принять ни му`тазилиты, ни ханбалиты. Ибо особенностью ислама является невозможность чувственного постижения Бога:
Коран: 6:103 “Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры; и Он — Добрый и Всеведающий!”.
7:143 “И когда пришёл Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь. (Муса) сказал: “Господи! Покажись мне, чтобы я посмотрел на Тебя”. (Аллах) сказал: “Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору. Если она удержится на своём месте, то ты Меня увидишь”. А когда открылся его Господь горе, Он обратил её в пыль, и пал Муса без сознания. Когда же он пришёл в себя, то сказал: “Преславен Ты! Я обратился к Тебе, и я — первый из верующих”. В то же время первым этапом развития религиозных верований является очеловечивание сил природы, которые приобретают характер не просто людей, а “отцов”, они делаются богами, при этом люди, повторяя опыт детства, боятся “отца”, и надеются на его покровительство и защиту. (16). Естественно, что такое антропоцентрическое мировоззрение в течение тысячелетий эволюционирует, изменяется, но при всех своих изменениях полностью или частично сохраняет свое значение и свои основные особенности (17). Ибо если боги — как люди, то ничто, человеческое им не чуждо. Конечно, гнев их страшен, но ведь страшны и набеги чужого племени. Да, если боги помогут, можно и победить (18). А теперь представьте, как трудно было бы воспринять такого неатропоморфизированного бога ислама практически полудиким жителям пустынь Аравийского полуострова. Но гениальность создателя Корана позволила найти выход из этого положения. Приведём два наиболее ярких примера использования метафор для очеловечивания Бога в Коране. Так в суре Трапеза написано: