Вечной жизни).
“Одним из главных “материалов”, с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы”, представляющие из себя “готовые штампы мышления”, но штампы эстетически привлекательные. … Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании. … Обычно стереотипы включают в себя эмоциональное отношение человека к каким-то объектам и явлениям. … Их полезность для человека в том и заключается, чтобы воспринимать и оценивать быстро, не думая, манипулятор может применять их как “фильтры”, через которые его жертвы видят действительность Особенно важно использование стереотипов в “захвате аудитории”. “Захват” — одна из главных операций в манипуляции сознанием. … На этой стадии манипулятор подстраивается под стереотипы аудитории,… которые уже отложились в сознании. … Его задача — завоевать доверие, он как бы издает клич: “Мы с тобой одной крови — ты и я”, … а затем удерживает внимание аудитории и “присоединяет” ее — делает сторонником своих установок (создает ощущение принадлежности к одному и тому же ” мы “). … Но используются готовые стереотипы не прямо, а чаще всего с приемом, который называется… подмена стереотипа”.
Наиболее часто используемых в Коране стереотипом является стереотип “лицемерия”. Так если о верующих упоминается в четырёх аятах, о неверных — в двух, то о лицемерах в тринадцати.
Интересно, что понимание термина лицемерия у арабов первоначально отличалось от христианского, у которых понятие лицемерия включало в себя либо показное благочестие:
(Мф. VI, 1-6:
1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.),
либо критику недостатков у других, при наличии их у самого себя:
(Мф. VII, 1-5:
1. Не судите, да не судимы будете,
2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4. Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно?
5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.).
В отличие от христиан у арабов веками существовало другое понятие термина”. Дела в том, что “в арабском языке слово “лицемерие”, или нифак, является отглагольным именем от глагола “нафака”, что означает “проявлять лицемерие, притворяться”. Считается, что это слово произошло от слова “наафикаа”, что означает “запасной выход из норы тушканчика, через который он убегает, когда его пытаются поймать через основной”. Другие лингвисты считают, что оно образовано от слова “нафак”, что означает “подземный ход, в котором можно укрыться” (19).
И поэтому, когда Мухаммед называл лицемерами тех, кто не горел желанием участвовать в религиозных войнах, стараясь так или иначе сохранить свою жизнь, этот эпитет вполне соответствовал представлениям арабов о “запасном выходе из норы тушканчика”.
Коран: 33:18. Знает Аллах удерживающих (от борьбы на пути Аллаха) среди вас и говорящих своим братьям: “Сюда, (присоединяйтесь) к нам (и оставьте Мухаммада, чтобы не погибнуть вместе с ним)!” Но проявляют они [лицемеры] мужество [принимают участие в сражении] только немного (да и то либо для показухи, либо для славы, либо боясь позора),
33:19. скупясь для вас (о, верующие) (своими душами, имуществом, старанием и любовью, так как в их сердцах ненависть и вражда). А когда приходит страх [приближается момент сражения], ты (о, Пророк) видишь, как они смотрят на тебя, (и) глаза их вращаются, как у того, кто теряет сознание от (предчувствия) смерти…
Но поскольку особенностью ислама с момента его формирования являлась идея о наличии короткого пути в сады Аллаха — смерти в сражении с неверными:
Коран: 57:20. Знайте (люди), что земная жизнь — всего лишь игра (для тел) и забава (для души)… А в Вечной жизни есть сильное наказание (для неверующих) и прощение от Аллаха и благоволение (для верующих)…
2:154. Не говорите о тех, которых убивают на пути Аллаха [о тех, которые стремятся к тому, чтобы слово Аллаха было высшим для всех людей]: “Умершие!” Нет (это не так), (они) живые (особенной жизнью)! Но, однако, вы (этого) не чувствуете.
3:145. И не бывает так, что кто-то умирает без дозволения Аллаха, (не прожив) установленный (Аллахом) срок….
47:4. А когда вы (находясь в военном походе) встретите тех, которые стали неверными (и вышли воевать против вас), то (наносите им) удар мечом по шее [сражайтесь насмерть]… А если бы пожелал Аллах, Он Сам бы отомстил им [неверующим] [верующим не пришлось бы воевать], но (эта война случилась для того,) чтобы одних из вас испытать другими (и увидеть, кто из вас усердствует на Его пути, кто терпеливо переносит испытания и воздать за это наградой). А у тех (верующих), которые убиты на пути Аллаха, — никогда Он не даст пропасть их деяниям [непременно воздаст за это наградой]:
47:5. Он поведет их (в Рай) и приведет в порядок их положение
47:6. и введет их в Рай, который Он дал им узнать (ещё в этом мире) (и они легко найдут свои дома в Раю).
То, естественно, что нежелание погибать в борьбе с неверными могло свидетельствовать только об отсутствии истинной веры, а, следовательно, и лицемерии:
Коран: 33:14. А если (вражеские войска) пришли бы к ним со всех сторон (Медины), (и) потом их [лицемеров] попросили бы об искушении [потребовали бы отказаться от Ислама], то они непременно пошли бы[согласились бы] на это и не стали бы медлить с этим, разве что только немного.
33:15. А ведь они [лицемеры] заключили с Аллахом завет [договор] (через Его посланника) ещё прежде [до сражения у рва], что не повернуться (к врагу) спинами [что не будут убегать от сражения]. И за завет[договор] с Аллахом будет спрошено.
В конечном итоге Мухаммед потребовал называть лицемерами даже тех, кто хоть в чём-то не соглашался с постулатами новой веры или с решениями его самого:
Коран: 9:58. И среди них [этих лицемеров] есть такие, что злословят на тебя из-за милостыни [из-за того, как ты её делишь]. Если им даётся что-нибудь из неё [из милостыни], то они довольны, а если им не даётся из неё [из милостыни], то вот, — они сердятся (и винят тебя).
9:65. А если ты (о, Пророк) спросишь их [лицемеров], они, конечно же, скажут: “Мы только погружались (в беседы) и забавлялись [это были лишь слова, и мы ничего плохого не подразумевали]”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его знамениями и Его посланником?”
Но если есть враги явные, то обязательно раньше или позже должны быть найдены враги тайные. Причём для того, чтобы стать считаться врагом ислама уже не требовалось проявлений даже скрытого сопротивления новой религии:
Коран: 9:56. И клянутся они [эти лицемеры] Аллахом, что они — из вас (о, верующие), хотя они — не из вас, но они — люди, которые боятся (что вы их убьёте, как вы убиваете многобожников) (и поэтому внешне показывают себя верующими).
58:16. Они [лицемеры] взяли свои (ложные) клятвы прикрытием (чтобы их не убили за их неверие) и (по этой причине они) отклонили (себя и других) от пути Аллаха [от Ислама].
В любом случае лицемеров ждёт крайне суровое наказание:
Коран: 9:68. Обещал Аллах лицемерам, и лицемеркам, и неверующим огонь Геенны [Ада], в котором они будут пребывать вечно. Достаточно для них её [Геенны] (как наказание за неверие)! И проклял их Аллах [Он лишил их Своего милосердия], и им — постоянное наказание.
Важно отметить, что именно это последнее представление о понятии лицемерия закрепилось в исламе и сохраняется по настоящее время. Так Салих ибн Фаузан аль-Фаузан постулирует в своём труде “Книга Единобожия”: “Под лицемерием подразумевается внешнее проявление приверженности к Исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого человека называют потому, что он демонстрирует приверженность шариату при одних обстоятельствах и отвергает его при других” (19).
С точки зрения современного ислама рекомендуется вычленять два вида лицемерия. “Первый вид — это проявление лицемерия в вере, что является великим лицемерием, при котором лицемер выставляет напоказ свою приверженность Исламу и скрывает неверие. Такое лицемерие полностью ставит человека вне мусульманской общины…”. Причем, неважно будут ли эти лицемеры “строить козни против Ислама и мусульман втайне”, или это им надо “для того, чтобы иметь возможность жить среди мусульман, сохраняя в неприкосновенности свою жизнь и имущество”.
А вот второй вид лицемерия, который “является проявление лицемерия в делах, когда человек совершает деяния, присущие лицемерам, сохраняя в своём сердце веру” считается гораздо меньшим злом, и не ставит провинившегося вне мусульманской общины.
“Столь же важным, как мышление, объектом для манипуляции является сфера чувств. Возможно даже, что это — главная или, по крайней мере, первая сфера, на которую направлено воздействие”. Именно под воздействием эмоций “мышление оказывается более уязвимым для манипуляции. …Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах — обязательный этап. Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Ле Бон писал: “Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы…” (11).
Лучше всего использование эмоционального воздействия при манипуляции сознанием получается при “предварительном “раскачивании” эмоциональной сферы. Главным средством для этого служит создание или использование кризиса, аномальной ситуации, оказывающей сильное воздействие на чувства. Это может быть крупная технологическая катастрофа, кровавое насилие (акция террористов, преступника-маньяка, религиозный или национальный конфликт), резкое обеднение больших групп населения, крупный политический скандал…
Особенно легко возбудить те чувства, которые в обыденной морали считаются предосудительными: страх, зависть, ненависть, самодовольство…”
И Мухаммед умело использовал в Коране метод эмоционального воздействия, сыграв на выпестованных веками чувствах людей, силою судьбы заброшенных в бесплодную пустыню: обиде и зависти к благоденствующим в оазисах и по берегам рек соседям, благо они естественно не были мусульманами. Последнее очень важно потому, что по Корану на неверных не должна распространяться человеколюбивая мораль: