они не могли не слышать о едином Боге иудеев и христиан.
В третьих, в древней Аравии уже существовала монотеистическая секта, отвергнувшая сложные догматы иудаизма и христианства, но признававшая единого Бога и идею воздания. К ней, кстати, принадлежал и сам Мухаммед прежде, чем начал выступать пророком ислама (21).
Так что отрицание Мухаммедом языческого многобожия имело явный признак узнавания и потому привлекало внимание слушателей. Тем более, что новый пророк предложил для поклонения не какого-то вновь выдуманного единого Бога, но просто объединил в одном лице арабского, иудейского и христианского богов, признав учения предыдущих пророков истинными, но устаревшими.
Коран: 10:94. Если же ты (о, Пророк) (вдруг окажешься) в сомнении относительно (истинности) того, что Мы ниспослали тебе (относительно того, что повествуется в Коране), то спроси тех, которые читают Писание[Тору и Евангелие] (и читали его ещё) до тебя [учёных из числа людей Писания]. (Их книги подтверждают истинность Корана). Вот пришла к тебе истина [разъяснение] от твоего Господа; не будь же из (числа)сомневающихся!
46:12. И до него [до Корана] (Мы ниспослали) книгу Мусы [Тору] — предводителем [руководством] (для потомков Исраила) и милостью (для тех из них, кто уверует в Тору и будет выполнять то, что в ней повелено). А это [Коран] (является) книгой, подтверждающей истинность (тех писаний, которые были ниспосланы Аллахом до него), (и Мы ниспослали его) на арабском языке, чтобы увещевать (о наказании Аллаха) тех, которые совершают зло (самим себе, становясь неверующими или же ослушаясь Аллаха), и как радостная весть для добродеющих (которые повинуются Аллаху и проявляют искренность в своей вере и подчинении своему Господу).
Интересно, что поскольку отношение большинства язычников-соплеменников к приверженцам новой религии на этапе её становления было крайне отрицательным (мусульман не только оскорбляли, но даже угрожали смертью), то Мухаммед принципиально отделил в Коране язычников от последователей иудаизма, христианства и сабиев, пообещав последним возможность попадания в Рай:
Коран: 2:62. … те, которые (до того, как Аллах направил человечеству Своего последнего посланника) придерживались иудейства, и христиане, и сабии [те, которые пребывают в естественной с рождения вере и не следуют какой-либо определенной вере], кто уверует (из них) в Аллаха и в Последний день и будет совершать праведные деяния [совершать только ради Аллаха то, что повелел Аллах Сам непосредственно и через Своего Посланника], — то им (будет) награда их у Господа их, и не будет над ними страха (в День Воскрешения), и не будут они печальны (за то, что миновало их в этой жизни).
Причём в дальнейшем, после победы ислама в Аравии, людям Писания (араб. ??? ????????, Ахль аль-Китаб) было позволено свободно исповедовать свою религию в исламском государстве, а мусульманам запрещено оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство:
Коран: 22:40. … И если бы не защита Аллахом людей одних другими [если бы Аллах не предписал удерживать несправедливость и ложь посредством сражения], были бы разрушены кельи (монахов), и церкви(христиан), и места молитвы (иудеев)…
Однако привлечение внимания при манипуляции сознанием необходимо только для того, чтобы заставить человека запомнить предлагаемую информацию, ибо “запоминаемость и убедительность находятся в диалектическом единстве”, а потому “человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил… независимо от его истинности или ложности”.
Причём “главной для манипуляции сознанием является именно эмоциональная память. Запоминается,… прежде всего, то, что вызвало впечатление. Любая информация, если она не подкреплена “памятью чувств”, быстро стирается, вытесняется”.
В Коране наиболее яркими примерами эмоционального воздействия на запоминание представляются аяты, посвящённые пророку Сулайману (Соломону), поскольку они учитывают полудетскую веру людей того времени в существование не только реального, но и сказочного мира:
Коран: 27:17. И были собраны к (пророку) Сулайману его войска (которые состояли) из джиннов, людей и птиц (чтобы воевать против тех, кто не покорен Аллаху), и они [войска] имели строгий порядок.
34:12. А (пророку) Сулайману (подчинили Мы) ветер. Утро его [путь, который проделывал этот ветер до полудня] — месяц (пути всадника), и вечер его [путь во второй половине дня] — месяц (пути всадника). И заставили Мы для него течь источник с (расплавленной) медью. А из джиннов (подчинили Мы ему) таких, что работают пред ним по дозволению его Господа; кто же из них [из джиннов] уклонится от Нашего повеления, тому Мы дадим вкушать наказание Пламени (Ада).
34:13. Делают они [джинны] ему [пророку Сулайману], что он пожелает: алтари [пристройки к местам поклонения Аллаху], изваяния (из меди и стекла), чаши, (по размеру) как водоёмы (в которые набирается вода из колодцев), и неподвижные (из-за огромных размеров) котлы. (И сказали Мы): “Совершайте (дела повиновения Аллаху), (о), род Дауда, в знак благодарности (вашему Господу) (за то, что Он даровал вам)!” Но немногие из Моих рабов благодарны!
Тем не менее, всё-таки основную роль в процессе запоминания играет процесс повторения подачи информации. Блестяще растолковывает смысл повторений в манипуляции сознанием С. Московичи: “… повторение является вторым условием пропаганды. Оно придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи…. В то же время повторение возводит обязательный барьер против всякого иного утверждения, всякого противоположного убеждения с помощью возврата без рассуждений тех же слов, образов и позиций. Повторение придает им осязаемость и очевидность, которые заставляют принять их целиком, с первого до последнего, как если бы речь шла о логике…
Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Она не является более выражением человека, который говорит, но становится выражением предмета, о котором он говорит… Повторение имеет также функцию связи мыслей. Ассоциируя зачастую разрозненные утверждения и идеи, оно создает видимость логической цепочки” (7).
Бессознательное формирование подобной логической цепочки “облегчает захват аудитории” даже в среде интеллектуалов. “Теперь интеллигент может с легким сердцем верить любому абсурду, потому что не протестует логика — “полиция нравов интеллигенции”.
Кроме того усвоению и принятию навязываемой информации способствует ещё и “явление “дремлющего эффекта”: отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течением времени, “отлежавшись”, превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом и в согласие с ней”.
Практически весь Коран представляет собой хаотически повторяющиеся идеи и эпизоды. Так только прямое обращение Бога к Мухаммеду (в Коране это слово “куль” — скажи) употребляется 332 раза, подчёркивая значимость и близость к Аллаху пророка. Точно также почти в каждой третьей суре приводятся эпизоды из жизни предшествующих пророков. Хаотичность вышеуказанных повторов (интересно, что даже названия сур, как правило, не отражает их содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой) приводит в действие ещё один механизм манипуляции сознанием — непроизвольное запоминание.
Дело в том, что для манипулятора “гораздо важнее создать поток сумбурных сообщений, чем изложить одну связную идею, которую человек обдумает и преднамеренно запомнит”, ибо под влиянием “внесённого в логическую цепочку хаоса” объект манипуляции теряет “способность к структурному анализу сообщений и явлений, … чувствует свою беспомощность и сам ищет поводыря”, а “сумбурные сообщения откладываются в латентных, дремлющих слоях памяти и действуют подспудно, больше на подсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые их “будят”.
Интересно, что при пересказе преданий из жизни пророков Мухаммед умело сочетает принцип повторов с ещё одним методом манипуляции сознанием — принципом упрощения. Этот принцип основан на том, что “человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям сложных проблем”. Как указывает А. Моль “Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на 10 пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение” (22).
Осуществляя психологический принцип упрощения, Мухаммед не только берёт примеры лишь из нескольких книг Библии (Пятикнижия Моисея, Псалмов Давида и Евангелия), но и резко ограничивает круг пророков (при этом он использует арабские эквиваленты имён библейских пророков: Нух — Ной, Лут — Лота, Ибрахим — Авраама, Муса — Моисей, Давуд — Давид, Сулайман — Соломон и Иса — Иисус), чьи упрощённые истории он и пересказывает:
Коран: 21:71. И Мы спасли его [Ибрахима] (от царя Намруда и его народа) и Лута (который являлся сыном брата пророка Ибрахима и уверовал вместе с ним) в землю, в которую Мы ниспослали благодать [сделали благословенной] для миров [они переселились из Ирака в Шам, из которой происходили много пророков и там изобилие плодов].
21:72. И даровали Мы ему [пророку Ибрахиму] (сына) Исхака (когда он обратился с мольбой к Аллаху) и (внука) Йакуба, как дополнение [вдобавок к сыну], и всех (их) [Ибрахима, Исхака и Йакуба] сделали Мы праведными (и покорными Аллаху).
21:73. И сделали Мы их [пророков Ибрахима, Исхака и Йакуба] предводителями (людей), которые ведут по Нашему повелению [призывают людей уверовать в Аллаха и подчиниться Его воле], и внушили им делать добрые дела, совершать молитву (надлежащим образом) и давать обязательную милостыню [закят], и были они Нам служащими (и поклоняющимися) [не проявляли высокомерие над покорностью Аллаху].
21:74. И (пророку) Луту Мы даровали мудрость [умение разрешать споры] и знание (об Аллахе и Его Законе) и спасли его из селения (Содом), которое творило [люди которого творили] мерзости [занимались мужеложеством]: поистине, они (совершая мерзкие и отвратительные деяния) оказались скверными людьми, непокорными (Аллаху)!
21:75. И ввели Мы его [пророка Лута] в Наше милосердие (даруя спасение от того наказания, которое постигло его народ): (ведь) поистине, он (был) из (числа) праведных [был покорным Аллаху]!
21:76. И (вспомни) (о, Посланник) (пророка) Нуха, как он воззвал (к Аллаху) раньше [ещё до Ибрахима] (сказав: “Поистине, я — побеждён! Так помоги же мне!), и Мы ответили ему (на его мольбу) и спасли его [пророка Нуха] и его семью (кроме жены и одного сына) от великого горя [наказания Аллаха].
21:77. И защитили его [пророка Нуха] от людей, которые отвергли Наши знамения: (ведь) поистине, они оказались скверными людьми, и Мы потопили их всех.
21:78. И (вспомни) (о, Посланник) (пророков) Дауда и Сулаймана, когда они (двое) судили [выносили решение] о ниве [о посеве], которую повредили [потоптали и поели] овцы людей (которые забрели на посев ночью). И были Мы при их суде [в котором участвовали Дауд, Сулейман и стороны] присутствующими.
Особо следует остановиться на использовании приёма упрощения для разрешения сложных богословских вопросов из заимствованных религий. Вот, например, как, учитывая интеллектуальный уровень своих сограждан, Мухаммед решает проблему Святой Троицы:
Коран: 5:73. Уже стали неверующими те, которые сказали: “Аллах — третий из трех [один из троицы]”, — тогда как нет другого бога (который был бы достоин поклонения), кроме (лишь) одного бога (и это — Аллах)…
30:28. Приводит