Салиха, самудяне упрямо продолжали поклоняться своим языческим богам. Они высекали безжизненных идолов и посвящали им всевозможные обряды. Истинность же проповедей Салиха они поставили под сомнение, а в дальнейшем и вовсе стали выказывать ему свое недовольство из-за того, что он обвинил их в заблуждении и запретил поклоняться их божествам.
«Они сказали: «О Салих! … Неужели ты запрещаешь нам поклоняться тому, кому поклонялись наши отцы? Воистину, нас терзают смутные сомнения относительно того, к чему ты нас призываешь»» (11 Худ, 62)
Знать племени стала притеснять последователей Салиха.
На призыв пророка Салиха ответила лишь малая часть народа. Значительное большинство жителей насмехалось над его наставлениями. Особая неприязнь к его проповедям была со стороны социальной верхушки племени. Знать отнеслась к его призыву очень враждебно и категорически отказывалась принимать его наставления, убеждая других поступать так же.
«Знатные люди из его народа, которые превозносились, сказали уверовавшим из числа тех, кто был слаб: «Знаете ли вы, что Салих послан своим Господом?» Они сказали: «Мы веруем в то, с чем он послан. Те, которые превозносились, сказали: «А мы отказываемся уверовать в то, во что уверовали вы» (7 аль-Араф, 75–76)
«Знатные люди из его народа, которые не уверовали и отрицали встречу в Последней жизни, которых Мы одарили щедрыми благами в мирской жизни, сказали: «Это – всего лишь человек, подобный вам. Он ест то, что вы едите, и пьет то, что вы пьете. Если вы станете повиноваться человеку, который подобен вам, то непременно окажетесь в убытке» (23 аль-Муминун, 33–34)
Знать племени стала враждебно относиться не только к Пророку, но и к его последователям. Обладая властью и состоянием, богачи оказывали давление на тех, кто принял истину Салиха, пытаясь сломить их:
«Мы послали к самудянам их брата Салиха, чтобы они поклонялись Аллаху, но они стали двумя препирающимися группами» (27 ан-Намль, 45)
Самудяне разделились на два класса, где богатые стали притеснять бедных, не позволяя им пользоваться общими благами. Некоторые толкователи Корана поясняют, что богачи несправедливо присваивали себе пастбища и источники воды, тем самым не давая возможности беднякам свободно выгуливать свой скот и водить его на водопой.
Обвинили Пророка во лжи.
Несмотря на все наставления Пророка, самудяне продолжали упорствовать в неверии и отрицании милостей Создателя. Они стали обвинять Салиха во лжи:
«Жители Хиджра тоже сочли лжецами посланников» (15 аль-Хиджр, 80)
«Самудяне сочли лжецами посланников» (26 аш-Шуара, 141)
«… Он – надменный лжец. Завтра они узнают, кто является надменным лжецом!» (54 аль-Камар, 25–26)
«Самудяне сочли лжецом пророка из-за своего беззакония» (91 аш-Шамс, 11)
Обвинили Салиха в сумасшествии.
Соплеменники Салиха, погрязшие в своей гордыне, слепоте и упрямстве, продолжали отрицать все его мудрые наставления и предупреждения о возможном наказании. В своей неприязни к Пророку они дошли до того, что стали обвинять его в сумасшествии, заявив ему:
«Они сказали: «Ты – всего лишь один из околдованных» (26 аш-Шуара, 153)
Отрицали, что Салих – пророк.
Основная причина непризнания самудянами пророчества Салиха была в том, что он являлся их соплеменником, одним из них. Они отвергали саму возможность того, что он может быть пророком, так как были убеждены, что Бог не направит к ним посланцем простого смертного, да и ещё, по их мнению, такого же, как они. Кроме того, самудяне не хотели признавать, что откровение может быть ниспослано только ему одному.
«Они сказали: «Неужели мы последуем за одним из нас? В этом случае мы окажемся в заблуждении и будем страдать (или отдалимся от истины). Неужели среди всех нас напоминание ниспослано только ему одному? …» (54 аль-Камар, 24–25)
Обвинили Пророка в собственных бедах.
Самудяне вместо того, чтобы одуматься и прислушаться к речам своего соплеменника, который до начала пророческой миссии был для них авторитетной и уважаемой личностью, наоборот, стали обвинять его в том, что его проповеди могут принести им неудачу и беды.
«Они сказали: «Мы видим дурное предзнаменование в тебе и тех, кто с тобой»…» (27 ан-Намль, 47)
Отрицали День воскресения и будущую жизнь.
Соплеменники Салиха были уверены, что существует только земная жизнь. Они и слышать не хотели о Дне, когда будут воскрешены, представлены перед Господом и спрошены за свои деяния на земле. Для них казалось невероятным: как Бог может воскресить их после того, как они умрут, и от них останется только прах.
«Неужели он обещает вам, что вы будете воскрешены после того, как умрете и превратитесь в прах и кости? Невероятно, невероятно то, что обещано вам! Нет ничего, кроме нашей жизни в этом мире. Мы умираем и живем, и мы не будем воскрешены. Он – всего лишь человек, который возвел навет на Аллаха, и мы не веруем в него» (23 аль-Муминун, 35–38)
«Самудяне и адиты отрицали Великое бедствие (День воскресения)» (69 аль-Хакка, 4)
Требовали предъявить знамение от Аллаха.
Самудяне продолжали отрицать пророчество Салиха и отказывались поклоняться Единому Богу. Более того, в своей заносчивости и гордыне они дошли до того, что стали требовать от Салиха знамения в доказательство правоты его слов.
«Ты – всего лишь такой же человек, как и мы. Покажи нам знамение, если ты являешься одним из тех, кто говорит правду» (26 аш-Шуара, 154)
Чудесная верблюдица
Великим знамением для самудян стала чудесная верблюдица. Существует несколько вариантов толкования, каким образом она появилась в племени. Одна из версий гласит, что верблюдица была выведена из расколовшейся скалы после того, как пророк Салих совершил намаз и попросил у Всевышнего Аллаха исполнить пожелание самудян о знамении. Гора затряслась, издала звук, и из неё вышла красная верблюдица.
По другой версии, Господь сотворил её из большого твердого и гладкого камня, и произошло это чудо на глазах у большинства самудян.
Как же в действительности свершилось это событие, остается за гранью наших познаний, поскольку в достоверных источниках описаний появления на свет чудо-верблюдицы нет. Сказано лишь, что она была:
– знаком (знамением), которое пророк Салих использовал как предупреждение для высокомерных и не уверовавших соплеменников, и
– проверкой (испытанием) – смогут ли возгордившиеся самудяне внять голосу разума.
«О мой народ! Вот эта верблюдица Аллаха – знамение для вас. Пусть она пасется на земле Аллаха, и вы не причиняйте ей зла, а не то вас постигнут близкие мучения» (11 Худ, 64)
«Аллах сказал их пророку: «Мы посылаем верблюдицу для того, чтобы испытать их. Подожди же и будь терпелив» (54 аль-Камар, 27)
Помимо веления Аллаха не причинять верблюдице зла, самудянам было поставлено и другое условие: чередовать по дням использование воды в колодце. В один день вся колодезная вода должна была принадлежать верблюдице, а на другой день её могли расходовать люди. Верблюдица за один день выпивала столько воды, сколько её за сутки было необходимо всему племени.
«Посланник Аллаха сказал им: «Берегите верблюдицу и питье ее!» (91 аш-Шамс, 13)
«Он сказал: «Вот верблюдица! Она должна пить, и вы должны пить по определенным дням. Не прикасайтесь к ней со злом, а не то вас постигнут мучения в Великий день» (26 аш-Шуара, 155–156)
«Сообщи им, что вода поделена между ними и верблюдицей. Пусть же они приходят попить каждый раз в отведенное для них время» (54 аль-Камар, 28)
Чудесная верблюдица жила в племени Салиха, выпивая по определённым дням всю воду из колодца, но взамен самудяне получали от неё много молока. В те сутки, когда верблюдица занимала колодец, они с лихвой компенсировали недостаток воды её молоком, которое доставалось им безо всякого труда.
Несмотря на огромную пользу, которую соплеменники Салиха получали от чудесного животного, среди самудян нашлись глупцы, которые сочли, что верблюдица мешает людям племени. Им не нравилось её присутствие в селении, они устроили заговор убить верблюдицу и привели его в исполнение. В Коране сказано, что заговорщиков, творивших это беззаконие, было девять человек.
«В городе было девять человек, которые распространяли на земле нечестие и ничего не улучшали» (27 ан-Намль, 48)
«Они убили верблюдицу, превознеслись над повелением своего Господа…» (7 аль-Араф, 77)
«Но они подрезали ей поджилки…» (11 Худ, 65)
«Но они подрезали ей поджилки и стали сожалеть об этом» (26 аш-Шуара, 157)
«Они позвали своего товарища, и тот схватил верблюдицу и перерезал ей поджилки. Какими же были мучения от Меня и предостережения Мои!» (54 аль-Камар, 29–30)
«И самый несчастный из них вызвался убить верблюдицу. Посланник Аллаха сказал им: «Берегите верблюдицу и питье ее! Они сочли его лжецом и подрезали ей поджилки…» (91 аш-Шамс, 12–14)
В заговоре участвовало несколько человек, но решился исполнить такое жестокое и глупое преступление, как убийство верблюдицы, только один. Очевидно, у него было больше наглости и дерзости, чем у других. Объяснение такой развязной смелости этого нечестивца можно найти в достоверных хадисах, содержащихся в сборниках «Сахих» Аль-Бухари (3377) и «Сахих» Муслима (2855). В них говорится, что этот неукротимый злодей был из знатного и богатого рода. Именно это родство гарантировало ему неприкосновенность со стороны его соплеменников и, как следствие, вселило в него чувство безнаказанности.
Таким образом, слепые к истине и несчастные люди отвернулись от знамения Всевышнего.
«Мы даровали им Наши знамения, но они отвернулись от них» (15 аль-Хиджр, 81)
Наказание народа Самуд
Увидев отсутствие возмездия за убийство верблюдицы, о котором предупреждал их Пророк, самудяне стали вести себя по отношению к нему ещё более враждебно. Унижения и оскорбления в его адрес посыпались с новой силой. Люди насмехались над ним, спрашивая: где же то наказание, о котором ты нас предупреждал?
«… и сказали: «О Салих! Ниспошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты действительно являешься одним из посланников»» (7 аль-Араф, 77)
Девять нечестивцев, которые зарезали верблюдицу, продолжали совершать свои безнравственные поступки. В своей дерзости и бесчеловечности они дошли до того, что решились на убийство самого Пророка. Безбожники спланировали ночью напасть на Салиха и его семью. Между собой они договорились, что если ближайшие родственники Пророка станут подозревать их в убийстве, то они будут категорически отказываться от причастности к этому делу, а также будут утверждать, что говорят правду, и дадут клятву в своей невиновности.
Это был очень подлый заговор, так как он был, во-первых, тайным. Во-вторых, заговорщики надеялись застать свою жертву врасплох, ночью. А в-третьих, нечестивцы условились лжесвидетельствовать, чтобы избежать кровной мести родственников Салиха.
«В городе было девять человек, которые распространяли на земле нечестие и ничего не улучшали. Они сказали: «Поклянитесь друг другу Аллахом, что ночью мы обязательно нападем на Салиха и его семью, а потом скажем его близкому родственнику, что мы не присутствовали при убийстве его семьи и что мы говорим правду»» (27 ан-Намль, 48–49)
Они замыслили убить Салиха тайком от всех, даже от своих неверующих соплеменников, так как опасались гнева родственников Пророка. Однако они даже предположить не могли, что заступником Салиха является Всевышний Аллах,