и что на их «хитрость» (заговор) Господь уже приготовил свою «хитрость», сорвав все планы безбожников.
«Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость, но они не ощущали этого» (27 ан-Намль, 50)
Пророк Салих получил откровение от своего Господа и оповестил народ о том, что кара Всевышнего настигнет их всех в течение ближайших трех дней.
«… Салих сказал: «Наслаждайтесь в своих жилищах еще три дня. Это обещание не окажется лживым»» (11 Худ, 65)
«Знамение было и в рассказе о самудянах. Им было сказано: «Пользуйтесь благами до определенного времени»» (51 аз-Зарийат, 43)
Самудянам была дана трёхдневная отсрочка наказания для их раскаяния и покаяния, но они даже не придали значения словам Пророка. Напротив, они продолжали насмехаться над ним и его предупреждениями, пока не разразилась Божья кара.
В Коране о событиях гибели самудян говорится следующее:
«Их поразило землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах» (7 аль-Араф, 78)
«А беззаконников поразил ужасный вопль, и они оказались повергнуты ниц в своих домах, словно они никогда не жили там. Воистину, самудяне не уверовали в своего Господа. Да сгинут самудяне!» (11 Худ, 67–68)
«На заре их поразил вопль. И не помогло им то, что они приобретали» (15 аль-Хиджр, 83–84)
«Они ослушались веления своего Господа, и их поразило губительное наказание, пока они наблюдали за этим. Они не смогли даже подняться, и никто не помог им» (51 аз-Зарийат, 44–45)
«Воистину, Мы наслали на них всего лишь один вопль, и они уподобились сену хозяина загона» (54 аль-Камар, 31)
«Самудяне были истреблены неистовым воплем» (69 аль-Хакка, 5)
«Их постигло наказание. Воистину, в этом – знамение, но большинство их не стали верующими» (26 аш-Шуара, 158)
«Посмотри же, каким был конец их хитрости! Мы уничтожили их вместе со всем их народом. Вот их дома, разрушенные за то, что они поступали несправедливо. Воистину, в этом – знамения для людей знающих» (27 ан-Намль, 51–52)
На заре началось ужасное землетрясение, которому предшествовал страшный гул, описываемый в Коране как вопль. Возможно, это был звук вулканического происхождения, но судя по тому ужасу, который он вызвал у самудян – этот звук был невероятно жутким, громким и страшным. Он был настолько ужасным и неистовым, как говорится в Коране, что люди, услышав его, умирали от страха. После этого сильнейшего звука (или одновременно с ним) началось землетрясение. Оно разрушило жилища самудян до основания, а ведь они считали свои дома сверхпрочными и безопасными, хвастаясь своим строительным мастерством.
Последние слова Салиха, сказанные им перед гибелью своего народа – это либо прощальное предупреждение, либо плач, обращенный к самому себе:
«Он отвернулся от них и сказал: «О мой народ! Я донес до вас послание моего Господа и искренне желал вам добра, но вы не любите тех, кто желает вам добра» (7 аль-Араф, 79)
Таков был конец многобожия, беззакония и высокомерия самудян. Салих с небольшим числом своих последователей были спасены милостью Всевышнего Аллаха.
«А тех, которые уверовали и были богобоязненны, Мы спасли» (41 Фуссылят, 18)
«Когда же явилось Наше веление, Мы по милости Своей спасли Салиха и тех, кто уверовал вместе с ним. Мы избавили их от позора в тот день. Воистину, твой Господь – Всесильный, Могущественный!» (11 Худ, 66)
«А тех, которые уверовали и были богобоязненны, Мы спасли» (27 ан-Намль, 53)
Рассказы о самудянах из достоверных хадисов
Из сборников Сунны мы узнаём, что пророк Мухаммад(сас) проходил мимо селений самудян, известных под общим названием аль-Хиджр. Это было во время военного похода на Табук. Люди Посланника(сас) сделали в этом месте привал и начали черпать воду в колодцах, из которых пили самудяне. Они наполнили водой котлы и на этой воде замесили тесто, но Мухаммад(сас) велел опрокинуть котлы, а всё тесто скормить верблюдам. Затем они двинулись дальше, пока не достигли колодца, из которого пила чудесная верблюдица. Посланник(сас) рассказал им всё, что ему было известно об этом месте. Он поведал своим сподвижникам, откуда приходила верблюдица, и куда она возвращалась. Предостерег, чтобы они не уподоблялись самудянам, которые требовали от Салиха знамений, а когда Аллах вывел для них чудо-верблюдицу сделав её великим знамением, то они сочли это ложью и зарезали её. Хадисы на эту тему приведены в сборниках хадисов «Сахих» Аль-Бухари (3378–3381) и «Сахих» Муслима (2981).
Пророк Мухаммад(сас) запретил своим сподвижникам входить в селение народа Салиха, кроме как с плачем, обосновав этот запрет словами:
«Я опасаюсь, что вас постигнет то, что постигло их».
Имам Ахмад в своей книге Муснад (3/296) передал интересный хадис. Его нет ни в одном из шести авторитетных сборников (имеются в виду сборники хадисов великих имамов Аль-Бухари, Муслима, Ан-Насаи, Абу Дауда, Ат-Тирмизи и Ибн Маджи), но, по мнению некоторых богословов, его можно считать достоверным. Он звучит так:
«Посланник Аллаха(сас) сказал: «Не просите знамений. Народ Салиха требовал знамений. Она (верблюдица) пила воду в этом ущелье, а приходила из того ущелья. Но они взбунтовались против веления их Господа и зарезали её. Она пила всю их воду один день, а они в этот день пили её молоко. Они зарезали её, и были уничтожены криком. Аллах погубил всех самудян, живших на земле, кроме одного человека, который на тот момент находился в Хараме (территория, прилегающая к Мекке), заповедной территории Аллаха». Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Кто это, о Посланник Аллаха?», он ответил: «Это был Абу Ригаль, и когда он вышел из территории Харама, его постигло то же, что постигло и его народ».
В том же источнике (Муснад (4/263)) есть еще один хадис:
«Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал Али ибн Абу Талибу и Аммару: «Не рассказать ли мне вам о двух самых худших людях?», они ответили: «Конечно, о, Посланник Аллаха». Он сказал: «Это один краснощавый самудянин, который зарезал верблюдицу, и тот, кто убьет тебя, о, Али. Он ударит тебя по темени, так, что кровь намочит бороду»».
Интересный хадис, дающий характеристику убийце верблюдицы и поясняющий, почему у него хватило смелости и наглости решиться на столь жестокое преступление, приводится в сборниках достоверных хадисов Аль-Бухари и Муслима:
«И самый несчастный из них вызвался убить верблюдицу». Этот человек был неукротимым злодеем, величественным, родство его гарантировало ему неприкосновенность, как Абу Зама» («Сахих» Аль-Бухари (3377), «Сахих» Муслима (2855))
История пророка Ибрахима, мир ему
Упоминание об Ибрахиме в Коране
2 аль-Бакара (Корова), 124–132, 135–136, 140, 258, 260
3 аль-Имран (Семейство Имрана), 65–68, 95
4 ан-Ниса (Женщины), 54, 125, 163
6 аль-Анам (Скот), 74–84, 161
9 ат-Тауба (Покаяние), 70, 113–114
11 Худ, 69–76
12 Йусуф, 6, 38
14 Ибрахим, 35–41
15 аль-Хиджр, 51–60
16 ан-Нахль (Пчелы), 120–123
19 Марьям, 41–50, 58
21 аль-Анбийа (Пророки), 51–73
22 Xa дж, 26–27, 42–44, 78
26 аш-Шуара (Поэты), 69–89
29 аль-Анкабут (Паук), 16–27, 31–32
33 аль-Ахзаб (Союзники), 7
37 ас-Сафат (Стоящие в ряды), 83-112
38 Сад, 45–47
42 аш-Шура (Совет), 13
43 аз-Зухруф (Украшения), 26–28
51 аз-Зарийат (Рассеивающие прах), 24–34
53 ан-Наджм (Звезда), 36–37
57 аль-Хадид (Железо), 26
60 аль-Мумтахана (Испытуемая), 4
87 Аль-Аля (Высочайший), 18–19
Из всех коранических повествований о посланниках Аллаха истории жизни Ибрахима и его пророческой миссии посвящена значительная часть. Рассказы о нём есть как в мекканских, так и в мединских сурах. Кроме того, в Коране встречается много отдельных упоминаний его имени как основоположника истинной веры и прародителя целого поколения пророков.
Описание Ибрахима в Коране
О том, что Ибрахим является пророком Всевышнего Аллаха, подтверждают несколько коранических аятов, один из которых гласит:
«Помяни в Писании Ибрахима. Он был правдивейшим человеком и пророком» (19 Марьям, 41)
Ибрахим относится к числу самых величайших пророков Всевышнего Аллаха. Его часто называют ХалилуЛлах, что означает «Друг Аллаха».
«Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима, исповедуя единобожие? Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным (другом)» (4 ан-Ниса, 125)
Всевышний Аллах через коранические аяты дает Ибрахиму очень объемную и прекрасную характеристику, причисляя его к числу лучших и избранных своих рабов. Он называет его выдержанным, смиренным, кающимся, идущим прямым путем. Говорит о нём как о могучем, прозорливом (способном предвидеть будущее), проницательном, творящем добро человеке. Отзывается о нём, как умеющем быть благодарным своему Господу, лучшим образом восхваляющем Его и искренне поминающем Последнюю обитель. Столь ёмкая и прекрасная характеристика, которая дается Ибрахиму Всевышним Аллахом, доказывает особую любовь Господа к этому пророку, указывает на его величие и избранность.
«… Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (9 ат-Тауба, 114)
«Воистину, Ибрахим был выдержанным, смиренным и кающимся» (11 Худ, 75)
«Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников» (16 ан-Нахль, 121–122)
«Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов» (37 ас-Сафат, 110–111)
«Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых. Мы избрали их за то, что они искренне поминали Последнюю обитель. Воистину, они у Нас – в числе избранных, лучших» (38 Сад, 45–47)
Место рождения пророка Ибрахима
Вопрос о месте рождения пророка Ибрахима всегда был спорным для историков и богословов. Некоторые мусульманские ученые называют город Ур (юго-восточнее города Вавилона, в междуречье Тигра и Евфрата, на юге Месопотамии). Другие утверждают, что местом рождения Пророка был город Урфа. Третьи говорят о городе Харран. Последние два города находятся недалеко друг от друга на юго-востоке современной Турции, близ границы с Сирией.
Библия сообщает, что пророк Ибрахим родился и вырос в городе Ур. На тот момент это был один из крупнейших центров экономической и политической жизни. Позднее Ибрахим покинул его и отправился в Египет. Его путь проходил через город Урфу, где он остановился на некоторое время. Однако один из недавно найденных историками свитков стал причиной серьезных сомнений в правильности библейских сведений о месте рождения пророка Ибрахима. Древнегреческая рукопись Ветхого Завета, которая на сегодняшний день считается самой старой и датируется 3-м веком до н. э., даже не упоминает названия города Ур.
Примечательно, что в городе Урфа, нареченном «Городом пророков», можно услышать множество историй и легенд, связанных с пророком Ибрахимом, и даже посетить пещеру, в которой, согласно преданию, Пророк появился на свет. Какой же из этих вариантов места рождения пророка Ибрахима является истинным – известно лишь Аллаху, так как в достоверных источниках эта информация не содержится.
Что касается родословной пророка Ибрахима, то некоторые ученые ссылаются на следующие аяты Корана:
«Мир Нуху среди миров! Ибрахим был одним из его приверженцев (другой перевод: «Ибрахим был из его колена»; другой перевод: «И ведь из его же толка был Ибрахим») (37 ас-Сафат, 79, 83)
По мнению некоторых толкователей Корана, этот аят говорит о происхождении пророка Ибрахима – что он был из