Он сказал: «Разве ты не веруешь?» Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось». Он сказал: «Возьми четырех птиц, зарежь их, прижав к себе, и положи по кусочку на каждом холме. А потом позови их, и они стремительно явятся к тебе. И знай, что Аллах – Могущественный, Мудрый» (2 аль-Бакара, 260)
Проповеди Ибрахима и отношение к ним его соплеменников
Пророк Ибрахим после получения пророческой миссии вел активные беседы со своими соплеменниками, призывая их отречься от язычества и уверовать в Единого Бога. Он разъяснял своим согражданам, что небесные тела, которым они поклоняются, всего лишь творения, появившиеся на небе по воле Аллаха, и лишь Аллах властен над ними и повелевает им быть. Однако народ не внял зову Пророка и ополчился против него.
Священный Коран так описывает проповеди Ибрахима и отношение к ним его соплеменников:
Спорили и препирались с Пророком.
«Его народ стал препираться с ним, и тогда он сказал: «Неужели вы станете препираться со мной относительно Аллаха, в то время как Он наставил меня на прямой путь? И я не боюсь тех, кого вы приобщаете в сотоварищи к Нему, если только мой Господь не пожелает чего-либо. Мой Господь объемлет знанием всякую вещь. Неужели вы не помяните назидание?» (6 аль-Анам, 80)
Обвиняли Пророка во лжи.
«Если они сочтут тебя (Мухаммад) лжецом, то ведь еще раньше пророков считали лжецами народ Нуха, адиты, самудяне, народ Ибрахима, народ Лута» (22 Хадж, 42–43)
«А вот Ибрахим сказал своему народу: «Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его! Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.
Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны даровать вам пропитание. Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены.
Если вы сочтете это ложью, то ведь до вас целые народы считали это ложью, но на Посланника возложена только ясная передача откровения» (29 аль-Анкабут, 16–18)
Отрицали День Воскрешения и будущую жизнь.
«Неужели они не видят, как Аллах создает творение в первый раз, а затем воссоздает его. Воистину, это для Аллаха легко.
Скажи: «Постранствуйте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз. Затем Аллах создаст конечное творение (воскресит мертвых). Воистину, Аллах способен на всякую вещь.
Он подвергает мучениям, кого пожелает, и милует, кого пожелает, и к Нему вы будете возвращены.
Вы не сможете сбежать ни на земле, ни на небе, и не будет у вас покровителей и помощников помимо Аллаха.
Он сказал: «Вы стали поклоняться идолам вместо Аллаха только из-за любви друг к другу в мирской жизни. Но потом, в День воскресения, одни из вас станут отвергать и проклинать других. Вашим пристанищем будет Огонь, и не будет у вас защитников» (29 аль-Анкабут, 19–22, 25)
Слепо следовали религии своих предков.
«Вот он (Ибрахим) сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь?»
Они сказали: «Мы видели, что наши отцы поклонялись им».
Он сказал: «Воистину, вы и ваши отцы пребываете в очевидном заблуждении».
Они сказали: «Ты пришел к нам с истиной или же ты забавляешься?»
Он сказал: «О нет! Ваш Господь – Господь небес и земли, Который создал их. Я же являюсь одним из тех, кто свидетельствует об этом» (21 аль-Анбийа, 52–56)
«Прочти им историю Ибрахима
Вот он сказал своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь?»
Они сказали: «Мы поклоняемся идолам и постоянно предаемся им».
Он сказал: «Слышат ли они, когда вы взываете к ним?
Помогают ли они вам? И причиняют ли они вред?»
Они сказали: «Но мы видели, что наши отцы поступали таким образом».
Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами?
Все они являются моими врагами, кроме Господа миров,
Который сотворил меня и ведет прямым путем,
Который кормит меня и поит,
Который исцеляет меня, когда я заболеваю,
Который умертвит меня, а потом воскресит,
Который, я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния»
(26 аш-Шуара, 69–82)
Как только Ибрахим начинал свои проповеди и наставления, его соплеменники раздражались, спорили и ругали его. Не желая признать, что их убеждения пусты, они препирались с Ибрахимом о Всемогущем Аллахе, осудив Пророка за его неверность традициям предков. Ибрахим, в свою очередь, повел себя как подобает истинному посланнику – он продолжал убеждать людей в Единобожии спокойно и уверенно, терпеливо и настоятельно.
Ибрахим разбивает идолов
Спустя некоторое время Ибрахим перешел от увещеваний к действиям. Он вознамерился наглядно показать своему народу беспомощность и бесполезность идолов, которым они поклоняются. Он дождался, когда начнётся всенародный праздник, во время которого все жители собираются в одном районе города. Вначале Ибрахим вышел вместе со всеми, но потом притворился больным для того, чтобы уединиться и завершить задуманное. Когда все многобожники ушли на празднество, он украдкой прошел к святилищу. Ибрахим взял топор и уничтожил идолов, оставив в сохранности только одного из них, главного и особо почитаемого его народом. Когда люди вернулись с праздника, они увидели, что все идолы разбиты и повержены. Они стали расспрашивать Ибрахима, не его ли рук это дело? Пророк же, указав на того единственного идола, которого он оставил в сохранности, сказал: «Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать». Горожане были в недоумении: как же можно у них узнать, если они не умеют говорить. Тогда Ибрахим стал объяснять людям, что нельзя поклоняться тому, кто не в состоянии даже произнести слово, даже защитить самого себя, кто не способен ни помочь, ни навредить никому.
«Потом он бросил взгляд на звезды и сказал: «Я болен».
Они отвернулись от него, обратившись вспять.
Он украдкой пробрался к их богам и сказал: «Не поесть ли вам?
Что с вами? Почему вы не разговариваете?»
Он подошел к ним и стал бить их десницей.
Они (язычники) направились к нему второпях.
Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь тому, что сами высекаете?
Аллах сотворил вас. Что же вы делаете?» (37 ас-Сафат, 88–96)
«Ибрахим подумал: «Клянусь Аллахом! Я непременно замыслю хитрость против ваших идолов, когда вы уйдете и отвернетесь».
Затем он разнес на куски всех идолов, кроме главного из них, чтобы они могли обратиться к нему.
Они сказали: «Кто поступил так с нашими богами? Воистину, он является одним из беззаконников!»
Они сказали: «Мы слышали, как юноша по имени Ибрахим выступал против них».
Они сказали: «Приведите же его пред людские очи, чтобы они могли принести свидетельство».
Они сказали: «О Ибрахим! Ты ли поступил таким образом с нашими богами?»
Он сказал: «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать».
Обратившись друг к другу, они сказали: «Воистину, вы сами являетесь беззаконниками!»
Затем они принялись за свое и сказали: «Ты же знаешь, что они не способны разговаривать».
Он сказал: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам?
Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?»» (21 аль-Анбийа, 57–67)
Сожжение Ибрахима на костре
О событии уничтожения идолов доложили царю племени, и он приказал привести Ибрахима к нему. В отдельных трудах мусульманских авторов, повествующих о пророке Ибрахиме, указывается имя этого правителя – Нимрод. Некоторые комментаторы уточняют, что еще задолго до рождения Ибрахима Нимроду предсказали о появлении в его государстве пророка, который сокрушит его языческое царство. Нимрод властвовал в течение долгого времени (по одной из версий, около четырёхсот лет) и был несправедливым и жестоким правителем, тираном.
Согласно Библии, Нимрода и Ибрахима разделяют семь поколений, из чего следует, что правителем при Ибрахиме, скорее всего, был кто-то другой. А вот большая часть иудейских легенд, действительно, повествует о борьбе Нимрода против Авраама (Ибрахима). В них Нимрод предстаёт как ярый идолопоклонник, требующий оказывать себе и своей возлюбленной Семирамиде божеские почести и преследующий верующих в Единого Бога.
В Священных писаниях Нимрод упоминается как необычайно жестокий и гордый правитель, добившийся от своего народа полного подчинения и повелевший возвести башню (по легенде – Вавилонскую), как символ гордыни и отречения от Бога.
Однако в Коране имени царя или каких-либо подробностей о нем не содержится, а потому сделаем акцент не на описание правителя, а на его разговор с пророком Ибрахимом, упомянутый в Кораническом тексте.
Ибрахим призвал царя поклоняться Единому Богу, но надменность, невежество и убеждённость в долгой жизни заставили правителя отрицать существование Творца. Напротив, он стал утверждать, что сам является богом. Во время спора Ибрахим аргументировал, что его Господь – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. На что царь ответил, что он тоже дарует жизнь и смерть, имея в виду, что когда двоих заключенных приговаривают к смерти, он может помиловать одного и казнить другого (подарить жизнь и лишить её по своему усмотрению). Тогда Ибрахим продолжил спор и привел интересный довод, который ввёл правителя в замешательство. Он сказал, что его Господь повелевает каждое утро восходить солнцу на востоке, и, обратившись прямо к царю, продолжил: но если ты – Бог, как ты утверждаешь, то прикажи ему, чтобы оно восходило на западе. Тот, кто может давать жизнь и смерть, способен делать то, что пожелает и подчиняет всё своей воле. А если ты не сможешь сделать этого, то ты – не Бог, как утверждаешь.
Этот удивительный диалог передается в Коране так:
«Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим сказал ему: «Мой Господь – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». Ибрахим сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (2 аль-Бакара, 258)
После спора разгневанный царь приказал схватить Ибрахима и бросить его в огонь живьем. Ненависть язычников к Пророку была столь велика, что все не уверовавшие жители города вышли собирать дрова для костра, дабы тот, кто осмелился перечить религии их предков, непременно умер в муках огня. Жители собрали дрова в огромную яму и подожгли их, а пророка Ибрахима поместили в катапульту и бросили в костёр. Однако Всевышний Аллах не оставил своего праведного раба и тотчас огонь стал для пророка Ибрахима прохладным и безопасным.
«Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!». Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!» (21 аль-Анбийа, 68–69)
«В ответ его народ лишь сказал: «Убейте его или сожгите!» Но Аллах спас его из огня. Воистину, в этом – знамения для верующих людей» (29 аль-Анкабут, 24)
«Они сказали: «Соорудите для него строение и бросьте его в огонь!». Они замыслили