«ас-Сахих», 2371)
Обязательного пояснения требует выражение: «Ибрахим никогда не лгал, кроме трёх случаев…». Все муфассиры без исключения утверждают, что пророки полностью сохранены ото лжи, в любой форме её проявления, если дело касается донесения божественного откровения. Что же насчет лжи, которая никак не относится к пророческой миссии, как например, единичные случаи обмана в мирских делах, то в этом вопросе существует известное разногласие, как среди первых ученых, так и среди ученых последующих поколений. Некоторые богословы говорят, что такое возможно, другие же утверждают, что пророки сохранены даже от малых проявлений обмана.
Существует мнение, что в Судный День Ибрахим откажется заступаться за людей перед Аллахом, когда они придут к нему с просьбой о заступничестве, так как будет ссылаться на то, что в мирской жизни он трижды солгал. Первый раз – когда соплеменники позвали его принять участие в языческом празднике, а он сказал: «Я болен». Второй раз, когда он заявил: «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать», после того, как разбил всех идолов, которым поклонялись его соплеменники, оставив самого большого и обвинив его в разгроме остальных божеств. А третий раз, когда назвал Сару своей сестрой, чтобы спастись от смерти. По поводу последней лжи Ибрахима посланник Мухаммад(сас) пояснил, что эти слова не входят в общее понятие порицаемой лжи, так как они были сказаны для того, чтобы спастись от произвола, беззакония и несправедливости тирана.
После всех этих событий, пророк Ибрахим, его жена Сара и рабыня жены, Хаджар, уехали в Палестину и поселились там. Ибрахим занимался скотоводством и проповедовал среди своих сограждан.
Долгое время Сара не могла родить ребёнка. Тогда она подарила мужу свою наложницу Хаджар, освободив её от рабства, и предложила Ибрахиму жениться на ней, надеясь, что у него от Хаджар появится долгожданный младенец. Через какое-то время Хаджар родила сына, Исмаила, который в дальнейшем стал родоначальником арабов и прямым предком пророка Мухаммада(сас). Вскоре Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с ребёнком в безводную пустыню (территорию современной Мекки), чтобы поселить их там. Ибрахим выполнил Божественное повеление (более подробно эти события будут описаны в главе о пророке Исмаиле), а затем вернулся к Саре. Спустя время Ибрахим и Сара переехали из Палестины в Сирию и поселились там.
Когда Исмаил достиг отроческого возраста, его отцу, пророку Ибрахиму, приснился сон, что он должен принести сына в жертву Всевышнему Аллаху. Так как сновидения пророков – это Божественные откровения, которые не поддаются сомнению в их правдивости и исполнении, то пророк Ибрахим принял решение повиноваться приказанию своего Господа. Но вначале он захотел рассказать всё Исмаилу и обсудить с ним сложившееся положение. Исмаил, как истинный раб Всевышнего Аллаха, воспринял слова отца с должным смирением и покорностью. Он сказал Ибрахиму, что терпеливо снесет любое волеизъявление Господа.
«Тогда Мы обрадовали его (Ибрахима) вестью о выдержанном мальчике. Когда он (Исмаил) достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых»» (37 ас-Сафат, 101–102)
Ибрахим положил сына на бок для заклания и приготовился совершить жертвоприношение. В этот момент Аллах воззвал к Ибрахиму, говоря, что назначение сновидения уже выполнено.
«Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим!
Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро.
Это и есть явное испытание (или явная милость)»» (37 ас-Сафат, 103–106)
Ибрахим проявил свою покорность Воле Аллаха и свое послушание Ему. Он твердо вознамерился предать закланию своего сына и сделал всё для выполнения приказа Господа. Ему осталось лишь провести лезвием ножа по горлу Исмаила, но для Аллаха в этом не было никакой необходимости. Испытание, данное Господом Ибрахиму, было им выдержано и выполнено достойнейшим образом.
Согласно мнению большинства богословов, в жертву вместо Исмаила был принесён белый баран.
«Мы выкупили его (Исмаила) великой жертвой.
Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву» (37 ас-Сафат, 107–108)
В своих толкованиях некоторые комментаторы объясняют причину, из-за которой Великий Аллах решил именно так испытать Ибрахима. Они предполагают, что с появлением на свет Исмаила пророк Ибрахим воспылал к нему глубокими отцовскими чувствами, которые стали сильнее любви к Господу. Тогда Аллах пожелал с помощью такого рода испытания очистить душу Ибрахима от привязанности к земному творению. Он повелел ему принести в жертву того, кого Ибрахим любил больше всего. Когда же Пророк отдал предпочтение любви к Господу над земной любовью к сыну, вознамерившись принести того в жертву, причин для заклания Исмаила больше не было, ведь Аллах совершенно не нуждался в жертвенном даре. Так, испытание, через которое прошел пророк Ибрахим, доказало его нравственную чистоту и совершенную любовь к своему Создателю.
В иудейских и христианских Писаниях говорится, что Ибрахим приносил в жертву Исхака, своего сына от жены Сары. Исламские богословы категорически отвергают это убеждение иудеев и христиан и утверждают, что это мог быть только Исмаил. Хотя в Коране нет прямого указания имени сына, приносимого в жертву, но кто это был – легко понять из коранического контекста, где вначале говорится о вести для Ибрахима о выдержанном мальчике, потом идет рассказ о жертвоприношении этого мальчика в юном возрасте, а потом уже говорится о благой вести для Ибрахима – рождении сына Исхака. Очень интересный комментарий по этому поводу дал Мухаммад ибн Каб Аль-Карзи. Он сослался на коранический аят:
«Мы… обрадовали ее вестью о том, что она родит от своего мужа Ибрахима сына, которого назовут Исхаком. Он будет жить, и у него будет сын по имени Йакуб».
Ученый отметил противоречие между тем, что Ибрахим вначале получил благую весть о том, что Исхак будет отцом Йакуба, а затем получил приказ принести Исхака в жертву, когда тот был в юном возрасте и, естественно, ещё не мог иметь детей. Такое противоречие в Божественном откровении исключено, а следовательно, приказ принести сына в жертву относился именно к Исмаилу.
Ангелы в гостях у Ибрахима. Весть о рождении Исхака
Предполагается, что пророки Ибрахим и Лут жили и проповедовали недалеко друг от друга, так как ангелы, посланные Всевышним Аллахом к пророку Луту, прежде чем посетить его, пришли к пророку Ибрахиму и принесли ему и его жене Саре благую весть о скором зачатии долгожданного сына.
Ангелы явились к Ибрахиму в человеческом обличии, приветствовали Пророка, и тот подумал, что это обычные путники. Будучи дружелюбным и гостеприимным хозяином, он приготовил им угощение – жирного жареного теленка. Но когда Пророк увидел, что гости даже не касаются еды, его охватил страх. Заметив тревогу Ибрахима, они успокоили его и признались, что не люди, а ангелы. Они убедили его, что нет причины бояться, и сообщили, что указанием Господа направляются к пророку Луту для наказания его безбожного народа. Жена Ибрахима стояла недалеко и слышала их разговор. Ангелы обрадовали ее благой вестью о том, что она родит от Ибрахима сына, которого назовут Исхаком, а у того будет сын по имени Йакуб. В недоумении Сара сказала, что это невозможно, ведь она уже стара, и муж – старик. Она даже стала шлепать себя руками по лицу и кричать, что у женщин, по обычаю того времени, служило выражением сильного изумления. Ангелы ответили ей, что в этом нет ничего удивительного, так как это веление Аллаха, а Его воле никто не может противостоять. В Коране эта история упоминается в нескольких сурах и описана следующим образом:
«Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть и сказали: «Мир!» Он сказал: «И вам мир!» – и поторопился, чтобы принести жареного теленка.
Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: «Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута».
А жена его стояла за завесой и рассмеялась. Тогда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке, а вслед за Исхаком – о Йакубе.
Она сказала: «Горе мне! Неужели я рожу? Ведь я – старуха, и мой муж – старик. Воистину, это – нечто удивительное!»
Они сказали: «Неужели ты удивляешься повелению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он – Достохвальный, Славный»» (11 Худ, 69–73)
«Сообщи им также о гостях Ибрахима
Они вошли к нему и сказали: «Мир!» Он сказал: «Воистину, мы опасаемся вас».
Они сказали: «Не бойся! Воистину, мы принесли тебе благую весть об умном мальчике».
Он сказал: «Неужели вы сообщаете мне такую благую весть, когда старость уже одолела меня? Чем же вы меня радуете?»
Они сказали: «Мы сообщаем тебе правдивую весть, и не будь в числе отчаявшихся».
Он сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!»
Он сказал: «Какова же ваша миссия, о посланцы?»
Они сказали: «Мы посланы к грешным людям.
И только семью Лута мы спасем целиком, кроме его жены. Мы решили, что она останется позади» (15 аль-Хиджр, 51–60)
«Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?
Вот они вошли к нему и сказали: «Мир тебе!» Он сказал: «И вам мир, люди незнакомые!»
Он направился к своей семье с опаской и принес жирного теленка.
Он придвинул его к ним и сказал: «Не отведаете ли?»
Он испугался их в душе, и тогда они сказали: «Не бойся». Они обрадовали его вестью о знающем мальчике.
Его жена стала кричать и бить себя по лицу. Она сказала: «Старая бесплодная женщина!»
Они сказали: «Так сказал твой Господь. Он – Мудрый, Знающий»» (51 аз-Зарийат, 24–30)
Строительство Каабы и просьба Ибрахима за свое потомство
Как сообщается в Коране, пророк Ибрахим по повелению Всевышнего Аллаха построил Каабу вместе со своим сыном пророком Исмаилом. Предполагается, что Кааба была выстроена на том же месте, где она стояла во времена пророка Адама. Ибрахим и Исмаил вместе подняли основание Дома Господа, а по окончании строительства вознесли молитву Всевышнему Аллаху:
«Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий» (2 аль-Бакара, 127)
«Вот Мы указали Ибрахиму на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (22 Хадж, 26)
Подробности возведения Каабы упоминаются в достоверном хадисе Посланника(сас):
«… Потом (Ибрахим) сказал: «О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно веление». (Исмаил) сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «А ты поможешь мне?» (Исмаил) сказал: «Я помогу тебе». Тогда (Ибрахим) сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь