Дом», и указал на холм, возвышавшийся (надо всем) вокруг. После этого они заложили основы этого Дома, и Исмаил стал носить камни, а Ибрахим – строить; когда же были возведены стены, (Исмаил) принёс и поставил этот камень для (Ибрахима), который встал на него и продолжал строить, Исмаил же подносил ему камни, и они говорили: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты – Слышащий, Знающий»» (передан со слов Ибн Аббаса; Сахих Аль-Бухари, 1351. (3364))
Ибрахим и Исмаил вместе подняли основание Каабы. Как описано в хадисе, Исмаил подносил для отца камни, а тот делал кладку. После того, как стены здания поднялись выше роста Ибрахима, Исмаил прикатил отцу под ноги большой плоский камень, и тот поднялся на него, чтобы продолжить работу. На камне остался отпечаток ступни Пророка. Этот камень в настоящее время является священным для мусульман и носит название Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима). Находится он в нескольких метрах от Каабы внутри небольшой постройки с куполом и является местом, рядом с которым совершается двух-ракаатный намаз, являющийся неотъемлемой частью обрядов хаджа и умры.
О макаме (месте стояния) Ибрахима, как о месте моления сказано в Коране:
«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима местом моления. Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (2 аль-Бакара, 125)
Известно, что пророк Ибрахим дважды совершил молитву на территории современной Мекки, в которой он просил Аллаха благословить этот город и сделать его безопасным. Он молил, чтобы это место было плодородным, чтобы Господь наделил обитателей этого города достатком, различными благами и любовью других народов. Первый раз Ибрахим вознёс мольбу после того, как оставил там Хаджар с маленьким Исмаилом, а второй раз – после завершения возведения Каабы.
«Вот Ибрахим сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам»
«Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (14 Ибрахим, 35, 37)
«Вот сказал Ибрахим: «Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день»…» (2 аль-Бакара, 126)
После строительства Каабы пророк Ибрахим воззвал к Всевышнему Аллаху с просьбой о своем потомстве. Эти молитвы (дуа) содержатся в нескольких коранических аятах. Они удивительны по своей красоте, насыщенности и глубочайшему содержанию:
«Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный.
Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (2 аль-Бакара, 128–129)
«Вот Ибрахим сказал: «Господи! …убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам.
Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты – Прощающий, Милосердный.
…Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны.
Господь наш! Тебе ведомо то, что мы утаиваем, и то, что мы обнародуем. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах.
Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила и Исхака. Воистину, мой Господь внимает мольбе.
Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу» (14 Ибрахим, 35–40)
«Господи! Даруй мне власть (пророчество или знание) и воссоедини меня с праведниками!
Оставь обо мне правдивую молву в последующих поколениях! Сделай меня одним из наследников Сада блаженства!» (26 аш-Шуара, 83–85)
Великий Аллах подверг Ибрахима различным испытаниями посредством повелений и запретов. Так Господь поступает с каждым человеком, чтобы отделить лицемеров от искренне верующих, которые благодаря Божьему экзамену поднимаются на более высокую духовную ступень. Одним из самых достойных рабов, наилучшим образом выдержавший все испытания Господа, был пророк Ибрахим. В благодарность за это Всевышний Аллах сделал его образцом для подражания, удостоил его щедрым вознаграждением и всеобщим уважением. Ибрахим попросил Аллаха оказать такую же милость и его потомкам. Он искренне желал, чтобы в его роду были проповедники, наставляющие людей на прямой путь. Милосердный Господь внял его молитве.
«Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Он сказал: «И из моего потомства». Он сказал: «Мой завет не коснется беззаконников» (2 аль-Бакара, 124)
Согласно мнению отдельных толкователей Корана, в благодарность за абсолютную веру и покорность, Аллах заключил с пророком Ибрахимом великий обет – своеобразный союз человека с Богом. Всемогущий Творец обещал пророку Ибрахиму благоденствие и многочисленное потомство, из числа которого будут последующие пророки и посланники, а взамен от Ибрахима потребовал абсолютной веры и покорности Его воле.
Призыв Ибрахима совершать хадж
После окончания строительства Каабы, пророку Ибрахиму было дано откровение от Всевышнего Аллаха, чтобы он начал призывать людей совершать хадж к Дому Господа – Каабе.
«Вот Мы указали Ибрахиму на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц. Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог» (22 Хадж, 26–27)
Предполагается, что ангел Джибриил, по указанию Аллаха, пришёл к Ибрахиму и Исмаилу и обучил их всем обрядам паломничества. Под его наблюдением отец и сын выполнили первый хадж, а в дальнейшем пророк Исмаил стал учить своих последователей обрядам хаджа и умры и отслеживать правильность их выполнения.
Религия Ибрахима
Ибрахим пришел к вере в Единого и Единственного Бога путем созерцательного и логического размышления, и уже после этого получил откровение и стал пророком. Господь в кораническом тексте называет Ибрахима ханифом (верным). Ханиф – это человек, не принадлежащий ни одной религиозной конфессии своего времени и пришедший к вере в Единого Бога путем размышлений о сути мироздания.
Тем не менее, израильтяне убеждены, что Ибрахим был иудеем. Первые христиане же причисляли его к своей общине. Такое видение роли Пророка иудеями и христианами послужило причиной серьезных споров и конфликтов между последователями двух конфессий. В Коране Всевышний Аллах дал однозначный ответ на спор иудеев и христиан по этому поводу:
«О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима, ведь Таурат (Тора) и Инджиль (Евангелие) были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?
Вы были людьми, которые препирались относительно того, что им известно. Почему же теперь вы препираетесь относительно того, что вам неизвестно? Аллах знает, а вы не знаете.
Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников» (3 аль-Имран, 65–67)
«Неужели вы скажете, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете» (2 аль-Бакара, 140)
«Они сказали: «Обратитесь в иудаизм или христианство, и вы последуете прямым путем». Скажи: «Нет, в религию Ибрахима, который был единобожником и не был одним из многобожников»» (2 аль-Бакара, 135)
Ибрахим в Коране несколько раз назван мусульманином (муслимом). Это вовсе не значит, что он исповедовал Ислам со всеми его атрибутами в нынешнем виде (Коран, Шариат и т. д.). Слово «муслим» переводится с арабского языка как «покорный (Богу)». То же самое означает и производная от этого слова «ислам» – «покорность (Богу)». Ислам – это религия, которая не названа в честь ее основателя или в честь исповедующего ее народа. Все мусульмане являются покорными Богу. Согласно Корану и Сунне, покорными, то есть мусульманами, являлись все пророки в истории человечества. Вероучение, которое все они исповедовали, было одним и тем же – в его основе лежит строгое Единобожие. Отличались только отдельные обряды, формы поклонения и нормы поведения.
Таким образом, согласно Корану, Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был ханифом (верным Богу), мусульманином (покорным Ему) и единобожником (веровавшим в Единого и Единственного Творца).
«Скажи: «Воистину, мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима, истинное единобожие. Он не был из числа многобожников» (6 аль-Анам, 161)
«Скажи: «Аллах изрек истину. Следуйте же религии Ибрахима, поскольку он был единобожником и не был многобожником» (3 аль-Имран, 95)
«Воистину, Ибрахим был вождем, покорным Аллаху и единобожником. Он не был одним из многобожников. Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников. Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Ибрахима, будучи единобожником, ведь он не был из числа многобожников» (16 ан-Нахль, 120–123)
«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима…» (22 Хадж, 78)
Потомство Ибрахима
Примечательно, что все посланники Всевышнего Аллаха, жившие после Ибрахима, которым были ниспосланы Божественные Писания, были его потомками. Это исключительное положение, которое более не занимал ни один другой человек.
Два сына Ибрахима, Исмаил и Исхак, были величайшими из Божьих пророков. От Исхака пошли все посланники колена Израилева, и завершилась эта цепь Исой (Иисусом). Исмаил же стал родоначальником арабов, и единственным посланником среди его потомков стал Мухаммад(сас), последний из пророков Господа, ниспосланных человечеству.
«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба (сына Исхака), и сделали их всех праведниками. Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь. Мы внушили им вершить добрые дела, совершать намаз и выплачивать закят, и они поклонялись Нам» (21 аль-Анбийа, 72–73)
«Когда он (Ибрахим) удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Каждого из них Мы сделали пророком. Мы одарили их из Нашей милости и оставили о них правдивую молву» (19 Марьям, 49–50)
«Мы даровали ему Исхака и Йакуба, а его потомству – пророчество и Писание. Мы даровали ему его награду в этом мире, а в Последней жизни он будет в числе праведников» (29 аль-Анкабут, 27)
«Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем. …» (6