аль-Анам, 84)
Благодаря своему потомству Ибрахим стал прародителем великих народов – арабов и израильтян. Арабы являются потомками пророка Исмаила, старшего сына Ибрахима, а израильтяне – Йакуба, сына Исхака, младшего сына Ибрахима.
Среди последующих поколений рода Ибрахима есть справедливые люди и беззаконники, нравственные и нечестивцы, правоверные и многобожники. Как уже говорилось ранее, Аллах благословил Пророка и его потомство, однако это вовсе не означает, что все люди рода Ибрахима стали порядочными и добродетельными. Именно поэтому в кораническом аяте говорится, что в роду Ибрахима будут как праведники, так и грешники.
История пророка Лута, мир ему
Упоминание о Луте в Коране
6 аль-Анам (Скот), 86
7 аль-Араф (Преграды), 80–84
9 ат-Тауба (Покаяние), 70
11 Худ, 70, 74–76, 77–83, 89
15 аль-Хиджр, 57–77
21 аль-Анбийа (Пророки), 71, 74–75
22 Xa дж, 42–43
26 аш-Шуара (Поэты), 160–174
27 ан-Намль (Муравьи), 54–58
29 аль-Анкабут (Паук), 26, 28–35
37 ас-Сафат (Стоящие в ряды), 133–138
38 Сад, 12–14
50 Каф, 12–14
53 ан-Наджм (Звезда), 53–54
54 аль-Камар (Месяц), 33–39
66 ат-Тахрим (Запрещение), 10
69 аль-Хакка (Неминуемое), 9
В рассказе о пророке Ибрахиме несколько раз упоминалось имя Лута. По утверждению некоторых комментаторов, Лут был племянником Ибрахима. Он с детских лет жил рядом с великим Пророком, принял его призывы и наставления, уверовал в Единого Бога и был одним из тех, кто отправился с Ибрахимом в путь, когда тому пришло откровение Всевышнего Аллаха о наказании его соплеменников.
«В него (Ибрахима) уверовал Лут, и Ибрахим сказал: «Я собираюсь совершить переселение ради своего Господа. Воистину, Он – Могущественный, Мудрый» (29 аль-Анкабут, 26)
«Мы спасли его (Ибрахима) и Лута и привели их на землю, которую Мы сделали благословенной для миров» (21 аль-Анбийа, 71)
Во время этого переселения с земель Месопотамии в Египет путь Ибрахима проходил через Сирию и Палестину. В местах Палестины, как предполагают исламские ученые, Луту было даровано откровение Всевышнего Аллаха о пророческой миссии заблудшему народу, который погряз в грехах и разврате. Лут остался в Палестине, в то время как Ибрахим и его жена Сара продолжили свой путь в сторону Египта.
Описание народа Лута
Селение, в которое был направлен Лут как пророк, находилось на границе современных территорий Израиля и Иордании, в районе Мертвого моря. В Коране географическое расположение народа Лута указывается так:
«Воистину, они жили прямо на дороге из Мекки в Сирию» (15 аль-Хиджр, 76)
Речь идет о караванном пути, известном каждому, кто путешествовал по этим странам. До сегодняшнего дня руины города Лута лежат вблизи дороги, проходившей из Хиджаза в Шам.
«Вы проходите мимо них утром и вечером. Неужели вы не разумеете?» (37 ас-Сафат, 137–138)
Эти коранические аяты были ниспосланы посланнику Мухаммаду(сас) в качестве обращения к язычникам Мекки. Во время торговых путешествий их караваны проходили мимо того места, где когда-то жил народ Лута, и они видели разрушенные останки его селения.
В Коране нет конкретного упоминания названия города, где проповедовал Лут, но большинство муфассиров указывают, что это Содом. Возможно, это название взято из предыдущих Писаний, в которых уничтоженные города упоминаются как Содом и Гоморра, а также поясняется, что они находились рядом друг с другом. Люди этих мест были безнравственными и заблудшими. Вся предыдущая история человечества не знала греха, в котором погряз этот народ. Среди мужчин племени процветал гомосексуализм, а женщины не препятствовали этим низким связям.
«… Воистину, вы совершаете мерзость, которую не совершал до вас никто из миров» (29 аль-Анкабут, 28)
Как шанс на спасение, народу, потерявшему совесть, все границы нравственности и морали, а также понятие о естественных нормах человеческих отношений, Всевышний Аллах направил своего посланца – пророка Лута.
«Лут также был одним из посланников» (37 ас-Сафат, 133) «Помяни также Лута, которому Мы даровали власть (пророчество) и знание, и которого Мы спасли от селения, жители которого совершали отвратительные поступки. Воистину, они были злодеями и нечестивцами» (21 аль-Анбийа, 74)
До своей пророческой миссии Лут долгое время находился рядом с пророком Ибрахимом, был его учеником и последователем, обладал глубокими знаниями в области религии, мог рассудить людей по справедливости, был праведным, мудрым и высоконравственным человеком.
«Мы ввели его в Нашу милость, поскольку он был одним из праведников» (21 аль-Анбийа, 75)
Лут отправился в Содом, чтобы призвать жителей этого города к поклонению одному Единому Аллаху, удержать от порочных связей, разврата, разбоя и других грехов, которые они совершали.
Наставления Лута своему народу
Люди Содома и Гоморры были отъявленными безбожниками, занимались разбоем на дорогах и были первой общиной в истории человечества, которая занималась мужеложством – самым отвратительным из всех преступлений.
«Вот Лут сказал своему народу: «Воистину, вы совершаете мерзость, которую не совершал до вас никто из миров.
Неужели вы вожделеете мужчин, перекрываете дороги и совершаете предосудительное на своих сборищах?»…» (29 аль-Анкабут, 28–29)
«Вот Лут сказал своему народу: «Неужели вы будете совершать мерзость, видя это?» (27 ан-Намль, 54)
Из коранических слов «совершать мерзость, видя это» следует, что сограждане Лута предавались сексуальным извращениям прямо на своих собраниях, публично, нисколько не стыдясь окружения. Такая степень открытости совершаемого греха говорит о том, что они перешагнули все мыслимые пределы стыда и совести, потеряли человеческий облик, уподобившись животным.
Пророк Лут обратился с призывом к своему народу уверовать в Единого Бога, прекратить заниматься развратом и разбоем, покаяться перед Всевышним Аллахом за свои деяния и встать на путь истины, выполняя Законы Господа и поклонение Ему.
«Мы отправили Лута, и он сказал своему народу: «Неужели вы станете совершать мерзость, которую до вас не совершал никто из миров? В похотливом вожделении вы приходите к мужчинам вместо женщин. Воистину, вы – народ излишествующий»» (7 аль-Араф, 80–81)
«Неужели вы будете приходить с вожделением к мужчинам вместо женщин? О нет! Вы – невежественный народ!» (27 ан-Намль, 55)
Лут настоятельно убеждал своих сограждан вернуться к нормам нравственности. Он говорил, что является посланником от Всевышнего Аллаха, и его наставления – истина, достойная доверия. Лут предупреждал жителей города о возможном наказании, если они не опомнятся и не прекратят творить мерзости. Как и остальные пророки, Лут говорил соплеменникам, что не нуждается в их благодарности за свои советы и наставления, а делает это лишь по указанию Всевышнего и с надеждой только на Его вознаграждение.
«Вот их брат Лут сказал им: «Неужели вы не устрашитесь?
Я являюсь посланником к вам, достойным доверия.
Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне.
Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров.
Неужели вы будете возлежать с мужчинами из миров и оставлять ваших жен, которых ваш Господь создал для вас? О нет! Вы являетесь преступным народом» (26 аш-Шуара, 161–166)
Отношение народа Лута к его проповедям
Ни многократные увещевания Пророка, ни предупреждения о каре Всевышнего не вразумили развратный народ Лута, утративший всякий стыд и страх перед Господом. В Коране отношение соплеменников Лута к его проповедям описывается так:
Обвиняли во лжи.
Лута не обошла участь иных пророков. Так же как другие народы обвиняли своих посланников в обмане, так и соплеменники Лута назвали его лжецом.
«Народ Лута счел лжецами посланников» (26 аш-Шуара, 160)
«Если они сочтут тебя (Мухаммад) лжецом, то ведь еще раньше пророков считали лжецами народ Нуха, адиты, самудяне, народ Ибрахима, народ Лута» (22 Хадж, 42–43)
«До них посланников сочли лжецами народ Нуха, адиты и Фараон, владыка кольев, самудяне, народ Лута и жители Айки. Это были соумышленники» (38 Сад, 12–13)
«До них сочли лжецами посланников народ Нуха, жители Расса и самудяне, адиты, народ Фараона и братья Лута» (50 Каф, 12–13)
Грозились прогнать из селения.
Соплеменники возненавидели Лута только за то, что он объявил недостойным и греховным их образ жизни. Нечестивые и низкие в своих поступках, жители Содома на слова Лута, призывающего их опомниться, стали угрожать ему изгнанием, если он не прекратит свои проповеди.
«Они сказали: «О Лут, если ты не прекратишь, то окажешься одним из тех, кто был изгнан» (26 аш-Шуара, 167)
«В ответ его народ смог лишь сказать: «Прогоните семью Лута из вашего селения. Воистину, эти люди хотят очиститься»» (27 ан-Намль, 56)
«В ответ его народ лишь сказал: «Прогоните их из вашего селения. Воистину, эти люди хотят очиститься»» (7 аль-Араф, 82)
Примечательно, что люди, погрязшие в мерзости, набрались наглости говорить, что они желают «очиститься» от Пророка. Грешники хотели «очиститься» от того, кто пытался вернуть их к человеческому состоянию и направить на верный путь.
Не верили в Божье наказание.
Пророк Лут призывал своих сограждан к очевидной истине и предупреждал их о возможном наказании, однако народ не придавал значения никаким наставлениям и упорствовал в бесчестии, насмехаясь над предостережениями Пророка, а также отказываясь верить в возможность Божьей кары:
«Народ Лута счел ложью предостережения» (54 аль-Камар, 33)
«Он предостерег их от Нашей Хватки, но они усомнились в его предостережениях» (54 аль-Камар, 36)
В своем нравственном падении соплеменники Лута дошли до того, что с издёвкой стали требовать от Пророка предъявить им наказания, о которых он их предупреждал.
«… В ответ его народ лишь сказал: «Нашли на нас мучения от Аллаха, если ты – один из тех, кто говорит правду»» (29 аль-Анкабут, 29)
Лут достойно выполнял возложенную на него пророческую миссию, но так и не смог убедить людей уверовать в Единого Бога и прекратить свои мерзкие деяния. Он обратился к Всевышнему Аллаху с просьбой помочь ему наставить соплеменников на истинный путь или оградить его и его семью от той нечисти, что они совершают.
«Он сказал: «Господи! Помоги мне одержать верх над людьми, распространяющими нечестие!»» (29 аль-Анкабут, 30)
«Он сказал: «Я – один из тех, кому ненавистно ваше деяние. Господи! Спаси меня и мою семью от того, что они совершают»» (26 аш-Шуара, 168–169)
Ангелы в гостях у Лута
Всевышний Аллах ответил на просьбу Лута, направив ему ангелов с вестью о том, что его народ будет наказан. Этот коранический рассказ повторяется в нескольких сурах Священного Писания мусульман и начинается с того, что ангелы перед встречей с Лутом навещают Ибрахима, чтобы сообщить ему радостную весть о рождении ребенка от Сары.
«Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он (Ибрахим) усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: «Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута»» (11 Худ, 70)
«Когда страх Ибрахима прошел и он услышал радостную весть (о рождении ребёнка), он стал препираться с Нами за народ Лута.
Ангелы сказали: «О Ибрахим! Оставь споры, ибо твой Господь уже отдал приказ, и их постигнут неотвратимые мучения»» (11 Худ, 74, 76)
Ангелы пришли к Ибрахиму в облике людей, и Пророк, будучи гостеприимным человеком, поспешил угостить посетителей, однако посланцы Всевышнего не дотронулись до еды. Ибрахим испугался такого поведения гостей, ведь отказ от угощения – признак проявления, как минимум, недоброжелательности к хозяину. Видя настороженность Ибрахима, ангелы открыли тайну своего поведения и своей миссии. Они