Скачать:TXTPDF
Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе Корана и Сунны. Наталья Магомедова

мой! Это есть толкование моего давнего сна. Господь мой сделал его явью. Он облагодетельствовал меня, освободив из темницы, и привел вас из пустыни после того, как сатана посеял вражду между мною и моими братьями. Воистину, мой Господь добр, к кому пожелает. Воистину, Он – Знающий, Мудрый.

Господи! Ты даровал мне власть и научил толковать сновидения. Творец небес и земли! Ты – мой Покровитель в этом мире и в Последней жизни. Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам»» (12 Йусуф, 100–101)

Кораническая история заканчивается именно этими событиями. Семья Йусуфа воссоединилась и осталась жить в Египте. Каких-либо упоминаний о дальнейшей жизни пророка Йусуфа в достоверных источниках не содержится.

В некоторых трудах исламских ученых есть описания различных историй о пророке Йусуфе, даны отдельные подробности и детали из его жизни, содержатся комментарии о жене и детях Пророка и прочие описания. Но основываются они, скорее всего, на древних рассказах иудеев или христиан, перешедших в разряд мифов и легенд.

Религия Йусуфа

Ответ на вопрос: какой религии придерживался Йусуф, ясно изложен в Священном Коране:

«Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йакуба. Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны» (12 Йусуф, 38)

Что же касается религии Ибрахима, Исхака и Йакуба, то о ней уже подробно говорилось ранее, в соответствующих главах об этих пророках.

Таким образом, Йусуф придерживался Единобожия и поклонялся только одному Единственному Создателю, Аллаху.

Что же касается пророческой миссии Йусуфа, то он проповедовал жителям Египта. Йусуф призывал население этого региона к вере в Единого Бога и судил на основании законов, которые были ниспосланы Всевышним Аллахом его прадеду Ибрахиму и которым следовали его дед Исхак и отец Йакуб.

История пророка Шуайба, мир ему

Упоминание о Шуайбе и мадьянитах в Коране

7 аль-Араф (Ограды), 85–93

9 ат-Тауба (Покаяние), 70

11 Худ, 84–95

15 аль-Хиджр, 78–79

22 аль-Хадж, 44

26 аш-Шуара (Поэты), 176–189

29 аль-Анкабут (Паук), 36–37

38 Сад, 13–14

50 Каф, 14

Название племени Шуайба и его географическое расположение

Несколько рассказов Священного Корана, повествующих о пророке Шуайбе и его народе, начинаются словами:

«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуайба…» (7 аль-Араф, 85; 11 Худ, 84; 29 аль-Анкабут, 36)

Или словами:

«Жители Айки сочли лжецами посланников. Вот Шуайб сказал им…» (26 аш-Шуара, 176–177)

Комментарии муфассиров к этим яатам расходятся. По мнению одних толкователей, Мадьян и Айка – это названия одного и того же народа. Другие комментаторы уточняют, что Мадьян – это название племени пророка Шуайба, а Айка (в переводе с арабского языка – «густой, заросший лес») – это название местности, где жили мадьяниты. По мнению третьих, Мадьян – это название города, который находился в местности Айка. Однако есть кардинально отличающееся мнение некоторых толкователей, согласно которому, жители Мадьяна и Айки – это разные племена, жившие по соседству друг с другом. После того, как Всевышний Аллах наказал мадьянитов за многобожие, пророк Шуайб переехал на территорию Айки и продолжил свою пророческую миссию там.

Все эти предположения разумны, имеют под собой смысл и логическую основу, но остаются лишь предположениями, так как не имеют достоверного подтверждения.

По вопросу географического расположения народа Шуайба мнения исламских ученых также расходятся. Согласно одним толкованиям, племя Мадьян находилось на территории современной Сирии, по другим – рядом с озером Лута (граница современных государств Израиля, Палестины и Иордании), по третьим – на границе юга Иордании и Саудовской Аравии, по четвёртым – на Синайском полуострове.

Смею заметить, что здесь озвучены наиболее распространенные версии комментаторов, хотя существуют и другие трактовки.

Что из вышесказанного является истиной – известно лишь Аллаху, но очевидно, что для передачи сути событий, связанных с пророком Шуайбом и его народом, эта информация не столь значима.

Описание народа Шуайба

Жители племени Мадьян были торговцами. Город, в котором они проживали, вероятнее всего, был центром торговли, куда стекались все караванные пути или находился рядом с караванной дорогой, поэтому купля-продажа там получила очень большое развитие.

Среди мадьянитов было необычайно широко распространено обвешивание и обмеривание покупателей. Для обмана людей при взвешивании соплеменники Шуайба имели две «мерки»: большую они использовали для взвешивания товара при покупке, а малую – при продаже. Они считали в порядке вещей покупать товар с перевесом, а продавать с недовесом. Торгуя, они стремились как можно больше обмануть покупателя, получив от этого максимальную выгоду. Причем, они не стеснялись своего мошенничества, а наоборот, гордились этим, считая это хорошим ремеслом.

Соплеменники Шуайба были «мастерами своего дела» не только в обвешивании людей, но и в покушении на чужую собственность при торговых сделках. Они любыми незаконными способами стремились овладеть чужим имуществом.

Мадьяниты вселяли ужас и угрожали всем, кто проезжал мимо их поселения. Они имели обыкновение пугать путников и отнимать у них деньги. Толкователи уточняют, что они были первыми, кто ввёл плату и сборы за проход или проезд через их город – пошлину.

Основной целью мадьянитов было завладеть чужим добром, и для достижения этого они использовали любые способы, начиная с примитивного обвеса и заканчивая наглым разбоем. Все эти аморальные поступки усугублялись ещё и тем, что они сбились с религиозного пути Всевышнего Аллаха, отказались поклоняться Ему и впали в идолопоклонство.

Порочное, безнравственное, греховное поведение мадьянитов описывается в аятах Священного Корана так:

«… Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведен порядок. Так лучше для вас, если только вы являетесь верующими. Не садитесь на дорогах, угрожая и сбивая с пути Аллаха тех, кто уверовал в Него, и пытаясь исказить его…» (7 аль-Араф, 85–86)

«… Не обмеривайте и не обвешивайте. Я вижу, как вы благоденствуете, и боюсь, что вас постигнут мучения в Объемлющий день. О мой народ! Мерьте и взвешивайте честно, не придерживайте имущество людей и не распространяйте на земле нечестие» (11 Худ, 84–85)

«Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон. Взвешивайте на точных весах. Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие» (26 аш-Шуара, 181–183)

Наставления пророка Шуайба

Когда нравственность и духовность людей племени Мадьян достигла предельного упадка, Всевышний Аллах ниспослал им пророком Шуайба, который был из их же народа. Пророк призывал мадьянитов к Единобожию, объяснял повеления Всевышнего Аллаха, давал им полезные советы и наставления. Шуайб разъяснял мадьянитам всю гнусность, недостойность и греховность их поведения. Призывал своих сограждан прекратить мошенничество, злодеяния, разбой и покаяться перед Господом за свои поступки.

Согласно тексту Священного Корана, в своих проповедях Шуайб:

Убеждал соплеменников встать на путь истины и единобожия («Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него»).

Напоминал своему народу о милости Аллаха («Помните, что вас было мало, а Он приумножил ваше число»). Шуайб говорил мадьянитам, что благодаря милости Господа растет их население, только Он одаривает их здоровьем и большим потомством; что Милосердный Творец не подвергает их испытаниям, которые могли бы уменьшить их численность, например, страшной болезнью или войной. Напротив, по Своей щедрости, Аллах сделал их большим народом и одарил бесчисленной благодатью.

Предостерегал своих соплеменников от ошибок их предков («Посмотри же, каким был конец злодеев. Пусть ваши разногласия со мной не обрекут вас на то, что постигло народ Нуха, или народ Худа, или народ Салиха. Народ Лута также недалек от вас»). Шуайб знал о судьбе и наказании грешных народов, живших ранее, и предупреждал соплеменников, что та же участь может постигнуть и их, если они не уверуют и не изменятся.

Призывал к взаимному терпению людей своего племени («Если одна часть из вас уверовала в то, с чем я послан, а другая не уверовала, то потерпите, пока Аллах не рассудит между нами»). Шуайб убеждал соплеменников проявлять уважение друг к другу, избегать ссор, обвинений, ругани и обид между теми, кто последовал за ним и теми, кто остался в неверии.

Призывал к нравственности в торговых делах («Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей. Мерьте и взвешивайте честно, не придерживайте имущество людей. Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон. Взвешивайте на точных весах. Не убавляйте людям того, что им причитается»)

Призывал соплеменников оставить разбои, грабёж и другие виды нечестия («Не садитесь на дорогах, угрожая и сбивая с пути Аллаха тех, кто уверовал в Него. Не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле»)

Советовал своим соплеменникам раскаяться и просить прощения у Всевышнего Аллаха за все совершенные ими грехи («Просите прощения у своего Господа, а затем покайтесь перед Ним»)

Полный текст Коранического писания, передающий проповеди пророка Шуайба, звучит так:

«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуайба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведен порядок. Так лучше для вас, если только вы являетесь верующими. Не садитесь на дорогах, угрожая и сбивая с пути Аллаха тех, кто уверовал в Него, и пытаясь исказить его. Помните, что вас было мало, а Он приумножил ваше число. Посмотри же, каким был конец злодеев!

Если одна часть из вас уверовала в то, с чем я послан, а другая не уверовала, то потерпите, пока Аллах не рассудит между нами, ибо Он – Наилучший из судей»» (7 аль-Араф, 85–87)

«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуайба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Не обмеривайте и не обвешивайте. Я вижу, как вы благоденствуете, и боюсь, что вас постигнут мучения в Объемлющий день.

О мой народ! Мерьте и взвешивайте честно, не придерживайте имущество людей и не распространяйте на земле нечестие.

Оставленное вам Аллахом лучше для вас, если только вы веруете, и я не являюсь вашим хранителем»» (11 Худ, 84–86)

«О мой народ! Пусть ваши разногласия со мной не обрекут вас на то, что постигло народ Нуха, или народ Худа, или народ Салиха. Народ Лута также недалек от вас.

Просите прощения у своего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь Милосердный, Любящий (или Любимый)» (11 Худ, 89–90)

«Вот Шуайб сказал им: «Неужели вы не устрашитесь?

Я являюсь посланником к вам, достойным доверия.

Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне.

Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров.

Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон.

Взвешивайте на точных весах.

Не убавляйте людям того, что им причитается,

Скачать:TXTPDF

Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе а и Сунны. Наталья Магомедова Коран читать, Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе а и Сунны. Наталья Магомедова Коран читать бесплатно, Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе а и Сунны. Наталья Магомедова Коран читать онлайн