и не творите на земле зла, распространяя нечестие.
Бойтесь Того, Кто сотворил вас и первые поколения»» (26 аш-Шуара, 177–184)
«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуайба, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, надейтесь на Последний день и не творите на земле зла, распространяя нечестие»» (29 аль-Анкабут, 36)
Отношение мадьянитов к пророчеству Шуайба
Особая неприязнь к пророчеству Шуайба знати племени.
Когда знатные люди и старейшины племени Шуайба, которые потакали своим желаниям и наслаждались жизнью, увидели, что проповедуемая им истина не совпадает с их низменными желаниями, они надменно отвергли ее и сказали Пророку и его последователям, чтобы те отреклись от своей религии. Они пользовались своим положением и авторитетом в обществе, чтобы противостоять призыву Шуайба. Сильные мира сего не хотели признавать предписаний религии, её законов и обязанностей.
Следует отметить, что главным врагом истинной религии, чаще всего, становится знатная и богатая прослойка общества, так как не в её интересах терять свое влияние среди народа. Поэтому социальная верхушка демонстративно выказывает недоверие к своим пророкам, обвиняет их во лжи, называет сумасшедшими и, в конечном итоге, откровенно запугивает. Той же участи не избежал и пророк Шуайб.
«Знатные люди из его народа, которые не уверовали, сказали: «Если вы последуете за Шуайбом, то непременно окажетесь в числе потерпевших урон»» (7 аль-Араф, 90)
«Знатные люди из его народа, которые превозносились, сказали: «О Шуайб! Мы непременно изгоним тебя и тех, кто уверовал вместе с тобой, из нашего города или же ты вернешься в нашу религию»…» (7 аль-Араф, 88)
Обвинение во лжи. Признание Пророка сумасшедшим (околдованным).
Призыв пророка Шуайба оказывал сильное влияние на людей. У него было немало последователей; люди приходили к нему, принимали единобожие, выполняли его повеления. Однако тех, кто так и не уверовал и не встал на истинный путь, было значительно больше, и они не бездействовали. Идолопоклонники наперекор Пророку, призывали людей к заблуждению, обвиняли Шуайба во лжи и наговаривали, что тот сумасшедший, околдованный.
«Жители Айки сочли лжецами посланников» (26 аш-Шуара, 176)
«Они сказали: «Ты – всего лишь один из околдованных. Ты – всего лишь такой же человек, как и мы, и мы полагаем, что ты являешься одним из лжецов»» (26 аш-Шуара, 185–186)
«… еще раньше пророков считали лжецами народ Нуха, адиты, самудяне, … и жители Мадьяна…» (22 аль-Хадж, 42, 44)
«Самудяне, народ Лута и жители Айки. Это были соумышленники. Все они сочли лжецами посланников, и истинным было Мое наказание» (38 Сад, 13–14)
«Жители Айки и народ Тубба. Все они сочли лжецами посланников…» (50 Каф, 14)
Угрозы в адрес Шуайба.
Пророк Шуайб терпеливо призывал мадьянитов встать на прямой путь и не терял надежды на то, что они уверуют. Однако реакция нечестивцев на его наставления была агрессивной и грубой. Дошло до того, что многобожники пригрозили Шуайбу прогнать его с родной земли, если он не откажется от своих проповедей, и не будет придерживаться той же религии, что и они.
«Знатные люди из его народа, которые превозносились, сказали: «О Шуайб! Мы непременно изгоним тебя и тех, кто уверовал вместе с тобой, из нашего города или же ты вернешься в нашу религию»…» (7 аль-Араф, 88)
Многобожники были раздражены пророческой деятельностью Шуайба и утверждали, что если бы не его родственники, то они непременно забросали его камнями. Они говорили, что не испытывают к нему уважения, не ценят его и единственное, что заставляет их не переходить от слов к действиям – это его принадлежность к уважаемому роду.
«Они сказали: «О Шуайб! Многое из того, что ты говоришь, нам непонятно. Мы считаем тебя слабым среди нас. Если бы не твой род, мы побили бы тебя камнями. Ты нисколько не дорог нам»» (11 Худ, 91)
Слепое следование религии своих предков.
Значительная часть мадьянитов не приняла истину из-за своего слепого подражания тому, чему верили их предки. Причем, их приверженность была абсолютно фанатичной, не имеющей под собой ни осознания, ни оценки, ни понимания происходящего. Людям, ленивым мыслить, рассуждать, сравнивать и наблюдать, очень трудно отойти от привычного образа жизни, трудно перестроиться и принять то революционно новое, к чему их призывают. Мадьяниты не были исключением; в своём значительном большинстве они не желали перемен и слепо следовали путём своих предков.
«Они сказали: «О Шуайб! Неужели твой намаз (твоя религия) повелевает нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы, или распоряжаться нашим имуществом не так, как мы того хотим? Ведь ты же – выдержанный, благоразумный»» (11 Худ, 87)
Насмешки по поводу наказания.
Несмотря на все притеснения, которые приходилось сносить пророку Шуайбу от своих не уверовавших соплеменников, его призыв не ослабевал. Однако погрязшие в грехе многобожники были настолько уверены в своей правоте и безнаказанности, что посмели насмехаться над проповедями Шуайба, говоря, где же твое наказание, о котором ты нас предупреждал?
«Низринь на нас осколок неба, если ты являешься одним из тех, кто говорит правду» (26 аш-Шуара, 187)
Слова мадьянитов, упоминаемые в этом аяте: «низринь на нас осколок неба», некоторые толкователи Корана объясняют как «обрушь на нас камни с неба», то есть подвергни нас мучительным страданиям. Но есть и другое толкование, согласно которому обитатели Мадьяна предлагают Пророку «обрушить на них кусок неба», то есть свершить чудо в знак доказательства его правдивости.
Наказание народа Мадьян
Пророка Шуайба очень огорчали омерзительные поступки и грехи его народа. Он настойчиво и терпеливо старался пробудить сознание своих соплеменников. Шуайб долго призывал своих сограждан к истинной религии, порядочности, высокой нравственности, благочестию, но понял, что они не изменятся, и оставил их участь на усмотрение Всевышнего Аллаха. В последний раз с надеждой на то, что они услышат его наставление, он обратился к народу с предупреждением о грядущем наказании.
«О мой народ! Действуйте по своему усмотрению, и я тоже буду действовать. Вы скоро узнаете, кого постигнут унизительные мучения, и кто является лжецом. Ждите, и я подожду вместе с вами»» (11 Худ, 93)
Всевышний Аллах уничтожил народ Шуайба. Спастись от наказания удалось только Пророку и его последователям, остальные жители были поражены зловещим воплем и сильнейшим землетрясением. В один миг тела мадьянитов стали бездыханными, оставшимися неподвижно лежать в своих жилищах.
«Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Шуайба и тех, кто уверовал вместе с ним. А беззаконников поразил ужасный вопль, и они оказались повергнуты ниц в своих домах, словно они никогда не жили там. Да сгинут мадьяниты, как сгинули самудяне!» (11 Худ, 94–95)
«Их постигло землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах. Те, которые сочли Шуайба лжецом, словно никогда не жили там. Те, которые сочли Шуайба лжецом, оказались потерпевшими убыток» (7 аль-Араф, 91–92)
«Они сочли его лжецом, и их постигли мучения в день тени. Воистину, это были мучения в Великий день» (26 аш-Шуара, 189)
«Они сочли его лжецом, и тогда их постигло землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах» (29 аль-Анкабут, 37)
В Коране дается интересное сравнение погибших многобожников: «словно они никогда не жили в своих домах». Мадьянитов повергла кара Всевышнего, и они были уничтожены, словно их никогда не существовало, словно они не жили в своих жилищах, не укрывались в тени своих садов, не веселились на берегах своих ручьев, не питались плодами своих деревьев. Наказание настигло их, и они покинули этот мир развлечений и удовольствий, отправившись в вечную обитель мучений. Они оказались упрямыми глупцами, потерпевшими убыток.
Когда наказание поразило грешников, пророк Шуайб отвернулся от них и произнёс слова упрека и порицания:
«Он отвернулся от них и сказал: «О мой народ! Я донес до вас послания моего Господа и искренне желал вам добра. Как я могу печалиться о неверующих людях»?» (7 аль-Араф, 93)
Этими словами он подтвердил, что выполнил свою пророческую миссию и донес до людей то, что ему было велено передать Всевышним Аллахом. Шуайб еще раз сказал, что желал людям только добра, однако многие ослушались и перешли границы дозволенного. Но разве можно печалиться о том, в чьём сердце не было места вере, истине и добру? Такие люди не заслуживают сострадания.
Последующие события жизни пророка Шуайба
Пророк Шуайб после наказания нечестивых соплеменников остался жить в Мадьяне вместе со своими последователями. Он женился на одной из уверовавших девушек, которая родила ему двух дочерей.
Его жизненный путь пересёкся с другим пророком и посланником Всевышнего Аллаха – Мусой. Тот, по стечению обстоятельств, бежал из Египта в Мадьян, где и познакомился с Шуайбом. Муса жил в его семье некоторое время, женился на одной из его дочерей, а затем снова вернулся в Египет. Однако, это уже события другой истории, которая будет подробно изложена в главе о пророке Мусе.
Что касается последних лет жизни пророка Шуайба, то мнения исламских богословов по этому поводу расходятся. Одни утверждают, что перед смертью Шуайб переехал в Мекку, жил там какое-то время, и после смерти был похоронен возле колодца Зам-Зам. Согласно другому мнению, Шуайб ездил в гости к своей дочери и её мужу, пророку Мусе, в Египет и скончался там. Описаний этих событий в достоверных источниках нет, а потому, что из вышесказанного является истиной – известно лишь Всезнающему Аллаху.
История пророков Мусы и Харуна, мир им
Упоминание о Мусе и Харуне в Коране
2 аль-Бакара (Корова), 49–73, 87, 92–93
4 ан-Ниса (Женщины), 164
5 аль-Маида (Трапеза), 20–26
6 аль-Анам (Скот), 84, 91
7 аль-Араф (Ограды), 103–155
10 Йунус, 75–93
11 Худ, 96–99
14 Ибрахим, 5–8
17 аль-Исра (Ночной перенос), 101–104
18 аль-Кахф (Пещера), 60–82
19 Марьям, 51–53
20 Та-ха, 9-99
21 аль-Анбийа (Пророки), 48–49
23 аль-Муминун (Верующие), 45–49
25 аль-Фуркан (Различение), 35–36
26 аш-Шуара (Поэты), 10–68
27 ан-Намль (Муравьи), 7-14
28 аль-Касас (Рассказ), 3-45, 48
29 аль-Анкабут (Паук), 39
37 ас-Сафат (Стоящие в ряды), 114–122
40 Гафир (Прощающий), 23–54
43 аз-Зухруф (Украшения), 46–56
44 ад-Духан (Дым), 17–31
51 аз-Зарийат (Рассеивающие прах), 38–40
61 ас-Сафф (Ряды), 5
79 ан-Назиат (Исторгающие), 15–26
Отдельные упоминания о Фараоне:
3 аль-Имран (Семейство Имрана), 11
8 аль-Анфаль (Трофеи), 52, 54
38 Сад, 12–14
50 Каф, 12–13
54 аль-Камар (Месяц), 41–42
69 аль-Хакка (Неминуемое), 9-10
73 аль-Муззаммиль (Закутавшийся), 16
89 аль-Фаджр (Заря), 6-14
Из всех Коранических повествований о пророках Аллаха, описание событий жизни и посланнической миссии Мусы является самым объемным. Рассказы о нём и его брате Харуне встречаются в 26 сурах Корана, как в мекканских, так и в мединских. Помимо законченных коранических рассказов есть также много отдельных упоминаний его имени и отдельных сообщений о Фараоне и его незавидной участи.
Место и время рождения Мусы Правление Фараона
В Коране однозначно указывается место рождения Мусы – Египет. Причины, по которым сыны Израилевы переселились со своих земель на территорию Египта, были подробно изложены в главе, посвященной пророку Йусуфу.
После того, как пророк Йакуб со своей многочисленной семьёй (женой и одиннадцатью сыновьями) переехал в Египет к своему