обетовал им мир и процветание. Но во время этого пути пророку Мусе выпало немало испытаний. Он без устали наставлял и вдохновлял свой народ, вера которого была ещё слаба, но многие израильтяне были близки к тому, чтобы отказаться от этого путешествия, казавшегося им очень трудным. Они готовы были вернуться обратно в Египет, предпочитая жить в рабстве, нежели пройти через временные трудности и испытания.
Встреча с идолопоклонниками и просьба израильтян изваять для них идола
Израильтяне двигались к Земле Обетованной и на своём пути повстречали племя, люди которого поклонялись идолам. Внешний вид идола и зрелище молитвенных обрядов настолько поразили некоторых невежественных людей среди сынов Израиля, что они стали просить Мусу сотворить им подобного бога. Невозможно даже представить чувства Мусы, столько времени призывавшего людей к единобожию и боровшегося с язычеством, когда он услышал такую просьбу от своих же соплеменников, вновь пожелавших поклонятся идолам. Ответ Мусы на просьбу его народа передан в Коране так:
«Мы переправили сынов Исраила через море, и они прибыли к народу, который был предан своим идолам. Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них». Он сказал: «Воистину, вы – невежественные люди.
У этих людей погублено будет то, что они исповедуют, и тщетно будет то, что они совершают».
Он сказал: «Неужели я стану искать для вас другое божество, кроме Аллаха, который возвысил вас над мирами»» (7 аль-Араф, 138–140)
Ниспослание Мусе Писания
До ниспослания нового Писания, Муса придерживался шариата Ибрахима и проповедовал его своему народу. Но настал тот день, когда Всевышний Аллах внушил Мусе прийти к Нему в назначенное время для получения нового Божественного откровения. Коранический рассказ, повествующий об этих событиях, начинается словами:
«Вот Мы определили Мусе сорок дней…» (2 аль-Бакара, 51)
«Мы определили Мусе тридцать ночей и добавили к ним еще десять, и поэтому срок его Господа составил сорок ночей…» (7 аль-Араф, 142)
Муфассиры дают разные толкования этим кораническим аятам. По мнению одних, все эти сорок дней Муса совершал различные поклонения: пост, молитвы, размышления. Он проводил это время в одиночестве, отдалившись от мирских забот и проникаясь познанием своего Господа. Таким образом, он внутренне очищался и подготавливался к принятию Божьих повелений. Спустя эти дни Муса достиг наивысшей степени духовности и был готов к тому, чтобы Господь заговорил с ним и передал ему Новый закон. По мнению других толкователей, Муса совершал поклонения и готовился к общению с Аллахом только тридцать дней, а в течение остальных десяти дней он получал Божественные откровения.
Есть и ещё одно мнение комментаторов, согласно которому Муса все эти сорок дней получал откровения от Всевышнего Аллаха. Причем, богословы объясняют, что вначале Мусе была дана Тора в виде устных откровений, а потом он получил Скрижали.
По общепринятому мнению, Скрижали – это каменные плиты, на которых были высечены заповеди новой религии. Сотворены (начертаны) эти заповеди были Самим Господом. Причем некоторые комментаторы уточняют, что все буквы текста на Скрижалях были выложены прекрасными драгоценными камнями. Что касается содержания надписей, то по этому поводу у богословов также есть некоторые расхождения. Одни считают, что в Скрижалях была изложена вся Тора, а другие придерживаются мнения, что Скрижали содержали только заповеди. (Заповедь – основа религии, краткое назидание в виде изложения основных тезисов или свод обязательных правил.) Однако, что из вышесказанного является истиной – знает только Всевышний Аллах.
Когда Муса получал Божественные откровения, он так сильно наслаждался Речью Аллаха, что незаметно для себя возжелал большего – увидеть своего Господа. Движимый огромным желанием лицезреть Бога, он попросил позволения взглянуть на Него. Всевышний Аллах велел Мусе посмотреть на гору и понаблюдать, что с ней случится, когда Он предстанет пред ней. Если гора удержится на своем месте, то и Муса сможет увидеть своего Создателя. Когда же Всевышний Господь показался могучей горе, она рассыпалась, словно была из песка. Она испытала такой величественный трепет от лицезрения своего Господа, что оказалась неспособной выдержать такое. Когда Муса осмыслил, что произошло, он упал без сознания. Придя в себя, он понял, что если гора не смогла устоять при лицезрении Аллаха, то он тем более не сможет пережить такое. Он попросил прощения у Господа за неуместную просьбу, сказав, что раскаивается в совершенном грехе и скорбит, что был недостаточно почтителен с Аллахом.
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Муса сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих».
Он сказал: «О Муса! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе. Посему возьми то, что Я даровал тебе, и будь одним из благодарных».
Мы написали для него на скрижалях назидание о всякой вещи и разъяснение всего сущего: «Держи их крепко и вели твоему народу следовать наилучшему из этого. Я покажу вам Обитель нечестивцев.
Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют правый путь, то не последуют этим путем, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это – потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими».
Деяния тех, которые сочли ложью Наши знамения и встречу в Последней жизни, окажутся тщетными.
Разве им не воздастся только за то, что они совершали?» (7 аль-Араф, 143–147)
Пророк Муса получил прозвище КалимуЛлах за то, что он общался с Аллахом, слышал Его Речь, причем, как минимум дважды – во время первого откровения, когда ему было дано указание о пророческой миссии, и во время ниспослания ему Писания.
«… А с Мусой Аллах вел беседу» (4 ан-Ниса, 164).
Важно отметить, что нельзя представлять беседу Всевышнего Аллаха с Мусой как разговор между двумя людьми. Муса общался с Господом вечным Атрибутом Аллаха – Речью (Калям). Он говорил с Ним без времени, без направления, без языка. Всемогущий Аллах дал слышать свою речь Пророку, но не с помощью обычных звуков и слов. Речь Аллаха не является сотворенной, поэтому она не нуждается ни в языке, ни в звуках, ни в буквах, ни в словах, ни в паузах между ними. Каким образом и в какой форме происходила эта «беседа» нам не дано познать. Это тайна, оставшаяся за пределами нашего понимания.
Получив от Всевышнего Аллаха Писание в виде Торы и Скрижалей (или в виде Торы на Скрижалях – истина известна лишь Аллаху), Муса вернулся к своему народу, чтобы, согласно этому Божественному писанию, вести их по пути духовного совершенствования.
«Вот Мы даровали Мусе Писание и различение, – быть может, вы последуете прямым путем» (2 аль-Бакара, 53)
«Мы даровали Мусе Писание и отправили вслед за ним череду посланников…» (2 аль-Бакара, 87)
«Погубив первые поколения, Мы даровали Мусе Писание в качестве наглядного наставления для людей, верного руководства и милости, чтобы они могли помянуть назидание» (28 аль-Касас, 43)
«Мы даровали Мусе верное руководство и дали в наследство сынам Исраила Писание как верное руководство и напоминание для обладающих разумом» (40 Гафир, 53–54)
«Мы оказали милость Мусе и Харуну.
Мы спасли их обоих и их народ от великой печали.
Мы оказали им помощь, и именно они стали победителями.
Мы даровали им ясное Писание и повели их прямым путем.
Мы оставили о них в последующих поколениях добрую молву.
Мир Мусе и Харуну!
Воистину, так Мы воздаем творящим добро.
Воистину, они – одни из Наших верующих рабов» (37 ас-Сафат, 114–122)
Поклонение израильтян золотому тельцу
На период своего сорокадневного отсутствия Муса возложил обязанности управления и поддержания установленного им порядка, на своего брата Харуна. В это время некий самаритянин из народа Мусы изваял золотого тельца. Он сделал его из золотых украшений, которые были у израильтян. Самаритянин был прекрасным ювелиром, мастером своего дела и очень искусно изготовил теленка. Он бросил в сплав горсть земли, на которой остался след Божьего посланца, в результате чего телец стал издавать звуки. Предполагается, что телёнок мычал при дуновении ветра. Работа мастера настолько поразила иудеев, что многие из них отошли от поклонения Единому Аллаху. Уверовав в божественность тельца, они стали поклоняться этому золотому идолу.
«… Муса сказал своему брату Харуну: «Оставайся вместо меня среди моего народа, поступай праведно и не следуй путем распространяющих нечестие»» (7 аль-Араф, 142)
«В отсутствие Мусы его народ сделал из своих украшений изваяния тельца, который мычал. Разве они не видели, что он не разговаривал с ними и не наставлял их на прямой путь? Они стали поклоняться ему – они были несправедливы» (7 аль-Араф, 148)
В Коране говорится, что самаритянин при создании тельца бросил в сплав золота «пригоршню со следов посланца», чтобы телёнок издавал звуки, словно был живой. Согласно комментарию отдельных толкователей, эта земля была взята из-под копыт коня Джибриила. Они поясняют, что самаритянин увидел Ангела, который находился верхом на лошади, когда сыны Израиля вышли на берег, а Фараон и его воины начали тонуть. Самаритянин схватил горсть земли, на которой остался след от копыт лошади и сохранил её. Другие же толкователи утверждают, что ювелир взял горсть земли из-под ноги пророка Мусы, а потом бросил её в огонь. Какая из этих версий является правильной – не известно.
Таким образом, некоторые израильтяне сбились с истинного пути; они назвали золотого теленка божеством и стали поклоняться ему. Пророк Харун предупреждал свой народ и настойчиво просил их одуматься, но все его старания были напрасны.
Когда Муса вернулся и увидел, что натворили его соплеменники, он был настолько разгневан, что схватил своего брата Харуна за бороду и потянул к себе. Он стал укорять Харуна за то, что тот не остановил их. Муса принялся распекать своих соплеменников за их дурные деяния, а они начали оправдываться в ответ, что были нагружены тяжелыми украшениями и думали, что от них в пути будут только трудности, поэтому и решили от них избавиться; самаритянин развел огонь в яме, и они бросили их туда. Муса ругал своего брата за то, что он допустил совершение такого дьявольского деяния. Харун, на самом деле, предупреждал своих соплеменников, когда они создавали тельца, и ругал их, когда они стали поклоняться ему, но они его не слушали. Чуть позже, когда Муса во всем разобрался, он пожалел, что сделал