на путешествие долгие годы».
Когда они дошли до места их слияния, они забыли свою рыбу, и она двинулась в путь по морю, словно по подземному ходу.
Когда они прошли дальше, он сказал своему слуге: «Подавай наш обед. Мы почувствовали в этом путешествии нашем усталость».
Он сказал: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня не вспомнить о ней.
Она же отправилась в путь по морю чудесным образом».
Он сказал: «Это – то, чего мы желали!» Они вдвоем вернулись назад по своим следам.
Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно.
Муса сказал ему (Хыдру): «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?»
Он сказал: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной.
Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?»
Он сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления».
Он сказал: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом»» (18 аль-Кахф, 60–70)
Во время путешествия с Хыдром, Муса стал свидетелем трёх странных происшествий, которые подробно описываются в продолжении этой коранической истории:
«Они вдвоем двинулись в путь. Когда же они сели на корабль, он (Хыдр) сделал в нем пробоину. Муса сказал: «Ты сделал пробоину, чтобы потопить людей на нем? Ты совершил тяжкий поступок!»
Он (Хыдр) сказал: «Разве я не говорил, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?»
Муса сказал: «Не наказывай меня за то, что я позабыл, и не возлагай на меня тяжелое бремя».
Они продолжили путь, пока не встретили мальчика, и он (Хыдр) убил его. Муса сказал: «Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал? Ты совершил предосудительный поступок!»
Он (Хыдр) сказал: «Разве я не говорил тебе, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?»
Муса сказал: «Если я спрошу тебя о чем-либо после этого, то не продолжай путь вместе со мной. Ты уже получил мои извинения».
Они продолжили путь, пока не пришли к жителям одного селения. Они попросили его жителей накормить их, но те отказались принять их гостями. Они увидели там стену, которая была готова обрушиться, и он выпрямил ее. Муса сказал: «Если бы ты захотел, то получил бы за это вознаграждение».
Он (Хыдр) сказал: «Здесь я с тобой расстанусь, но я поведаю тебе толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением.
Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все целые корабли.
Что касается мальчика, то его родители являются верующими, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине своего беззакония и неверия.
Мы захотели, чтобы Господь даровал им вместо него того, кто будет чище и милосерднее к своим близким.
Что же касается стены, то она принадлежала двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находился их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением»» (18 аль-Кахф, 71–82)
Праведный Хыдр объяснил Мусе, что всё, что он совершил в трёх данных ситуациях, было милостью Аллаха по отношению к экипажу лодки, родителям мальчика и сыновьям праведника. Он также добавил, что он совершил это не по собственному побуждению, а по приказу Аллаха, который внушил ему это сделать.
Отдельные исламские богословы считают, что Хыдр был пророком. Они объясняют это тем, что всё, что делал Хыдр, было велением Аллаха через откровение, а откровения не приходят к обычным, даже очень богобоязненным людям. Кроме того, Хыдр знал сокровенное, обладал знаниями, которых не было даже у пророка Мусы. Однако другие богословы утверждают, что Хыдр был одним из праведников и искренним слугой Аллаха, так как нет никаких доказательств, что у него был народ, которому он пророчествовал. Какое из утверждений толкователей является истинным – известно лишь Всевышнему Аллаху.
Что касается ученика Мусы, то достоверные хадисы ясно указывают, что это был Йуша ибн Нун, который после Мусы стал лидером народа Израиля.
В иудейских источниках упоминается еще одна история, связанная с пророком Мусой. Возможно, это вымышленный рассказ (истина известна только Всевышнему Аллаху), но история столь поучительна, что хотелось бы её озвучить:
Однажды Муса проходил мимо горы, заметил на ней источник воды, совершил ритуальное омовение, а затем поднялся на вершину и начал молиться. В этот момент он увидел, как некий всадник остановился у источника и стал пить воду. Всадник имел при себе мешочек золота, однако забыл его у источника и уехал. После его ухода к источнику воды подошёл пастух, он увидел мешочек золота, взял его и ушёл. Затем к источнику подошёл утомлённый старик, неся на себе связку дров. Он положил дрова на землю, прилёг и стал отдыхать. Всадник в поисках своего золота вернулся к источнику, однако, не найдя мешочка, он подошёл к спящему старику и сказал: «Ты подобрал мой мешок с золотом, потому что кроме тебя здесь никого нет». Старик покачал головой: «Мне ничего не известно о твоём золоте». Наездник начал кричать, спор быстро перешел в драку, во время которой всадник убил старика. Муса с вершины горы наблюдал за всеми этими событиями и в конце обратился к Аллаху: «Господи! Где же справедливость?» Господь ниспослал Мусе откровение: «Тот старик – дровосек, когда-то давно убил отца всадника, и сегодня сын убитого отомстил за отца. Отец всадника был должен такую же сумму денег, как та, что находилась в мешочке, отцу пастуха, и сегодня пастух приобрел то, что принадлежало его отцу. Таким образом, возмездие свершилось, и долг был возвращён. Воистину, Я являюсь справедливым судьёй».
Несмотря на то, что Муса был великим пророком, ему не были открыты все разумения. Эти истории ещё раз показывают, насколько же ограничены познания людей, и насколько безгранично Знание Всевышнего Аллаха.
О последних годах жизни пророка Мусы в достоверных источниках нет никакой информации. По преданиям, Муса до смерти жил и пророчествовал в Палестине, скончался в глубокой старости и был похоронен в окрестностях Иерусалима. В последние дни своей жизни Муса вложил в ковчег скрижали с начертанными на них Заповедями Аллаха, положил туда свой посох и другие памятные вещи и передал ковчег своему преемнику Йуше ибн Нуну Ковчег Завета для израильтян был особой святыней и являлся залогом их уверенности в счастливой жизни. Впоследствии он, со всем его содержимым, был утерян.
История пророка Дауда, мир ему
Упоминание о Дауде в Коране
2 аль-Бакара (Корова), 246–251
4 ан-Ниса (Женщины), 163
5 аль-Маида (Трапеза), 78
6 аль-Анам (Скот), 84
17 аль-Исра (Ночной перенос), 55
21 аль-Анбийа (Пророки), 78–80
27 ан-Намль (Муравьи), 15–16
34 Саба, 10–11
38 Сад, 17–26, 30
Восхождение Дауда на царство
После смерти пророка Мусы потомки Исраила в течение некоторого времени жили в соответствии с ниспосланным ему Законом. Время от времени Аллах направлял им пророков из их числа, чтобы напоминать о наставлениях Мусы и следить за соблюдением его шариата. Но спустя какое-то время израильтяне отошли от религии Аллаха, отвернулись от истины, и Господь наказал их войной с племенем идолопоклонников, в которой они потерпели поражение. Возможно, это было племя Амалика, как считают некоторые мусульманские богословы, а возможно, это было другое племя, проживавшее в те годы на территории Древней Палестины. В Ветхом Завете, а также в некоторых ассирийских и египетских источниках, этот народ упоминается как филистимляне (древний народ, населявший приморскую часть Палестины).
Во время сражения идолопоклонники захватили Ковчег Завета, святую реликвию израильтян и символ их единства, в котором после пророка Мусы хранились Скрижали, его посох и другие вещи. Сыны Исраила были порабощены, изгнаны из своих домов, а их дети взяты в плен.
Вероятнее всего, в то время среди израильтян распространилась анархия, так как из коранических аятов, повествующих об этих событиях, следует, что у иудеев в тот период не было централизованного руководства, не было царя. Старейшины сынов Исраила, к мнению которых прислушивались остальные люди, собрались, чтобы обсудить свое положение. Их унижение стало невыносимым, и они решили обратиться к своему пророку, которого Всевышний Аллах ниспослал им в те годы. В коранических аятах имя пророка того времени не указывается, но по предположениям большинства муфассиров, это был Ишмоил (Самуил). Израильтяне во время общения со своим Пророком сказали, что они нуждаются в царе, который бы объединил их и руководил их делами. Они попросили Ишмоила, чтобы тот выбрал из них царя, который будет править ими и поведет их в бой против врагов-поработителей. Пророк обратился за помощью к Всевышнему Аллаху и через откровение получил Его указание назначить царем и предводителем в священной войне Талута (Саула). Однако как только израильтяне узнали имя вновь назначенного царя, они были удивлены и, как обычно, проявили привередливость и непослушание. Вместо того чтобы покорно принять Талута, они взбунтовались против решения Аллаха. Более того, они посмели объявить назначение Талута ошибочным, и объяснили это тем, что он не принадлежал царской династии и, к тому же, не был богат. Они говорили, что среди них есть много мужей, имеющих славное происхождение и обладающих большим богатством, и правителя нужно выбирать именно из их числа. В ответ на эти строптивые суждения израильтян, Пророк терпеливо и убедительно объяснил им преимущества назначенного Самим Аллахом царя. Он перечислил им все достоинства, которыми Господь наделил Талута, чтобы тот правил народом мудро, а с врагами боролся мужественно. Пророк говорил, что богатство тут не главное мерило, и, наконец, лишь Аллаху ведомо – кому дать власть, а кому нет.
Чтобы полностью рассеять сомнения народа Исраила в том, что Аллах назначил царем именно Талута, Пророк сказал им, что Господь пошлет израильтянам знамение: Он вернёт им Ковчег Завета, утраченный ими во время войны, и принесут его ангелы. Для уверовавших в Аллаха, это чудо должно было быть достаточным доказательством того, что Талут – избранник Всевышнего.
Эти события переданы Всевышним Аллахом в следующих аятах Корана:
«Не знаешь ли ты о знати сынов Исраила, живших после Мусы? Они сказали своему пророку: «Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха». Он сказал: «Может ли быть, что если вам будет предписано сражаться, вы не станете сражаться?» Они сказали: «Отчего же нам не сражаться на пути Аллаха, если мы изгнаны из наших жилищ и