на спину, чтобы защитить свое тело от удара. Такая броня была очень тяжелой и неудобной. Дауд стал делать броню из маленьких колец, то есть стал первым, кто изготовил кольчугу. Аллах также обучил Дауда тому, как соединять кольца кольчуги друг с другом (т. е. не делать их слишком грубыми, чтобы они не были тяжелыми для воинов, и не делать их слишком тонкими, чтобы они не ломались).
«Мы научили его (Дауда) изготовлять для вас кольчуги, чтобы они предохраняли вас от причиняемого вами вреда. Но разве вы благодарны?» (21 аль-Анбийа, 80)
«… Мы сделали железо мягким для него. Выкуй длинные кольчуги и соблюдай меру в кольцах. Поступайте праведно, ведь Я вижу то, что вы совершаете» (34 Саба, 10–11)
Мнения толкователей Корана по поводу того, каким же именно способом Дауд управлялся с железом, разделились. Одни муфассиры считают, что благо (знамение) Аллаха, дарованное Дауду, было в том, что он не нуждался в накалке железа на огне и обращался с ним так, как люди обращаются с глиной, воском или тестом – настолько мягким железо было в его руках. Согласно другому толкованию, Аллах научил Дауда изготавливать кольчуги обычным способом, который хорошо известен в наши дни. А это значит, что благо, дарованное Аллахом, было в том, что Дауд получил знания – как можно раскалить или расплавить металл. Это толкование представляется наиболее очевидным, потому что Аллах назвал эту науку своей милостью по отношению ко всем рабам и повелел людям благодарить Аллаха за эту милость. Если бы искусство, которому был обучен Дауд, не досталось в наследие остальным людям, то Аллах не назвал бы его милостью по отношению ко всему человечеству.
Толкователи, которые отдают предпочтение первому мнению, опираются исключительно на коранический аят о том, что Аллах сделал для Дауда железо ковким (мягким). Однако эти слова не означают, что железо становилось ковким вопреки земным законам. Но лучше всего об этом известно Аллаху.
В достоверных хадисах Посланника(сас) упоминается интересный факт, что пророк Дауд зарабатывал себе на пропитание исключительно своим трудом. Изготавливая кольчуги, он не только обеспечивал войско прочной защитой, но и сам снабжал свою семью хлебом насущным. Несмотря на свое высокое положение и немалое богатство, он кормил себя исключительно своим трудом.
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды (на которую он заработал) трудом своих рук, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал трудом своих рук»» (передано со слов аль-Микдама; Сахих Аль-Бухари, 942 (2072))
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «… ел же он (Дауд) лишь то, на что зарабатывал своими руками»» (передано со слов Абу Хурайры; Сахих Аль-Бухари, 1363 (3417))
Судейство Дауда
Пророк Дауд чётко распределял всё свое время на выполнение различных обязанностей. Часть этого времени он тратил на исполнение государственных дел, часть – на судейство по спорным вопросам между людьми, а остальное время он занимался поклонением Аллаху: читал Забур, возносил хвалу Всевышнему и молился Ему. Когда Дауд входил в святилище для служения Господу, никто не имел права беспокоить его, пока он сам не выходил оттуда.
Однажды, когда Дауд пребывал в святилище и молился Аллаху, там неожиданно появились два человека. Они не спросили разрешения войти и прошли туда даже не через ворота (или дверь), а перелезли через стены молельни. Это заставило Дауда испугаться. Люди сказали ему, что они ведут тяжбу друг с другом, так как один из них поступил несправедливо по отношению к другому. Они дали понять, что надеются найти истину и попросили Дауда рассудить между ними по справедливости. Пророк не стал бранить этих двух людей и выслушал их историю.
Один из них назвал другого своим братом. Возможно, он был его кровным братом, а возможно, братом по вере, или просто другом. В любом случае, это означало, что эти два человека были близкими людьми и, следовательно, они не должны были поступать несправедливо друг к другу.
Дело пророку Дауду показалось более чем понятным и простым. Один тяжущийся притеснил другого: он к своим девяносто девяти овцам присоединил одну единственную овцу своего брата. Поэтому потерпевший и пришел с жалобой на своего угнетателя. Дауд выслушал жалобщика и тотчас вынес свое решение, сказав, что его брат поступил несправедливо, затребовав его овцу присоединить к своему стаду. Дауд сразу вынес решение в пользу потерпевшего, хотя не выслушал доводы другого участника спора. Более того, он даже осудил поведение этого человека. И тут Дауд понял, что совершил ошибку и что это не случайно возникшая ситуация, а испытание его самого. Он понял, что вынес решение, не выслушав другой стороны, и что такой путь неверен для справедливого судьи. Дауд раскаялся, что поспешил вынести приговор. Он поклонился Аллаху и попросил прощения.
Следует обратить внимание на тот факт, что данный эпизод вовсе не говорит о совершении греха Даудом. Все пророки защищены Самим Аллахом от совершения каких-либо грехов. Дауд по невниманию допустил неосознанную ошибку, при этом сразу осознал её, раскаялся и попросил у Всевышнего Аллаха прощения.
«Мы укрепили его власть и даровали ему мудрость и решающее слово.
Дошла ли до тебя весть о затеявших тяжбу, которые перелезли через стену молельни?
Они вошли к Дауду, и он испугался их. Они сказали: «Не бойся, мы – двое тяжущихся. Один из нас поступил несправедливо по отношению к другому. Рассуди же нас истинно, не будь несправедлив и укажи нам на верный путь.
Это – мой брат. У него есть девяносто девять овец, а у меня – всего одна овца. Он сказал: «Отдай ее мне!» – и одолел меня на словах».
Он (Дауд) сказал: «Он поступил по отношению к тебе несправедливо, когда попросил присоединить твою овцу к своим. Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало». Дауд убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся.
Мы простили ему это. Воистину, он приближен к Нам, и ему уготовано прекрасное место возвращения.
О Дауд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета» (38 Сад, 20–26)
Некоторые мусульманские богословы, комментируя эти аяты Корана, считают, что двое тяжущихся были не людьми, а ангелами в образе людей, направленными Всевышним Аллахом для испытания Дауда. Поэтому они и появились в молельне Дауда таким чудесным образом – пройдя сквозь стены. А после того, как Дауд вынес свое скоропалительное решение – исчезли. Однако это лишь предположение, и истина известна лишь Аллаху.
Есть ещё одно часто встречающееся мнение некоторых толкователей, которые рассказывают предысторию событий этих аятов таким образом: у Дауда было много жен, в общей сложности 99. В один из дней он увидел прекрасную женщину и захотел жениться на ней, однако она оказалась замужем. Дауд не знал, как ему поступить в этом случае (как завладеть возлюбленной). Он решил помолиться Аллаху и попросить Его о помощи (вразумлении) по этому вопросу. Именно во время молитвы Дауда в святилище вошли двое мужчин с просьбой рассудить их по справедливости. Дауд понял, что желание одного из братьев присоединить к своим 99 овцам ещё одну овцу, принадлежавшую его брату – это некая параллель с его историей о возлюбленной. Дауд осознал свою ошибку, раскаялся и попросил у Всевышнего прощения. Однако такое толкование Коранической истории, приводимое некоторыми мусульманскими богословами, не имеет под собой достоверных источников и основывается, скорее всего, на древних легендах и сказаниях.
Дауд был верным служителем Аллаха; он проводил много времени в молитвах и часто постился.
В Сахихах Аль-Бухари и Муслима упоминаются несколько хадисов Посланника(сас), в которых он говорил, что самой угодной Аллаху молитвой была молитва пророка Дауда, а самым угодным Аллаху постом был пост Дауда. Пророк Дауд обычно спал в течение первой половины ночи, а затем треть ночи проводил в молитве. Он имел обыкновение поститься через день.
«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Дауда, мир ему, и самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, который всегда спал половину ночи, (потом) молился треть её, а (потом) спал шестую часть ночи, постился же он через день» (передано со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса; Сахих Аль-Бухари, 564 (1131))
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам». Я сказал: «Да, о посланник Аллаха». Он сказал: «Неделай (так, но) постисъ и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту»… Я сказал: «О посланник Аллаха, поистине, я чувствую в себе силу!» Он сказал: «Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!» Я спросил: «А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?» Он ответил: «Через день»» (передано со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса; Сахих Аль-Бухари, 912 (1975))
В другой версии этого хадиса сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда постись, как постился Дауд, мир ему, который всегда постился через день и не обращался в бегство, когда встречал (врага)»» (1977).
На эту тему есть также хадисы:
1739(5052) в Сахихе аль-Бухари и 1159-0, 1159-1, 1159-2 в Сахихе Муслима.
Сын Дауда
Согласно преданию израильтян, у пророка Дауда было много жён и много детей. В мусульманских достоверных источниках описаний таких подробностей о семье пророка Дауда нет. В коранических аятах упоминается имя одного из сыновей Дауда или одного сына вообще (истина известна лишь Аллаху) – Сулеймана (Соломона).
«Мы даровали Дауду Сулеймана. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху» (38 Сад, 30)
«Мы даровали знание Дауду и Сулейману, и они сказали: «Хвала Аллаху, который предпочел нас многим из Своих верующих рабов». Сулейман наследовал Дауду…» (27 ан-Намль, 15–16)
Под словами «наследовал Дауду» мусульманские