Скачать:TXTPDF
Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе Корана и Сунны. Наталья Магомедова

ученые объясняют, что это может быть наследство власти (царства), которое перешло к Сулейману после смерти Дауда, а может быть наследство религиозных знаний (шариата Мусы) или пророчества.

Некоторые мусульманские богословы предполагают, что пророк Дауд родился, жил и умер в Палестине (Иерусалиме или его окрестностях). Его государство существовало где-то в первом тысячелетии до н. э. Правил он в течение сорока лет, и это было одним из лучших правлений в истории сынов Исраила. Однако достоверного подтверждения этой информации нет.

История пророка Сулеймана, мир ему

Упоминание о Сулеймане в Коране

2 аль-Бакара (Корова), 102

4 ан-Ниса (Женщины), 163

6 аль-Анам (Скот), 84

21 аль-Анбийа (Пророки), 78–79, 81–82

27 ан-Намль (Муравьи), 15–44

34 Саба, 12–14

38 Сад, 30–40

Место и время рождения Пророка

Сулейман был сыном пророка Дауда. Коран гласит:

«Мы даровали Дауду Сулеймана. Как прекрасен был этот раб!..» (38 Сад, 30)

Информации о месте и времени рождения Сулеймана в достоверных источниках не содержится, однако большинство исламских богословов утверждают, что Пророк родился в Палестине, а некоторые из них уточняют – в Иерусалиме.

Что касается даты рождения сына Дауда, то в отдельных источниках, рассказывающих о Сулеймане, указывается период его царствования – с 967 (или 965) по 928 годы до н. э. При этом существует весьма распространенное мнение толкователей, что Сулейман взошёл на престол, когда ему было около 12–13 лет (но есть и другие версии – о восхождении Сулеймана на царствование уже в более зрелом возрасте).

Вышеуказанные подробности являются лишь предположениями толкователей, поэтому все даты можно считать очень условными.

Сулейман – обладатель царства и пророчества

Всевышний Аллах так же, как при пророке Дауде, объединил власть и пророчество в одном лице, наградив Сулеймана одновременно и пророческой миссией, и царствованием над израильтянами.

После смерти Дауда Сулейман взошёл на трон и стал править Израильским государством. Хотя, согласно другой версии, пророк Дауд передал власть Сулейману еще при своей жизни, и даже какое-то время они правили вместе. Какое из предположений является верным – Аллах знает лучше, однако нет сомнений, что пророк Дауд, по воле Всевышнего, оставил своим наследником и продолжателем своего дела именно Сулеймана, хотя вероятнее всего, тот был не единственным сыном Дауда.

«Сулейман наследовал Дауду…» (27 ан-Намль, 16)

Толкователи Корана, комментируя эти строки аята, поясняют, что Сулейман получил не просто физическое наследие в виде царствования над израильтянами, но и духовное наследие в виде религиозных знаний, Священного Писания и шариата пророка Мусы, которого придерживался Дауд.

Доказательство того, что Сулейман был пророком Всевышнего Аллаха, содержится в Коране, где его имя упоминается наряду с другими прекрасными посланцами Всевышнего, а также говорится, что ему, как и другим пророкам, было внушено божественное откровение.

«… Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства – Дауда, Сулеймана, Айуба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом, Мы воздаем творящим добро» (6 аль-Анам, 84)

«Воистину, Мы внушили тебе (Мухаммад) откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, Исе, Айубу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур» (4 ан-Ниса, 163)

Израильского государства.

Чудеса, дарованные Сулейману

Всевышний Аллах проявил удивительную милость к Своему рабу. Он наградил Сулеймана поразительными, фантастическими возможностям и способностями совершать чудеса. Одним из таких проявлений милости Всевышнего было то, что Сулейман мог понимать язык птиц и животных, был обучен этому.

«Сулейман… сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано все. Это и есть явное превосходство (или явная милость)»» (27 ан-Намль, 16)

«Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого». Он (Сулейман) улыбнулся, рассмеявшись от ее слов. Он сказал: «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость…»» (27 ан-Намль, 18–19)

Из коранического текста ясно следует, что Сулейман знал даже муравьиный язык. Он понял, что сказала муравьиха своим сородичам, его позабавила эта речь, и он улыбнулся услышанному. Способность Сулеймана понимать птиц и животных была привилегией, которой обладал только он. Это было особым даром и особой милостью Всевышнего Аллаха именно для него. И этот дар не был единственным. В Коране упоминается история, в которой Сулейман попросил Аллаха даровать ему такую власть, которую не будет иметь больше никто. Следует отметить, что желание Пророка обладать непревзойденным могуществом, исходило вовсе не от стремления гордиться этим, а вероятнее всего, для того, чтобы одолеть других правителей того времени, которые были идолопоклонниками и возгордившимися угнетателями. Всемогущий Аллах внял мольбе Сулеймана и одарил его властью, которой не обладал ни один человек, ни до, ни после него. Аллах подчинил Сулейману ветер, который дул по велению Пророка куда угодно, и подчинил ему джиннов, которые выполняли всё, что приказывал Сулейман. Они возводили прекрасные величественные здания, строительство которых для людей было физически невозможным; изготавливали чаши огромных размеров; доставали со дна моря жемчуга и другие богатства, ныряя на недоступные для людей глубины; а также выполняли другие работы, которые были непосильны людям. А тех джиннов, которые не подчинялись приказам Сулеймана, заковывали в тяжелые оковы и цепи.

«Он сказал: «Господи!.. даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий».

Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также дьяволов – всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами.

Это – Наш дар. Оказывай милость или удерживай – расчета не будет.

Воистину, он приближен к Нам, и ему уготовано прекрасное место возвращения» (38 Сад, 35–40)

«Мы подчинили Сулейману сильный ветер, который дул по его повелению на землю, которую Мы благословили. Мы знаем обо всякой вещи.

Среди дьяволов были такие, которые ныряли для него и выполняли другие работы. Мы стерегли их» (21 аль-Анбийа, 81–82)

«Мы подчинили Сулейману ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А тому из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы дадим вкусить мучения в Пламени.

Они создавали прекрасные строения, изваяния, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы. О род Дауда! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных» (34 Саба, 12–13)

Комментируя коранические строки, в которых говорится о способности Сулеймана управлять ветром, отдельные толкователи утверждают, что ветер, по воле Сулеймана, переносил его на далекие расстояния за очень короткое время, благодаря чему Пророк мог в течение одного дня преодолеть расстояние, которое люди осиливали в течение двух месяцев. С рассвета до полудня ветер пролетал месячный путь, и с полудня до заката он пролетал месячный путь, перенося Сулеймана с той же скоростью. Однако следует отметить, что из коранических аятов нельзя однозначно понять, действительно ли Сулейман мог перемещаться вместе с ветром, или он мог только вызывать сильный ветер, направляя его в нужную сторону и управляя им.

Истина этого удивительного чуда остается за гранью нашего знания и известна лишь Аллаху.

Способность Сулеймана понимать язык животных и повелевать ими, а также его дар управлять джиннами, дали возможность Пророку иметь сильнейшую, по своей мощи и организованности, армию. Воины его армии были из числа людей, джиннов и птиц, причем, как сообщается в Коране, войско Сулеймана было разделено на боевые порядки, то есть было четко сформированным и выстроенным.

«И собраны были к Сулейману его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки» (27 ан-Намль, 17)

Кроме всех перечисленных милостей Аллаха, дарованных Сулейману, в кораническом тексте упоминается ещё об одном чуде:

«… Мы заставили для него течь источник меди. …» (34 Саба, 12)

Некоторые толкователи Корана предполагают, что Сулейману был дан источник, из которого, как вода, текла расплавленная медь. Однако есть и другое мнение комментаторов, согласно которому, Всевышний Аллах помог Сулейману плавить медь, одарив его способностью или знаниями расплавлять металл и изготавливать из него сосуды и прочие предметы.

Несмотря на то, что Сулейман владел огромными богатствами и властью, причем, не только над людьми, но и над джиннами, птицами, зверьми, он всегда оставался скромным и богобоязненным рабом своего Господа. Сулейман обладал прекрасными качествами, одним из которых была искренняя преданность Всевышнему Аллаху. Он любил всей душой только Его одного, преклонялся и смирялся только перед Ним и обращался с мольбой о помощи только к Нему. Он усердно стремился снискать благоволение своего Господа и ставил эту цель превыше всех остальных.

Любование лошадьми

Одна из коранических историй, связанная с пророком Сулейманом, звучит так:

«Однажды после полудня ему (Сулейману) показали коней, бьющих копытами, быстроногих (или породистых). Он сказал: «Я продолжал отдавать предпочтение любви к добру перед поминанием моего Господа, пока оно (солнце) не скрылось за преградой. Верните их ко мне!» А затем он стал рубить им голени и шеи (или: «…Верните их ко мне!» И начал он поглаживать по голеням и шеям)» (38 Сад, 31–33)

Мнения мусульманских богословов в толковании этой истории значительно разошлись. Некоторые комментаторы объясняют, что пророку Сулейману показали лошадей удивительной красоты. Он рассматривал этих великолепных животных, восторгался их прекрасным видом и наслаждался этим зрелищем, пока солнце не скрылось за горизонтом. Таким образом, земные удовольствия отвлекли его от поминания Аллаха и молитвы. Толкователи уточняют: нет сомнения в том, что Сулейман пропустил молитву ненамеренно и не искал предлогов, чтобы не сделать её. Он просто забыл о ней. Сулейман горько пожалел о том, что произошло. Он решил восполнить собственное упущение и доказать, что ставит любовь к Господу превыше всего остального. Он задумал принести в жертву животных, отвлёкших его от поминания Аллаха. Сулейман велел пригнать к нему лошадей, а затем стал рубить им ноги и шеи.

Однако существует и другое толкование этой истории, где комментаторы утверждают, что такое поведение, при котором кони, пусть даже самые совершенные и прекрасные, могли бы заставить своим великолепием забыть пророка поминать Творца – невозможно. Для обычного человека это допустимо, но для пророка – исключено. Толкователи уточняют, что пророки и посланники всегда были защищены Божьей милостью от совершения любых грехов, и их безгрешность неоспорима. Таким образом, Сулейман не забывал о молитве Аллаху и, следовательно, не приносил лошадей в жертву в знак искупления своего греха. Что касается последней строки этой коранической истории, то муфассиры растолковывают её следующим образом:

«… И начал он (Сулейман) поглаживать (лошадей) по голеням и шеям» (38 Сад, 33)

Именно поглаживать этих прекрасных животных из любви к ним. Какое же из этих толкований соответствует действительности – известно только Всевышнему Аллаху.

Испытание Сулеймана

Однажды Всевышний Аллах подверг Сулеймана испытанию. Кораническая история, повествующая

Скачать:TXTPDF

Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе а и Сунны. Наталья Магомедова Коран читать, Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе а и Сунны. Наталья Магомедова Коран читать бесплатно, Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе а и Сунны. Наталья Магомедова Коран читать онлайн