об этом, звучит так:
«Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон (безжизненное; мертвое) тело, после чего он раскаялся. Он сказал: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий»» (38 Сад, 34–35)
В чем состоит смысл испытания, о котором говорится в этом кораническом тексте, и что означают слова «бросили на его трон (безжизненное) тело», остается загадкой, так как никаких пояснений в достоверных источниках по этому поводу не содержится. У муфассиров есть много различных предположений. Приведём лишь основные толкования этого события, которое в Коране обозначается словом «фитна» – «экзамен, искушение, испытание».
По одной из версий, джинны, сговорившись, отстранили Сулеймана от управления царством, захватили трон Пророка и водрузили на него статую, которая находилась там несколько дней. Таким образом, именно статуя, по предположению толкователей, была тем самым «мертвым телом», о котором идет речь в данном кораническом тексте.
По другой версии, Сулейман подвергся испытанию сильной болезнью и остался на своем троне без сил, словно стал «безжизненным телом».
По третьей версии, наиболее распространенной среди толкователей Корана, Сулейман очень хотел иметь много сыновей, чтобы они вели борьбу с многобожием. Но посещая своих жён, он не говорил слов «инша Аллах» – «если на то будет Воля Аллаха». Тогда Сулейману было послано испытание: у него родился всего один сын, и тот был неполноценным. Этот ребенок был положен на престол Сулеймана, после чего Пророк понял причину произошедшего. Он обратился к Господу с раскаянием и в дальнейшем никогда ничего не делал без произнесения слов: «Если на то будет Воля Аллаха».
Эта версия толкователей родилась на базе хадиса, переданного Хазратом Абу Хурайрой, в котором говорится:
«…Сказал Сулейман: «Сегодня ночью я пребуду с семьюдесятью женщинами, и каждая из них родит искусного наездника, сражающегося на пути Аллаха». И при этом Сулейман не сказал: «Если Аллаху будет угодно!». Только одна лишь женщина понесла и родила неполноценного ребенка. Клянусь тем, в чьей деснице моя душа, если бы Сулейман сказал: «Если Аллаху будет угодно!», то все родились бы искусными наездниками» (сборник хадисов Сахих Аль-Бухари).
Есть ли прямая связь между этим хадисом и кораническим рассказом, о котором идет речь, однозначно сказать нельзя. Казалось бы, данный хадис поясняет смысл коранических строк, но всё же есть большая вероятность, что это совершенно разные события. Истина известна лишь Аллаху…
Судейство Сулеймана
Великий Творец одарил пророка Сулеймана, как и его отца, пророка Дауда, разумом, мудростью и огромными знаниями, о чем упоминается в Коране:
«Мы даровали знание Дауду и Сулейману, и они сказали: «Хвала Аллаху, который предпочел нас многим из Своих верующих рабов»» (27 ан-Намль, 15)
Некоторые исламские богословы поясняют, что Сулейман с детства обладал большим умом и удивительной проницательностью, давшей ему возможность мудро и правильно выносить решения по спорным вопросам. Так, по предположению отдельных толкователей, Сулейману было всего одиннадцать лет, когда он, присутствуя на рассмотрении одного дела, которое заслушивал его отец, предложил более мудрое и справедливое решение, и именно это решение пророк Дауд вынес как окончательное. Это событие упоминается в Коране так:
«Помяни также Дауда и Сулеймана, которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами. Мы были Свидетелями их суда. Мы помогли Сулейману разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание…» (21 аль-Анбийа, 78–79)
Подробности этого суда Дауда и Сулеймана толкователи Корана комментируют следующим образом:
К пророку Дауду обратился с жалобой хозяин нивы, которая была вытоптана чужими овцами. Выяснилось, что ночью овцы забрели на его участок и повредили растения. Тогда Дауд решил, что овцы должны перейти к хозяину нивы, так как хозяин овец допустили упущение и должен был понести наказание. Однако Сулейману на ум пришло более справедливое решение. Он сказал, что хозяин участка должен получить стадо овец лишь во временное пользование до тех пор, пока хозяин овец не приведет его угодье в прежнее состояние. После чего каждый из них должен получить свое имущество обратно. Аллах помог Сулейману правильно разобраться в этом вопросе. Однако это никак не свидетельствует о том, что приговор Дауда был ошибкой. Просто решение Сулеймана в данном спорном вопросе было более справедливым. Возможно, поэтому Великий Аллах закончил эту кораническую историю пояснением, что каждому из этих пророков были дарованы знание и умение выносить правильные решения.
О мудрости Сулеймана говорится и в хадисе Посланника(сас):
«… Были две женщины, с каждой из которых находился её сын. (Вдруг) прибежал волк, который унёс сына одной из них, и тогда её подруга сказала: «Он унёс твоего сына!» – другая же сказала: «Это твоего сына он унёс!» – и они обратились на суд к Дауду, который решил (что ребёнка следует отдать) старшей. После этого они пошли к Сулейману, сыну Дауда, рассказали ему (обо всём) и он сказал: «Принесите мне нож, и я разделю его между ними!»
(Услышав его слова) младшая воскликнула: «Не делай этого, да помилует тебя Аллах, это её сын!» – и он решил (отдать ребёнка) младшей» (передано со слов Абу Хурайры; Сахих Аль-Бухари 1364 (3426, 3427))
Насколько удивительно по своей мудрости было решение Сулеймана. Ведь только настоящая мать способна так сильно и беззаветно любить своего ребенка, чтобы согласиться отказаться от него ради сохранения ему жизни. Сулейман, отдавая приказ принести ему нож, чтобы «разделить» ребёнка между женщинами, отлично понимал, что настоящая мать никогда этого не допустит, пойдя ради жизни своего дитя даже на отречение от него. Так, благодаря особому дару Сулеймана выносить мудрые и правильные решения, была установлена истина, и матери был возвращен её сын.
Колдовство в царстве Сулеймана
Как было сказано ранее, Всевышний Аллах наградил пророка Сулеймана огромными возможностями. Он обучил его языку птиц и зверей, дал могущество повелевать ветром, подчинил ему джиннов… Эти божественные чудеса были дарованы сыну Дауда в качестве знамения и доказательства его пророческой миссии. Зная о таких удивительных способностях Сулеймана, веровавшие в Единого Бога еще больше укрепились в своей вере, а многие идолопоклонники стали на путь истины. Однако джинны, жившие в царстве Сулеймана, стали сбивать людей, оговаривая Пророка и внушая им, что он колдун и только путем своей магии общается с животными и управляет ветром. Тогда Всевышний Аллах, чтобы показать разницу между чудесами Пророка и обычным колдовством, послал ангелов Харута и Марута в город Вавилон (вероятнее всего, власть пророка Сулеймана распространялась на значительной территории Ближнего Востока, куда входили и земли Месопотамии, где находился Вавилон). Ангелы, посланные Господом, были наделены способностью колдовать и обучать этому других. Они учили магии всех желающих, но при этом строго предупреждали, что посланы людям для испытания: у каждого из них есть выбор и возможность отказаться. Ангелы объясняли, что колдовство – это зло, и люди, обучаясь ему и практикуя его, становятся отошедшими от веры в Бога. Они говорили, что магия не принесёт им пользы, а, наоборот, только навредит. Если после таких предупреждений человек, зная, что его ожидает, не отказывался от своих намерений, ангелы его обучали. В этом и состояла огромная разница, которая отличала чудеса Пророка от колдовства – чудеса являлись Божьим знамением, творились с Его повеления и были милостью Всевышнего только избранным Его рабам, а колдовством мог овладеть любой желающий посредством обучения.
В основе магии, как правило, лежало зло. Например, одним из самых распространенных применений колдовства, о котором особо упоминается в Коране, было разрушение семей. Важно заметить, что колдовская магия имела действенность только с дозволения Всевышнего Аллаха. Таким образом, людям, у которых вера и связь с Богом были сильны, абсолютно ничего не угрожало. Они были защищены безграничной мощью и могуществом Творца.
В священном Коране эта история описывается так:
«Они последовали за тем, что читали дьяволы (джинны) в царстве Сулеймана. Сулейман не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!» (2 аль-Бакара, 102)
Сулейман и Балкис
Сулейман был могущественным правителем своего времени. Его власть, как уже говорилось ранее, распространялась на обширной территории Ближнего Востока. Используя свое влияние и известность, пророк Сулейман призывал к вере многих правителей других стран. Так, в Священном Коране рассказывается о встрече пророка Сулеймана с правительницей Сабейского государства, в результате которой царица Сабы отказалась от неверия и приняла религию Единобожия.
Саба – древнее государство, существовавшее с конца второго тысячелетия до н. э. и по конец третьего века н. э. в южной части Аравийского полуострова, в районе современного Йемена. Во времена пророчества Сулеймана Сабейским царством правила Балкис. Её имя в различных источниках звучит по-разному: Билкис, Балкида, Македа, царица Савская. В период её правления Сабейское царство было одним из богатых и высокоразвитых государств того периода и находилось на подъеме своего экономического развития. Кораническая история, повествующая о встрече Сулеймана и Балкис, начинается с того, что Пророк проводил осмотр птиц своей армии и заметил отсутствие удода, который входил в ряды войска Сулеймана:
«Осматривая птиц, он (Сулейман) сказал: «Что со мной? Почему я не вижу удода? Или же он оказался в числе отсутствующих?» (27 ан-Намль, 20)
Пророк Сулейман не упускал возможности осмотреть боевые построения своей армии и убедиться в том, что все его воины находятся на местах. Он заботился о порядке в своем огромном войске и лично занимался как значительными, так и менее важными делами, что свидетельствовало о его организованности, дисциплинированности и лидерских качествах. Так как Сулейман отличался проницательностью и внимательностью, то для него не осталось незамеченным отсутствие даже такой маленькой птички, как удод. Он спросил: «Почему я не вижу удода?» Следует обратить внимание на факт, описанный в следующем кораническом аяте этого рассказа, который показывает благоразумие, справедливость и мудрость пророка Сулеймана:
«Я подвергну его суровым мучениям или же зарежу его, если он не приведет ясного довода» (27 ан-Намль, 21)
Сулейман обещал наказать удода за нарушение дисциплины в армии, однако он решил не просто проучить или казнить его, а сделать это только в том случае, если окажется, что птица отсутствовала без уважительной причины. Пророк понимал, что неявка удода могла