Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе Корана и Сунны. Наталья Магомедова

своего Господа. Мольба Йунуса была столь искренней и продолжительной, что Всемилостивый Господь принял её и избавил Пророка от наказания.

«Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены» (37 ас-Саффат, 143–144)

«Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих» (21 аль-Анбийа, 88)

По воле Аллаха рыба выпустила Пророка, и он оказался на пустынном берегу моря, истощенный и обессиленный. Чтобы ослабленный организм Йунуса быстрее восстановился, Аллах по Своему Милосердию взрастил около него растение, чтобы создать тень и защитить от палящих лучей солнца, а также подкрепить Пророка плодами. Йунус, отдохнув, постепенно пришел в себя.

«Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен. Мы взрастили над ним (или возле него) растение» (37 ас-Саффат, 145–146)

Восстановив силы, Йунус по указанию Всевышнего вернулся к своему народу, которому он пророчествовал. Его соплеменники, за непокорность которых он разгневался, после его ухода раскаялись в своих грехах и с нетерпением ожидали его возвращения. Некоторые толкователи поясняют, что после ухода Йунуса Всемогущий Аллах наслал на его племя наказание. Люди увидели, что небо стало темнеть и поняли, что Божья кара, о которой в свое время предупреждал их Йунус, уже приблизилась к ним. Они все без исключения взмолились о прощении, уверовали в Господа и раскаялись в совершаемых деяниях. Своей милостью Аллах отвел от них наказание и наградил благами.

«Мы отправили его к ста тысячам или даже больше того.

Они уверовали, и Мы позволили им пользоваться благами до определенного времени» (37 ас-Саффат, 147–148)

Кораническая история о пророке Йунусе весьма интересна и поучительна. В ней содержатся очень полезные назидания:

Во-первых, во всех делах нужно проявлять должное терпение и выдержку. Во-вторых, в любой трудной ситуации не впадать в уныние, а прославлять Всевышнего Аллаха и уповать на Него. А в-третьих, по той или иной причине совершив грешный поступок, всегда надеяться на безграничную милость Господа и Его прощение, при условии искреннего раскаяния и сердечной мольбы.

Каких-либо ещё историй, рассказов, упоминаний о событиях жизни и пророческой деятельности Йунуса в достоверных источниках не содержится. Что касается множества различных подробностей, которые встречаются в комментариях отдельных богословов, то основываются они, скорее всего, на библейской истории пророка Ионы, аналогом которого является Йунус, а потому нет смысла их здесь озвучивать.

История пророка Ильяса, мир ему

Упоминание об Ильясе в Коране

6 аль-Анам (Скот), 85

37 ас-Саффат (Выстроившиеся в ряды), 123–132

История Ильяса

В Священном Коране Ильяс упоминается в двух сурах. В аяте суры «аль-Анам» его имя стоит в ряду других прекрасных пророков, и всех их Всевышний Аллах называет праведниками:

«А также Закарийю, Йахью, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников» (6 аль-Анам, 85)

В другой суре, «ас-Саффат», Господь ниспосылает небольшой рассказ об Ильясе, который начинается с аята, подтверждающего, что он был пророком.

«Ильяс также был одним из посланников» (37 ас-Саффат, 123)

Спустя какое-то время после пророчества Мусы, некоторые племена, исповедовавшие Единобожие и жившие по шариату Великого пророка, отступили от заповедей Аллаха и стали поклоняться идолам. Чтобы вернуть людей к истине, Господь отправлял к ним пророков, которые призывали к вере в Единого и Единственного Бога. Одним из таких пророков был Ильяс. Коран не уточняет дат, географических названий, подробностей и деталей жизни Ильяса. Коранический рассказ о нём дан в очень сжатой форме и говорит лишь о сути происходящего.

Ильяс проповедовал своему племени, руководствуясь заповедями Таурата (Торы). Народ Ильяса поклонялся идолам, главным среди которых был Бал. Некоторые комментаторы уточняют, что в честь этого идола в селении, где жил и пророчествовал Ильяс, был воздвигнут памятник гигантской высоты. Ильяс призывал своих соплеменников отказаться от идолопоклонства, убеждал их вернуться к Единобожию и покаяться перед Господом в своих грехах.

«Он сказал своему народу: «Неужели вы не устрашитесь?

Неужели вы взываете к Балу и оставляете Самого прекрасного из творцов – Аллаха, Господа вашего и Господа ваших праотцов?»» (37 ас-Саффат, 124–126)

Однако проповедь Ильяса не была воспринята его народом. Соплеменники обвинили его во лжи.

«Они сочли его лжецом…» (37 ас-Саффат, 127)

В своих толкованиях некоторые муфассиры говорят, что за свои проповеди Ильяс был изгнан людьми из племени, и за это Господь покарал их. В некоторых комментариях описывается, каким именно было Божье наказание, настигшее соплеменников Ильяса. Однако все эти пояснения можно отнести в разряд сомнительно достоверных.

Священный Коран не дает подобных описаний, как и не открывает, был ли наказан народ Ильяса в земной жизни вообще. История Ильяса заканчивается кораническим аятом, в котором говорится, что идолопоклонники непременно будут обречены на вечные муки ада:

«Они сочли его лжецом, и все они непременно будут собраны в Аду, кроме избранных (или искренних) рабов Аллаха»

Далее Всевышний Аллах дает прекрасную характеристику своему рабу:

«Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву.

Мир Ильясину!

Воистину, так Мы воздаем творящим добро.

Воистину, он – один из Наших верующих рабов» (37 ас-Саффат, 129–132)

Относительно слова «Ильясин» в вышеприведенном аяте, мусульманские богословы выразили два мнения: либо оно написано так ради рифмы, либо означает «общество Ильяса» – всех его последователей.

О пророке Ильясе в мусульманских источниках можно найти много различной информации, зачастую отличающейся друг от друга в подробностях и деталях. Однако нет смысла останавливаться на этих описаниях, так как они не имеют под собой достоверной основы.

История пророка Альяса, мир ему

Упоминание об Альясе в Коране

6 аль-Анам (Скот), 86

38 Сад, 48

В Коране Альяса упоминается в двух аятах и в обоих случаях наряду с другими пророками. В коранических аятах и Сунне Посланника(сас) не содержится никакой информации об Альясе. Всевышний Аллах донес до нас лишь то, что Альяса был пророком и принадлежал к числу лучших.

«А также Исмаила, Альясу, Йунуса и Лута. Всех их Мы превознесли над мирами» (6 аль-Анам, 86)

«Помяни Исмаила, Альясу и Зуль-Кифла. Все они принадлежат к числу лучших» (38 Сад, 48)

Предполагается, что Альяса с юных лет был учеником Ильяса, под его руководством выучил Тору, а после смерти Ильяса продолжил призывать израильтян следовать законам пророка Мусы.

Альяса является аналогом библейского пророка Елисея, поэтому вся информация, содержащаяся в работах некоторых исламских ученых, основывается, скорее всего, на ветхозаветном писании. В их трудах приводятся различные подробности о жизни, пророческой миссии и смерти Альяса, но все эти описания не имеют под собой достоверной основы, поэтому нет смысла о них упоминать.

История пророка Зуль-Кифла, мир ему

Упоминание о Зуль-Кифле в Коране

21 аль-Анбийа (Пророки), 85–86

38 Сад, 48

В Коране Зуль-Кифл упоминается дважды и в обоих случаях в числе других пророков. Никакой информации в коранических аятах и Сунне Посланника(сас) о Зуль-Кифле не содержится, поэтому среди муфассиров существуют о нём совершенно различные мнения. Некоторые богословы даже предполагают, что Зуль-Кифл не являлся пророком, однако большинство толкователей все же считают, что он им был. На мой взгляд, именно это утверждение является верным, так как Зуль-Кифл в аятах упоминается в череде других пророков Аллаха, и, согласно кораническому тексту, он наряду с ними приравнивается к числу лучших и к числу праведников.

«Помяни также Исмаила, Идриса, Зуль-Кифла. Все они были из числа терпеливых. Мы ввели их в Нашу милость, поскольку они были одними из праведников» (21 аль-Анбийа, 85–86)

«Помяни Исмаила, Альясу и Зуль-Кифла. Все они принадлежат к числу лучших» (38 Сад, 48)

Некоторые мусульманские богословы отождествляют Зуль-Кифла с библейским пророком Иезекиилем и в своих толкованиях описывают события его жизни и пророческой миссии на основе ветхозаветных рассказов.

Однако есть и другое мнение, что Зуль-Кифл проповедовал в среде израильтян после смерти пророка Альяса, родственником которого являлся.

Существует также предположение толкователей, что Зуль-Кифл был сыном Айюба и стал проповедовать после него. Есть и иные версии о Зуль-Кифле, однако все эти комментарии не имеют под собой достоверной основы.

Всевышний Аллах дал нам знание только о том, что Зуль-Кифл был праведником и принадлежал к числу лучших (к числу пророков).

История пророка Закарийи, мир ему

Упоминание о Закарийи в Коране

3 аль-Имран (Семейство Имрана), 37–41

6 аль-Анам (Скот), 85

19 Марьям, 2-11

21 аль-Анбийа (Пророки), 89–90

История жизни Закарийи и двух пророков, о которых речь пойдет в следующих главах, Йахье и Исе, тесно переплетаются друг с другом. Все они жили в один период времени, в одном месте и, более того, являлись родственниками друг другу. Закарийя был отцом Йахьи и был мужем тети (по материнской линии) Марьям, матери Исы. По мнению многих толкователей Корана, родословная пророка Закарийи восходит к пророку Сулейману, сыну пророка Дауда.

Описание Закарийи в Коране

Закарийя был ниспослан народу Израиля. Его жизнь протекала в стенах иерусалимского храма, где он проповедовал религию пророка Мусы. Некоторые толкователи уточняют, что Закарийя переписывал Таурат, проводил различные богослужения, заведовал совершением обряда жертвоприношения. Кроме того, он зарабатывал себе на жизнь ремеслом плотника (по другим толкованиям – столяра).

В Священном Коране Закарийя в числе других пророков характеризуется как праведник:

«А также Закарийю, Йахью, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников» (6 аль-Анам, 85)

В другом аяте Корана говорится, что Закарийя был щедрым на добрые поступки и смиренным перед Господом.

«… Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами» (21 аль-Анбийа, 90)

В данном аяте местоимение стоит во множественном числе, то есть говорится о Закарийи и ещё о ком-то. По мнению одних толкователей, этой прекрасной характеристики удостоены Закарийя и его жена (и это соответствует смыслу предыдущих коранических аятов этой суры), по другому мнению, Закарийя и его сын Йахья, по мнению третьих, речь идет о Закарийи и других пророках. Но, возможно, этой характеристики удостоены все пророки и праведники в равной степени, поэтому в кораническом тексте не конкретизируется, о ком именно идет речь.

Закарийи в Коране посвящены две истории: его воспитание Марьям, матери Исы, и чудесное рождение его сына Йахьи.

Воспитание Марьям (Марии), матери Исы

До рождения Марьям её родители долгое время не имели детей. Уставшая от ожидания, будущая мать Марьям обратилась с мольбой к Всевышнему Аллаху о рождении ребенка. Она дала обет, что дитя, которое появится на свет по Его милости, будет отдано на служение храму. Аллах принял молитву праведной женщины.

Несмотря на то, что служителями храмов могли быть только мужчины, когда родилась девочка, мать Марьям не изменила своего намерения. Она привела свою дочь в иерусалимский храм, чтобы там её взяли на воспитание. Служители храма стали спорить относительно того, кто будет опекать прекрасное дитя. Каждый из них хотел совершить это доброе дело и заработать вознаграждение от Аллаха. Долгое препирательство закончилось тем, что они решили кинуть жребий. Когда же служители храма бросили свои письменные трости, жребий выпал на Закарийю.

«Это –

Скачать:TXTPDF

Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе а и Сунны. Наталья Магомедова Коран читать, Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе а и Сунны. Наталья Магомедова Коран читать бесплатно, Пророки и Посланники. Жизнеописания на основе а и Сунны. Наталья Магомедова Коран читать онлайн