Исы, мир ему
Упоминание об Исе в Коране
2 аль-Бакара (Корова), 87, 136, 253
3 аль-Имран (Семейство Имрана), 45–59, 84
4 ан-Ниса (Женщины), 157–159, 163, 171
5 аль-Маида (Трапеза), 46–47, 78, 110–117
6 аль-Анам (Скот), 85
19 Марьям, 16–36
21 аль-Анбийа (Пророки), 91
33 аль-Ахзаб (Союзники), 7–8
42 аш-Шура (Совет), 13
43 аз-Зухруф (Украшения), 57–65
57 аль-Хадид (Железо), 27
61 ас-Сафф (Ряды), 6, 14
Описание Исы в Коране
Иса – один из наиболее почитаемых в Исламе пророков. Он входит в пятерку самых великих посланников Всевышнего Аллаха, среди которых Нух, Ибрахим, Муса и Мухаммад. В Священном Коране Иса неоднократно упоминается в одном ряду с другими прекрасными посланцами Господа:
«Скажи: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся»» (2 аль-Бакара, 136), (3 аль-Имран, 84)
«Воистину, Мы внушили тебе (Мухаммад) откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур (Псалтырь)» (4 ан-Ниса, 163)
«Мы даровали Мусе Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибриилем)…» (2 аль-Бакара, 87)
«Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и поддержали его Святым Духом (Джибриилем)…» (2 аль-Бакара, 253)
Иса наряду с другими пророками характеризуется Всевышним Аллахом безгрешным, праведным:
«А также Закарийю, Йахью, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников» (6 аль-Анам, 85)
Господь многим выделил Ису из ряда других своих посланников.
Это действительно удивительный пророк, поскольку вся его жизнь пронизана невероятными знамениями Всевышнего Аллаха.
Рождение Исы через непорочное зачатие его матери; огромное количество чудес, совершаемых им, начиная с младенческого возраста; дарованный ему Господом Инджиль (Евангелие); его Вознесение без смерти, и наконец, ожидаемое Второе пришествие на землю – все это свидетельствует об уникальности этого пророка.
Иса так говорил о себе:
«Он (Иса) сказал: «Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным кмоей матери и не сделал меня надменным и несчастным»» (19 Марьям, 30–32)
Весть о благословенном сыне
Матерью Исы была Марьям (Мария), прекрасное создание Господа, которую можно назвать истинным совершенством. Отцом Марьям был Имран (Иоаким). Его именем названа третья сура Священного Корана. По преданию, Имран был служителем иерусалимского храма. Родители Марьям были богобоязненной, высоконравственной, праведной семейной парой, пользующейся огромным уважением в своем окружении. Они долгое время не имели детей. Потеряв все надежды на рождение ребенка, мать Марьям обратилась к Господу, дав обет, что ребенок, который появится на свет по Его милости, будет отдан на служение храму. Во время беременности своей супруги Имран умер. Вскоре после этого родилась девочка, но, несмотря на то, что служителями храмов могли быть только мужчины, намерение матери Марьям не изменилось. Она отдала девочку на воспитание в тот же храм, где в свое время служителем был её муж. Опекуном девочки стал пророк Закарийя. Подробности этой коранической истории уже были описаны в главе, посвященной этому пророку. Закарийя поместил девочку в алтаре храма и постоянно опекал ее. Марьям росла в удивительной среде высокой религиозности, нравственности, чистоты и поклонения Всевышнему Господу. Она была прекрасна во всех своих поступках и мыслях. Марьям полностью отошла от всего мирского и отдала себя только поклонению Богу.
Однажды ангелы по указанию Всевышнего Аллаха посетили Марьям и известили её о том, что она стала избранной женщиной пред Господом.
«Вот сказали ангелы: „О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется“» (3 аль-Имран, 42–43)
Ангелы передали Марьям, что Всевышний Творец радует её вестью о благословенном сыне.
«Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса, сын Марьям. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных»» (3 аль-Имран, 45)
В суре «Марьям» Священного Корана история благовещения Пречистой девы рассказывается более подробно: когда Марьям находилась в храме за завесой, к ней явился ангел Джибриил (Гавриил) в облике человека. Праведница испугалась присутствия незнакомого мужчины, но ангел успокоил её, сказав, что он посланник от Всевышнего Аллаха и пришел к ней с благой вестью.
«Помяни в Писании Марьям. Вот она удалилась от своей семьи к восточной части (храма) и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика»» (19 Марьям, 16–19)
Узнав о ребенке, Марьям удивилась, как это возможно, ведь до неё не прикасался ни один мужчина.
«Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!» – как это сбывается»» (3 аль-Имран, 47)
«Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!»» (19 Марьям, 20–21)
В Священном Коране рождение Исы сравнивается с сотворением Адама. В свое время Господь сотворил Первого человека без отца и без матери, так что Ему не составило никакого труда сотворить Ису без отца. Марьям забеременела по воле Господа, сохранив свою девственность и целомудрие. В рождении Исы и в создании Адама есть сходство – они оба были созданы приказом Аллаха: «Кун» – «Будь!». Коран так повествует об этом:
«Воистину, Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его (Адама) из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник» (3 аль-Имран, 59)
«Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (21 аль-Анбийа, 91)
«А также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла целомудрие, и Мы вдохнули в него (в вырез на ее одежде) от Нашего духа. Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных» (66 ат-Тахрим, 12)
Рождение Исы
Когда у Марьям появились видимые признаки беременности, она ушла из храма. Её одолевало чувство стыда перед людьми. Она не знала, как сможет объяснить им своё положение и рождение ребенка. Марьям вышла из города и направилась подальше от того места, где жила до сих пор. Во время своего пути, в предродовых муках, она присела под финиковой пальмой. Дальше произошли события, которые в Коране описываются следующим образом:
«Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место.
Родовые схватки привели ее к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!».
Тогда он (Иса или Джибриил) воззвал к ней из-под нее: «Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей.
Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики.
Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми»» (19 Марьям, 22–26)
Когда Иса появился на свет, Марьям с младенцем вернулась к своему народу. Люди, увидев ребенка на руках, начали оскорблять ее. Но Марьям, дав обет поста, ни с кем не вступала в разговор, не оправдывалась, а лишь молча и терпеливо выслушивала все незаслуженные обвинения.
«Она пришла к своим родным, неся его. Они сказали: «О Марьям! Ты совершила тяжкий (или небывалый, или удивительный) проступок. О сестра Харуна! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей»» (19 Марьям, 27–28)
Марьям молча указала на ребенка, но люди были в недоумении – как можно разговаривать с младенцем? Всевышний Аллах защитил Марьям от агрессивных нападок израильтян, показав им знамение: грудной ребёнок на руках матери заговорил речью взрослого человека.
«Она показала на него, и они сказали: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?»
Он (Иса) сказал: «Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни»» (19 Марьям, 29–33)
Для израильтян это знамение Господа должно было стать самым убедительным доказательством чистоты и безгрешности Марьям. Однако из-за своего упрямства и неверия они продолжали злословить и вести сплетни о матери Исы.
«…они не уверовали, возвели на Марьям великий навет» (4 ан-Ниса, 156)
Интересен факт, что ни в одном историческом или религиозном источнике нет сведений о точной дате рождения Исы. Лишь в Евангелие от Матфея говорится, что пророк Иисус родился во времена правления царя Ирода. При этом римские исторические летописи утверждают, что Ирод Великий умер в 4 гг. до нашей эры. В различных исторических источниках дата рождения Исы оговаривается в диапазоне от 12 г. до н. э. и до 4 г. н. э.
Проповеди Исы
Всевышний Аллах наградил Ису не только пророческой, но и посланнической миссией. Он обучил его Закону Мусы, которого придерживался его народ, и даровал ему новое Писание – Инджиль (Евангелие), которое подтверждало истинность того, что было дано в Таурате (Торе), а также вносило корректировки в те части Священного Писания, где людьми, в силу тех или иных обстоятельств, были сделаны изменения.
«Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилю (Евангелию)» (3 аль-Имран, 48)
«Я пришел, чтобы подтвердить истинность того, что было в Таурате до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что