Скачать:TXTPDF
Священный Коран. Поэтический перевод Т.Шумовский

и Божьи знаки! Их обесплодились дела.

Таким, которые в распутстве влекли свои земные дни,

Ужель воздастся за другое, чем то, что делали они?

Когда отсутствовал в народе, встречая Бога, Моисей —

Тельца мычавшего построил строптивый стан его людей.

Они ужели не видали, что смысла нет в творенье том:

Телец речей не водит с ними, их не ведет прямым путем!

Они неправедными были, соорудив себе тельца.

Когда удар им пал на руки и увидали их сердца,

Что заблудились — прошептали: «Когда не смилуется Он,

Коль не простит нам наш Создатель, постигнет нас прямой урон

Когда к народу возвратился из дальних странствий Моисей,

Проговорил он им во гневе, промолвил в горести своей:

«Ужасно то, что совершили вы без меня, рабы тельца!

Ужель торопите, слепые, вы повеление Творца?»

Скрижали бросил он, а брата рывком за голову схватил

И потащил к себе, и вопли он укоризны испустил:

«Мой зов сочли бессильным люди, о чадо матери моей!

Меня едва ль не убивает собранье грешное людей!

Врагам Господним на потеху меня оплошно не срами,

Меня и грешников заблудших, несправедливых — разойми!»

Еще сказал: «И мне, и брату сегодня, Господи, прости!

Ты нас помилуй — милосердней Тебя вовеки не найти

К таким, которые, устроив себе тельца, к нему бредут —

И униженье в здешней жизни, и гнев от Господа придут!

Так воздаем за измышленья греховным жителям земли!

Но те, которые грешили и с покаянием пришли,

Приникли к вере — да узнают: богат прощением Творец,

Он милосерден, твой Создатель, для преклонившихся сердец!

Когда покинул Моисея палящий гнев, он тут же взял

Скрижали. В их письме — дорога прямая, Бог ее послал,

В тех письменах раскрыта милость, сиянье горнего венца

Богобоязненным, смиренным рабам великого Творца.

И Моисей пошел к народу и семь десятков отделил

Мужчин и женщин — из-за срока, который Бог определил

Когда сошла гроза на племя, он преклонился. «Боже мой!

Когда б желал Ты жизни этих, то погубил бы их со мной.

Но неужели Ты погубишь перед Тобой простертых нас

За то, что жившие меж нами глупцы творили всякий час?

Нет, на земле живущим людям Ты испытание даешь,

Кого захочется — сбиваешь с пути, угодного — ведешь.

Ты — покровитель наш. Помилуй, по милосердию прости!

Среди дарующих прощенье Тебя прекрасней не найти!

И в этой жизни, и в грядущей благое дело запиши

За нами: мы к тебе воззвали для очищения души!»

Творец сказал: «Кого желаю, того бичом настигну Я,

И все миры объемлет милость животворящая Моя!

Богобоязненным и щедрым, которым благо приношу,

И Божьи знамения чтущим Я эту милость запишу!

Я запишу ее идущим вслед за посланником от Нас,

За тем пророком простодушным, кого они во всякий час

Найдут в Евангелии, Торе. Он побуждает их к добру,

От злодеянья отвращает — оно для них не ко двору.

Дозволив блага, прочь уводит пророк людей от дел дурных

И расторгает он оковы, недвижно бывшие на них

Успех у Господа имеют — не потревожит их беда

Все те, которые пророку смиренно верили всегда,

Ему поддержкой помогали — он злобой недругов гоним —

И потекли за горним светом, который был ниспослан с ним!»

Промолви: «Люди! Я — посланник, меня Господь отправил к вам.

Земли миры Ему подвластны, Он — повелитель небесам.

Нет божества помимо Бога! И жизнь, и смерть — в Его руках!

Так приникайте к вере правой и перед Богом знайте страх,

И верьте Божьему посланцу — в нем вера чистая жива,

И без лукавства верит в Бога пророк и в Божий слова.

За ним идите — прегрешенья не обрести в движенье том.

Быть может, вы, услышав это, пойдете правильным путем!»

Была в народе стародавнем, где проповедал Моисей,

Одна общинасправедливость всегда господствовала в ней.

Народ разъяли на двенадцать колен Мы в канувшие дни,

Двенадцать там народов стало и жаждой мучились они.

«По камню пусть ударит посох!» — от Нас услышал Моисей

Двенадцать струй тогда он высек чудесной палицей своей,

И все народы знали место для напоенья своего.

Но, это племя напоивши, Мы не оставили его!

Из облаков к ним пала манна, потом сошли перепела.

Питайтесь благами, которым не назначали Мы числа,

Какими вас Мы наделили, и сострадая, и любя!

Обид от вас Мы не имели, но вы обидели себя!

— Им было слово: «Тут селитесь, распространитесь далеко,

Вкушайте все, что захотите и говорите: «Как легко!»

Склоняясь ниц, под свод войдите — и Мы прощение дадим,

Ваш грех забудем и творящим добро сторицей воздадим!»

Несправедливые то слово другим речением смели,

И Мы за их несправедливость к ним наказание свели.

Спроси у них о том селенье у благодатных вод морских:

Всплывали рыбы по субботам, и люди зла ловили их,

Субботний праздник нарушая! А рыба в день другой не шла.

Так посылаем испытанье за нечестивые дела!

Одни другим рекли в народе, где проповедал Моисей:

«Зачем, скажите, неотступно вы увещаете людей,

Которым Бог назначит гибель или страдание пошлет?»

«Для оправданья перед Богом, — им отозвался сей и тот,

— И может быть, они сумеют богобоязненными быть

Когда о тех напоминаньях случилось грешникам забыть,

Всех увещавших, уводивших от злодеяний — Мы спасли

И в наказанье нечестивым крутую муку низвели.

Когда в запретное безумцы вошли, не ведая стыда —

«Вы обезьянами предстаньте!» — Мы повелели им тогда.

Твой Бог воззвал: «Несправедливым, несущим зло грядет беда

Пошлю Я тех, кто будет мучить их до Последнего Суда!»

Господь не медлит с наказаньем, Он сокрушителен и скор,

И милосердием сияет и всепрощеньем Божий взор.

Людей народами не Мы ли распределили по земле?

Известны праведные души и закосневшие во зле.

Добром и злом, бедой и благом Я человека испытал,

Быть может, люди примут Слово, чтоб каждый верующим стал!

И унаследовали Книгу от ранних поздние умы,

И преходящее хватая, они рекли: «Безгрешны мы!»

«Простится нам!» Когда бы снова к ним скоротечное пришло,

И перед этим бы склонили они покорное чело.

Ужель не принят ими ясный, хранимый Книгою завет,

Что говорить о Боге правду для них дано, другого — нет?

Они-то Книгу изучали! Богобоязненному там,

В раю жилище всех прекрасней! Не образумиться ли вам?

Кто Книги держится священной, усердно молится — для них

Мы никогда наград не губим ниспосылаемых Своих.

Как тучу, гору колебали Мы над греховною толпой.

Они подумали, что глыбой она падет на них слепой.

Твердите явленное в Книге, о нем желайте вспоминать,

Тогда сумеете, быть может, богобоязненными стать!

Из плотских спин сынов Адама потомство людям Бог извлек,

Их на свидетельство подвигнул, когда тому явился срок:

«Не Я ли ваш Господь?» Сказали: «Да, только Ты», — чтобы потом,

В День воскрешенья вы не лгали: «А мы не думали о том».

Или, быть может, не сказали: «Ведь наши предки до того

Не одному Творцу молились, искали равных для Него,

А мы не больше, чем потомки, мы не ответчики за них.

Ужели, Боже, нас погубишь за дело грешное других?»

Так ясно знамения Наши Мы излагаем искони

Перед людьми — поймут, быть может, и обратятся к Нам они!

Ты прочитай им весть об этом, кто Наши знаменья стяжал,

Потом от них отворотился и малодушно убежал.

И за собой повлек такого бессонный недругсатана,

Он стал блуждать. Неотвратима и велика его вина!

Когда бы Мы желали — имя превозносили бы его.

Но он избрал земные страсти, не видя больше ничего.

Подобен псу такой неверный: собака высунет язык,

Коль на нее ты нападаешь иль от нее отводишь лик.

Вот это — притча о винивших Господни знаменья во лжи,

Над ней, быть может, поразмыслят. Им эту притчу расскажи!

Считали знамения ложью среди племен в былые дни.

Пример таких людей ужасен: себя обидели они!

Когда ведет Господьведомый идет по правому пути,

Кого сбивает Он — убыток дано таким приобрести.

Людей и гениев немало для ада Мы произвели:

У них сердца не понимают речений неба и земли,

Не слышат уши и предметов не различают их глаза,

Они — как скот, блуждают больше, чем захудалая коза

Они посланцу не внимают, они безумствуют в страстях,

До срока чужды им смиренье, перед Господней карой страх.

Ловите Бога именами, Его прекрасны имена,

И тех отвергните, которым о Боге правда не дана —

Они от истины уходят, вступают в спор об именах.

За их дела когда-то будут они повержены во прах!

Один из Нами сотворенных народ земли душой открыт;

Ведет он истиной и ею он справедливое творит.

А тех, кто знамения Божьи во лжи старался обвинять,

Мы низведем, а уж откуда — не доведется им узнать.

Дана отсрочка преступившим: Бог нескончаемо хитер.

Неужто людям не размыслить, не убедиться до сих пор —

Товарищ их — не одержимый, он увещатель только им!

За что же, к истине зовущий, он порицаем и гоним?

Ужель не думают о власти над небесами и землей,

О том, что создал Царь Вселенной, вознаграждаемый хвалой,

О том, что, может быть, незримо их приближается предел?

Но после этого, чему же народ поверить бы хотел?

Кого Господь собьет с дороги, тому вождя другого нет,

Он обречен скитаться слепо по бездорожью черных лет.

Тебя о Часе вопрошают: когда же якорь бросит он?

Ответствуй: «Знанием об этом один Всевышний умудрен.

Когда-то тайну Бог откроет. Повсюду тяжек этот Час,

Над вами он внезапно грянет и призовет к расчету вас».

Тебя о Часе вопрошают — как будто ты осведомлен!

Ответствуй: «Знание — у Бога, Один о Часе знает Он,

Один лишь Бог назначить волен Своим твореньям тайный срок,

Но большинство людей не знает, что Бог — единственный знаток»,

«Я ни вреда, — скажи, — ни пользы себе доставить бы не смог,

Когда послать мне то ли, это не пожелал бы мудрый Бог.

Когда бы мне о скрытом ведать, когда б оно в меня вошло —

Я бы себе умножил блага, ко мне бы путь забыло зло.

Но я — смиренный увещатель, я — вестник истины средь вас

Для тех, кто верует меж вами в неотвратимый грозный Час!»

Господь ваш — Тот, Кто из единой души когда-то создал вас,

Из той души воздвиг супругу, чтобы общенья дух не гас.

Когда чета соединилась, блаженно дева понесла:

Неслышно зреющая ноша сперва не тяжкою была

Когда же тягость наступила — грядущих дней немую тьму,

Боря молитвою, супруги воззвали к Богу своему:

«Тебе мы будем благодарны сейчас и много дней спустя,

Когда Ты праведность опустишь в новорожденное дитя

Они устроили кумиров, едва Он праведное дал,

Сказали: эти даровали то, что Создатель даровал.

Но Бог превыше всех кумиров! Ужели ставят рядом с Ним

Не созидающих — творенья могучий дух неведом им!

Самих кумиров сотворили, божкам себя не превозмочь:

Своим поклонникам бессильны, как и себе, они помочь.

К пути прямому их зовите — они за вами не пойдут.

Вам все равно: смолчите или взовете к ним и там, и тут.

Кого зовете, кроме Бога, те — вам подобные рабы!

Коль вы правдивы — пусть ответят кумиры вам на все мольбы!

Божкам известны разве пары ходячих ног, берущих рук,

Очей, чтоб можно было видеть, ушей, куда вникает звук?

Скажи: «Божков своих зовите в глухой ночи, при свете дня,

И не давайте мне отсрочки, гоните козни на меня!

Господь великий мне поможет. Он Книгу мудрую низвел,

Он душам праведным пособник, Он очищает их от зол.

А те, кого помимо Бога зовете праздно много лет,

Себе и

Скачать:TXTPDF

Священный . Поэтический перевод Т.Шумовский Коран читать, Священный . Поэтический перевод Т.Шумовский Коран читать бесплатно, Священный . Поэтический перевод Т.Шумовский Коран читать онлайн