известно каждому о том».
Но те, кто в споре победили, сказали недругам своим:
«Святое место поклоненья над кровом не соорудим!»
Гадают грешные о скрытом, ища ответа на вопрос.
Один промолвит: «В той пещере их было трое, с ними — пес».
Другие скажут: «Нет, в пещере их было пять, а пес — шестой».
«Их — семь, а пес — восьмой», — оспорят они с наивной простотой
Скажи: «Мой Бог велик и славен, Он лучше знает их число.
О том, в пещере было сколько, к немногим знание сошло».
Ты с тем, кто в Господа не верит, веди открытый чистый спор
И с ним о жителях пещеры тебе не нужен разговор.
Ты никогда не молви: «Завтра я это дело сотворю».
Когда медленье неугодно творений вечному Царю,
Забыв о чем-то, постарайся Господне имя помянуть,
Скажи: «Быть может, мой Создатель мне выйти даст на верный путь»
Они в пещере оставались под сводом триста девять лет.
Скажи: «О сроке пребыванья известен Господу ответ».
Собранье тайн земли и неба в чертогах он хранит
Своих, Острее всех Он тайны слышит и зорче всех Он видит их.
Создатель — Царь Своим твореньям, земле, пространствам, небесам
Не нужен им другой пособник, Творец дела решает Сам
Тебе открытое читая из Книги Бога твоего,
Внимай Божественному слову, не изменить вовек его.
Другой защиты не отыщешь. Терпи душой, иди к тому,
Кто на восходе и закате взывает к Богу своему.
К Его стремятся лику эти, чей зов пред Ним смиренно тих.
Гляди на робких и склоненных, не отвращай очей от них
К утехам жизни мимолетной. И тех отвергни, в чьи сердца
Мы равнодушие вложили к упоминанию Творца.
Не повинуйся им — отпали они от блага добрых дел
И, за своей преступной страстью ступая, вышли за предел.
«От Бога — истина, — промолви, — от вашего и моего:
Кто хочет — верует; не хочет — пускай не верует в Него».
Но для лихих, несправедливых Мы приготовили огонь.
Он как намет, обнимет грешных, его сомнением не тронь.
А кто о помощи попросит — водою будет он полит,
Как медь расплавленная, влага лицо злодея опалит.
Куда как скверно угощенье — питье тела, сгорая, пьют!
Сколь неудобное жилище — в неспящем пламени приют!
У тех, кто веровал и благо творил для собственных отрад,
Мы не отнимем воздаянья, Мы не погубим их наград.
Безгрешным вечная обитель — благоуханные сады,
Струят прохладные потоки там свежесть горную воды,
Земля под праведными дремлет, она тепла, не горяча,
На них запястья золотые, на них зеленая парча
И возлежат они на ложах, все, что хотят, едят и пьют,
Великолепна их награда, прекрасен радостный приют!
Тебе внимающим, посланец, ты расскажи про двух людей.
Для одного Мы возрастили высокой милостью Своей
Два сада. Все там было рядом, с чем человеку жизнь легка:
И виноградники, и пальмы, меж них посевы и река.
Мы ничего не погубили, плодоносили те сады,
Благоухающим потоком стекались в житницу плоды.
И человек сказал другому, свою гордыню возлюбя:
«Мои помощники получше, и побогаче я тебя».
Вошел он в сад, себя обидев, но не томилась мукой грудь.
Сказал: «Не думаю, что это утрачу я когда-нибудь.
Что Час настанет — не уверен. Но, если к Богу я приду,
То, возвратясь к Нему, я лучший, чем этот, сад себе найду».
«Ужель не веруешь, — товарищ ему на то проговорил, —
В Него, Создателя, Который тебя из праха сотворил,
Затем из капли, и Которым в тебе построен человек?
Нет, Он — мне Бог; Ему не знаю я сотоварища вовек!
О, если б ты, в свой сад вступая, сказал: «Когда захочет Бог!
Нет мощи, кроме как у Бога, никто другой бы не помог!»
Когда ты видишь: я беднее тебя достатком и детьми,
То, может быть — и это слово ты в рассуждение прими, —
Господь подарит мне богатство получше сада твоего,
И гром небесный наказаньем падет на ниву от Него,
И станет сад неверным прахом, исчезнет в пропасти вода,
Ты из нее хотя бы струйку не обнаружишь никогда».
Сошла к плодам лихая гибель, ушло богатство гордеца.
Ломал он руки, разоренный, вопил он, жалкий, без конца:
О, если б я помимо Бога не поклонялся никому!»
Один Создатель всемогущий помочь способен был ему.
Все покровительство — у Бога, Он милосердию открыт
И все последствия смиренья Господь блаженными творит.
Им расскажи о здешней жизни. Мы с неба воду низвели,
Земная жизнь — как эта влага: с водой растения земли
Смешались — вот уже не листья, а солнцем высушенный сор!
Его развеивают ветры, и пыль уносится в простор.
Господь велик! Ему покорны глубины вод и выси гор,
Он надо всем и надо всеми Свое могущество простер.
Земную жизнь богатство красит, ей украшение — сыны.
Но благородные деянья для вечной жизни рождены,
Они у Господа в почете, за них Он от Своих щедрот
Внушает лучшие надежды, награду большую дает.
В тот день, когда Мы сдвинем горы, и обнажится лик земли,
Тех соберем, кому вещаешь, никто не спрячется вдали.
Им — к твоему явиться Богу, за рядом ряд к Нему гоним.
Он сотворил вас изначально, теперь вы встали перед Ним.
А вы когда-то уверяли всех собеседников: от Нас
Не будет вам назначен этот неотвратимый грозный час!
Легла, раскрыв страницы, Книга — свидетель дел, сестра времен.
Ты видишь: грешники страшатся ее таинственных письмен.
Они сказали: «Эта Книга для нашей горести дана:
Великий грех, проступок малый — все перечислила она!»
Свои дела сыскали в главах — там запись полная всего.
Создатель твой Своим расчетом не обижает никого.
Велели ангелам склониться перед Адамом древле Мы.
Они склонились. Нас не слушал один Иблис, отродье тьмы.
Он — гений, дух и бес, и демон — сошел с Господнего пути.
Отвергнув Нас, вы неужели за ним желаете пойти?
В Иблисе и его потомстве найдете вы себе врага.
Плоха замена для неверных, несправедливых, дорога!
Не брал в свидетели Я бесов, Я никого не звал из них,
Когда творил державно землю и небеса, и их самих.
С пути сбивающих, лукавых к Себе на помощь не зову!
Когда труба низринет возглас на камни, воды и траву,
В тот Судный день Создатель скажет: «Днесь возвышаю голос Мой:
Сюда ведите их, которых вы рядом ставили со Мной».
Их позовут — но не ответят живым их мертвые божки,
Тогда падет на грешных гибель от Нашей царственной руки.
Увидя пламя, каждый грешник помыслит: путь ему — туда,
И не узнают избавленья они от пламени тогда.
Сказаньям разным дали место в Коране Мы до этих пор,
Ведь на земле всему другому предпочитают люди спор!
Ничто им не мешало верить, когда Водительство сошло,
Просить у Господа прощенья за ими сделанное зло —
Вот разве вспомнили обычай далеких праотцев своих
Или принять готовы муку от Наказующего их!
Посланцы Наши только с вестью и увещанием идут.
А те, неверные, смеются и спор неправедный ведут,
Чтоб уничтожить правду ложью — в нем надругательства одни.
И к Нашим знамениям глухи и увещаниям они.
О, кто неправедней такого, кто о минувшем позабыл!
Ему напомнили о Боге — он отвернулся, грешным был!
Но Мы сердца у них закрыли — да не поймут они того,
Им глухоту вложили в уши — да не услышат ничего!
Коль призовешь ты этих грешных к прямому Божьему пути,
Не отыскать им той дороги, им исцеленья не найти.
Создатель твой прощает, много Он милосердия вобрал.
Но если б грешных за стяжанье Он несвободой покарал,
Тогда б ускорил наказанье. Но им назначен точный срок,
И нет убежища без Бога для этих всех, на ком порок.
Когда селения оделись в пороки, гневая Творца,
Мы срок назвали неотвратный для их ужасного конца.
От Моисея было слово, когда он юноше сказал:
«С неотменяемым решеньем я ныне жизнь свою связал —
Не отдохну, пройдут ли годы, свершу ли странствия быстрей,
Пока не выйду, терпеливый, к соединенью двух морей».
Когда к слиянью вод пространных дорога смелых привела,
Они забыли рыбу; в море подземным ходом та ушла.
Вот Моисей почуял голод, и вот он юноше сказал:
Неси обед! Наш путь далекий себя нелегким показал».
Ответил тот: «Забыл я рыбу, когда мы были у скалы.
Бежала в море, поглотили ее шумящие валы.
Ей было дивное спасенье, в родной простор ушла она.
Меня о ней забыть заставил враг человека — сатана».
И Моисей сказал: «Желали мы рыбу в дом ее вернуть».
И по своим следам свершили они тогда обратный путь.
Нашли раба — тому послали Мы милосердие от Нас,
Его наукою Господней обогатили в некий час.
И Моисей спросил, в ответе желая истину найти:
«Мне у тебя ли поучиться, мне за тобою ли пойти,
Чтоб сделал ты меня причастным к немногим выпавшей судьбе, —
Чтоб о прямом пути поведал то, что поведано тебе?»
«Терпеть, как я, ты не сумеешь, — был от раба ему ответ, —
И как стерпеть, когда об этом, за что страдаешь, знанья нет?»
«Когда угодно будет Богу, — сказал на это Моисей, —
Найдешь во мне терпенье, буду послушен воле я твоей».
А раб ему: «Пойдя за мною, не любопытствуй ни о чем.
Пока про что-то не напомню, меня не спрашивай о том».
Они пошли. И были в судне, и раб, сумев дыру пробить,
Сказал: «Ты судно продырявил, чтобы плывущих погубить?
То дело тяжкое!» Добавил: «Тебе не я ли говорил,
Что ты терпеть, как я, не сможешь? Не это ль я тебе открыл?»
— «Я позабыл о том, что сделал, — ему ответил Моисей, —
Не укоряй меня за это, не увеличь беды моей».
И вновь пошли они четою, и встречен отрок ими был,
И раб недрогнувшую руку взметнул и мальчика убил,
Потом сказал: «Худое дело, позор — деяние твое!
Ты душу чистую ужели без отомщенья за нее
Заставил сникнуть?» И добавил: «Тебе не я ли говорил,
Что ты терпеть, как я, не сможешь? Не это ль я тебе открыл?»-
— «Когда тебя спрошу о чем-то, — рабу ответил Моисей, —
Меня покинь. А извиненье ты от руки имел моей».
И раб Господень с Моисеем, поговорив, пошли опять.
В селеньи пищу попросили, там отказались их принять.
Стена в селеньи обветшала. Ее поправил Божий раб
И молвил: «Если пожелаешь, тебе уплата быть могла б».
Потом сказал: «И вот — расстаться теперь пора настала нам.
У нас расходятся дороги, пойдем по разным сторонам.
Услышь и помни толкованье того, что было и прошло,
Что на твое терпенье, спутник, тяжелым бременем легло.
То беднякам служило судно, у них на море много дел.
Суда захватывал правитель, испортить наше я хотел.
Отец и мать подростка — веры у них в сердцах не угасить,
Но мы боялись — им придется его грехи переносить.
Желали мы — другого сына, чтобы Господь им дал взамен,
Чтоб милосердным тот и чистым взрастал среди родимых стен.
Сироты-мальчики владели — их было двое — той стеной.
Под нею клад — об этом тайна давно открыта предо мной.
Отец был праведным. Создатель желал, чтоб дети, возмужав,
Тот клад отрыли, Милосердный их не лишил на это прав.
Чинил я стену ради Бога, не по решенью своему.
Теперь ты знаешь — то и это происходило почему».
Они спросили о Двурогом[[24] — Двурогий — Александр Македонский.]. Ответствуй, речь услышав ту:
«Я вам о нем воспоминанье, во мне живущее, прочту».
Ему