—
Промолвил Салих, — и от Бога вам испытание дано!»
Мужей в том граде было девять, влачивших дни свои во зле,
Они бесчестие, не благо распространяли на земле.
«Один другому поклянитесь, — они сказали меж собой, —
Мы против Салиха и близких его откроем ночью бой.
Его заступнику мы скажем: «В нас голос правды не угас.
Семьи пророка мы не знаем, она погибла не при нас»».
Они влагали хитрость в лоно зловещих замыслов своих,
Они не знали — Нашу хитрость Мы замышляли против них.
Взгляни же, низкому коварству каков заслуженный конец:
Мы нечестивцев погубили, карает грешников Творец!
Жилища пали тех, кто жили несправедливостью своей.
Да, в этом знамение Божье дано для знающих людей!
Но тех, кто веровал — Мы этих богобоязненных спасли.
От Лота некогда к народу реченья гнева изошли:
«Грех очевидный неужели к себе вы станете водить?
Ужель к мужчинам вместо женщин со страстью будете ходить?
Безумцы!» Люди отвечали: «Ты, поселенье, изгони
Семейство Лота — пожелали остаться чистыми они!»
Спасли Мы Лота и семейство, не пощадив его жены,
А увещаемые были дождем от Нас поражены.
Скажи: «Создателю хваленье, да будет мир Его рабам!»
Кто лучше — Бог иль ваши боги, которых лик угоден вам?
Достойней — Тот ли, Кто и небо, и землю древле сотворил,
Живую воду на посевы и на сады для вас излил?
Мы блеском жизни напоили благоуханные сады,
Деревья вы растить бессильны — напрасны были бы труды.
Или достойней — тот, кто будто совместно с Богом тварей спас?
Да эти люди предлагают замену полную для Нас!
Прекрасней — Тот ли дерзновенный, Кто землю твердой сотворил,
Кто ниспослал земле потоки, в просторы им пути открыл,
Построил горы, их природу упорством камня закалил
И нерушимою преградой от моря море отделил?
Или прекрасней — рядом с Богом из ваших рук восставший бог?
Да, большинство из них не знает, им недоступен вышний слог!
Отзывчив — Тот ли, Кем смиренный от зла гнетущего спасен,
Кто утесненному ответит, когда к Творцу взывает Он,
И по Своим следам в селеньях вас устремляет всякий час?
Или отзывчив — идол? Мало вы вспоминаете о Нас!
Кто выше — Тот ли, вас ведущий во мраке суши и морей.
Кто посылает ветром радость из дланей милости Своей?
Или важней — божок? Поставлен он рядом с Господом Самим!
Превыше Бог того кумира, кого поставят рядом с Ним!
Кто лучше — Начавший творенье, возобновляющий его?
Кто из земли и с неба кормит, не забывая никого?
Или от голода под силу кумирам вашим уберечь?
Скажи: «Надежно докажите, когда у вас правдива Речь!»
Скажи: «Из тех, кто есть на небе, кто существует на земле,
Никто сокрытого не знает, живи в добре он или зле,
Один Господь — всему свидетель, живых и мертвых судит Он,
День воскрешенья и расчета от них таим во тьме времен».
О жизни будущей узнали они — там разные места, —
Но их настигло колебанье, их поразила слепота!
Те кто не верует, сказали: «Подобно тем, кто нас родил,
Когда мы сделаемся прахом — ужели выйдем из могил?
Отцам такое обещали, а нынче повторяют нам.
Все это сказки древних! Разве теперь доверимся лгунам?»
— «Вы по земле ступайте, — молви, — и да поможет вам Творец,
Вы посмотрите, не мигая, какой у грешников конец!»
И не тоскуй по душам падших, их разгляди и оцени,
Не утесняй себя, припомня, то, что задумали они.
Нетерпеливыми словами у нечестивых полон рот:
«Коль вы правдивы — то когда же все, что обещано, придет?»
«То, с чем торопите, — ответствуй, — частица вам грозящих бед
Неотвратимая, быть может, уже идет за вами вслед»
Творец — владыка и податель высокой милости Своей,
Но в большинстве неблагодарны Ему собрания людей!
Но знает Бог — что в людях скрыто и чем полна людская весть,
Что на земле таится, в небе — то в ясной Книге вечно есть.
Сынам Израиля вещает Коран в сказаниях своих
Часть наибольшую такого, в чем расхождение у них.
Для правоверных — милость Божья и руководство есть Коран.
Для всех решений между ними Господень суд покорным дан.
Господь велик и все Он знает, Ему подвластен день Суда.
Так положись на Бога — встанешь у чистой истины тогда.
Да, зов услышать не заставишь ты ни усопших, ни глухих,
Когда их лица отвернутся, и вспять пойдут стопы у них.
Не уведешь от заблужденья детей печальных слепоты.
Кто верит в знамения Наши — лишь тех внимать заставишь ты.
Они Создателю покорны. Когда же Слово к ним падет,
Из-под земли Всевышний зверя — его да видят — изведет,
Заговорит жилец подземный по-человечьи в этот час —
А убежденности не знали ведь люди в знаменьях от Нас!
Когда из каждого народа толпу неверных соберем —
Распределят их строй за строем, нахлынет мрак, ударит гром.
И спросит Бог: «Ужели ложью вы Наши знаменья сочли,
Не зная их! Или в каких же свершеньях дни у вас прошли!»
Падет на них Господне слово — и поразит их немота.
У них, вчера несправедливых, сегодня скованы уста.
Ужель не видели такие: Мы сотворили мрак ночной
Для их покоя, для прохлады под звездным небом и луной,
А день — как светоч Нами создан, он источает горний свет.
Для правоверных в этом — знаки Творца миров, сомненья нет.
Когда труба свой зов исторгнет — распространится всюду страх,
И ужаснутся те, кто сущи и на земле и в небесах,
Придут униженные к Богу с тяжелой ношею вины.
Одни избранники Господни от страха будут спасены.
Ты думал: горы неподвижны. Увидишь — вот они идут,
Как облака, по воле Божьей, плывут по небу там и тут.
Все с несравненным совершенством Творец миров исполнить смог
И обо всем, что вы творите, что совершите — знает Бог.
Кто совершит благое дело, тому — хорошее вдвойне.
Свободны добрые от страха томиться с грешными в огне.
А кто творит худое дело — сгорать в аду ему дотла.
Не воздается ли вам только за сотворенные дела?
«Мне повеленье — поклоняться Владыке города сего.
Запретным стало это место по Слову Бога моего.
Все, что ни есть — подвластно Богу, всему закон от Бога дан.
Мне повеленье — быть покорным и мне указ — читать Коран».
Идет себе на пользу каждый, кто не пошел дорогой лжи.
«Я только увещаю», — мирно ты заблудившимся скажи.
Еще скажи: «Вам явит знаки Свои Господь — Ему хвала!
Творец вниманье обращает на ваши разные дела!»
Сура 28
Рассказы
Во Имя милосердного милостивого Бога
(Т. С. М.)
Вот знамения Книги ясной. Для преклонившихся в мольбе
О Моисее с фараоном изложим истину тебе.
Тот фараон себя над всеми превозносить без меры стал.
Он разделил народ на части и неугодных ослаблял,
Казня сынов, мужскую силу, казнь отводя от слабых жен.
Распространял худое всюду властолюбивый фараон!
Мы слабых миловать желаем, удел их был повсюду лих.
Мы к предстоятелям причислим, причтем к наследующим их.
И укрепим. И фараону, Хаману с воинами — им
Покажем то, чего боялись они от тех, кто был гоним.
Узнала матерь Моисея веленье Господа в словах:
«Его питай. Когда за сына в тебе проснется чуткий страх,
Ты в море брось его — не бойся, тебе Мы некогда вернем
Его и сделаем посланцем, и дух пророка будет в нем».
Найдя, семейство фараона внесло дитя к себе в жилье.
Для той семьи находка станет печалью, недругом ее,
Жена сказала фараону, еще скорбей не зная тех —
А фараон, Хаман и войско распространяли всюду грех:
«Младенца этого — утеху, прохладу глаз тебе и мне,
Не убивайте! Он полезен и нам. быть может, и стране.
Не взять ли нам его за сына? Ребенка ль мы не защитим?»
И сердце матери пророка наутро сделалось пустым.
Сказала женщина об этом, смятенья темного полна,
Когда б Мы ей не дали силы, чтоб Нам поверила она.
И Моисея мать сказала его сестре: «Иди за ним!»
И та следила втайне брата, и был он летами храним.
А о сестре никто не ведал. Кормилиц мальчик не имел
По слову Нашему, но как-то сестра спросила между дел:
«Не указать ли на какой-то любезный вам, царица, дом?
Любя, ребенка там накормят и позаботятся о нем».
Так Моисея Мы вернули к родимой матери, чтоб глаз
Ее утешился, о сыне, чтоб не вздыхала в сотый раз.
И чтобы знала: обещанье от Бога — правда, не обман!
Но большинство людей не знает о том, в сердцах у них туман.
Когда, созрев упругим телом, познал мужанье Моисей,
Мы знанье мудрости вручили ему по милости Своей.
Так награждаем Нам угодных за справедливые дела.
Нашла награда Моисея и ту, кто жизнь ему дала.
Вошел он в город, где беспечность одела жителей на миг.
Два человека там сражались, он их за распрею застиг.
Принадлежал к его общине один из них, а тот — чужак.
Взывал о помощи общинник, и Моисей вознес кулак
И чужака убил, сказавши: «Деянья это сатаны!
Он — враг, сбивающий с дороги, им злодеянья рождены!»
Потом взмолился он: «О Боже, податель знания и сил,
Я самого себя обидел! Прости меня!» И Бог простил.
Рек Моисей: «За то, что Вышний осыпал милостью меня,
Не помогу вовеки грешным, жильцам грядущего огня!»
Боясь греха, он шел наутро, смотрел внимательно вокруг.
Вчера о помощи взывавший его глазам явился вдруг,
Вопил он снова: «Помогите!» И, сильный мудростью своей —
Ты заблудился, человече» — ему промолвил Моисей.
Его врага унять не думал, чтобы дерущихся разнять,
Но враг проговорил: «Ужели ты, Моисей, решил опять,
Сразив меня, живую душу убить, как сделал ты вчера?
Прожить насильником желаешь, а не творителем добра!»
От края города внезапно какой-то житель прибежал,
Он возвестил, понизив голос, который в ужасе дрожал:
«О Моисей, тебя решили убить вельможные враги!
Даю тебе совет не ложный — без промедления беги!»
И Моисей бежал в испуге, он из конца глядел в конец —
«Ты от неправедных, — взмолился, — убереги меня, Творец!»
Решив идти в страну Мадьяна, проговорил смиренно он:
«Быть может, Господом я буду к прямой дороге устремлен!»
Он подошел к воде Мадьяна. Толпа мужей поила скот,
А две пастушки отогнали свои стада, полны забот.
Спросил беглец: «Но в чем заботы?» Сказали женщины в ответ:
«Пока мужи не удалятся, воды животным нашим нет.
А наш отец — глубокий старец». Им напоил беглец стада
И отстранился в тень с молитвой, и молвил Господу тогда:
«Нуждаюсь я, Творец, во благе, что милость мне Твоя дала!»
И тут одна из двух пастушек к скитальцу скромно подошла.
Она сказала: «Мой родитель тебя зовет. Он будет рад
Вручить свою тебе награду за напоенье наших стад».
Когда про бегство и скитанья поведал старцу Моисей,
Тот отвечал: «Ты ныне спасся, храни покой в душе своей!»
«Отец, найми его, — сказала пастушка, — нам годится он:
Из пастухов пришелец — лучший, такой и верен, и силен».
«Хочу тебя, — старик промолвил, — женить на дочери моей
С тем, что на восемь лет наймешься ко мне для службы, Моисей
Когда захочешь, то на десять. Не причиню тебе забот.
Во мне ты праведность отыщешь, когда Господь ее пошлет».
— «Сие — меж мною и тобою, — сказал на это Моисей, —
Пробуду восемь лет иль десять — не оскорблюсь в душе моей.
Господь великий — поручитель за то, что ныне говорим.