— ему воздастся злом.
Скажи, посланник, людям: Господь повел меня прямой дорогой, к общине ханифа Ибрагима. Тот не был многобожником, для него Бог был един. Скажи им: молитва моя, благочестие, жизнь моя и смерть — всё в руках Аллаха, Господа миров. Мне велено сказать вам это, и я первый из предавшихся исламу. Я не буду искать другого Господа, потому что есть только один Всевышний.
Люди — поданные Аллаха на земле. Одних он возвысил над другими, чтобы испытать Вас. Поистине, Аллах способен наказать, но Он — прощающий и милосердный.
Погибшие народы
Еще раз о сотворении мира. Рай и ад. Действия Иблиса. Наставления. Преграда между раем и адом. Кто они, стоящие на преграде? Спасение Ноя и его ковчега. Горькая судьба племен, которые не поверили посланникам. Моисей и египетские колдуныю. Наказание рода Рамзеса II и благословение сынам израилевым. Встреча Моисея с Всевышним. Предательство Моисея его народом. Уроки.
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Алиф — лам — мим — сад.
Послание даровано тебе, посланник, не для того, чтобы в проповедях своих ты был стеснён. Напротив — уверенно учи людей законам мироздания, учи их вере в Бога. Многие жители Земли погибли по неверию, приходил к ним гнев Аллаха ночью или днём. Они раскаивались: прости, мы были нечестивы. Но было поздно.
Недавно группа израильских бизнесменов пожелала на месте погибшего города Содома построить новый Содом, который был бы, как Лас-Вегас, городом развлечений. Они собирались очистить место, где грешников постигла Божья кара, от серы и камней, которые разбросаны там на большой площади. Однако центральный раввинат Израиля выступил против, заявив: если Бог уничтожил этот город один раз, ничто не помешает Ему сделать это во второй. Бизнесмены отказались от заманчивого проекта.
В Коране не раз еще встретится упоминание о погибших поселениях, городах, народах. На их примере видно, какие беды могут произойти с целыми поселениями, если люди совершают грехи, не желая прислушаться к предупреждениям о Божьем наказании.
Сейчас можно уверенно сказать, что Ноев потоп, о котором много раз говорится в Коране, действительно имел место. Это произошло в районе между реками Тигр и Евфрат. Их разлив усилил потоп, а главной причиной был многодневный ливень. Он шел 40 дней, это произошло примерно в 3000 г. до н.э. Были погублены четыре больших поселения Ур, Урук, Киш и Шуруппак, которые, судя по археологическим раскопкам, были довольно цивилизованными. Площадь наводнения составила 160 на 600 километров. Скорее всего, такое явление наблюдалось в разное время и в других местах, поэтому появилась версия о всемирном потопе. А здесь спаслись только Ной со своей семьей, а также животные и растения, которые он взял с собой в ковчег.
Так погибли и адиты, в частности, жители большого города Ирам. Это название упоминается в Коране, хотя в истории оно было не известно. Но зато 20 лет назад были обнаружены остатки города Убар, который по описанию, и есть Ирам. Пророк Худ призывал свой народ уверовать в единого Всевышнего. Но адиты ответили враждебностью. В сурах 11 «Худ» и 26 «Поэты» об этом будет рассказано подробнее.
Былое существование поселения адитов доказал археолог Н. Клэпп. Он исследовал обширные районы Южной Аравии, включая Йемен и Оман, которые процветали в то время благодаря выгодному положению между Индией и Северной Аравией. Здесь и жили адиты. Немногочисленные бедуины, которых встретили археологи, показали тропу, ведущую, по преданиям, к древнему городу. Со спутника был сделан снимок, и очертания этой тропы, местами прерывающейся, выстроились в одну цепочку, которая заканчивалась равниной, покрытой барханами. Здесь были проведены раскопки, и в глубине песков обнаружили полуразрушенные стены. И — колонны Ирама, описанные в Коране. В суре 69 «Неизбежное» говорится, что адиты были уничтожены «ветром шумящим», продолжавшимся восемь дней и семь ночей. Это была песчаная буря небывалой силы, которая покрыла поселение 12-метровым слоем песка.
В Коране говорится еще об одном исчезнувшем племени — самудитах, которых увещал пророк Салих. О них рассказывает и та сура, к прочтению которой мы приступили, и сура 54 «Месяц». Бог послал самудитам испытание в виде верблюдицы, которую они закололи ради забавы. Через три дня племя было уничтожено сильным землетрясением.
Затем произошло событие, которое описано и в Библии, и в Коране — к египетскому фараону Рамзесу II пришли Моисей и его брат Аарон, они пытались привести фараона к истине и освободить евреев из египетского рабства. Однако Рамзес, который считал себя равным Богу, не согласился, и тогда на его владения были насланы большие беды, а Моисей вывел свой народ из Египта и повел, согласно Библии, к Красному морю. Море расступилось, образовался проход шириной 1,5 км, по которому евреи ушли. А когда Рамзес со своим войском ступил на эту дорогу, преследователей накрыли волны. Об этом говорится не только в этой суре, но и в других — 26-й «Поэты», 28-й «Рассказ», 10-й «Йунус».
Таким образом, указанные в разных сурах Корана события, касающиеся гибели безбожников, произошли в следующие годы:
Миссия Ноя и потоп: 3000— 2500 г.г. до н.э.
Миссия Лота и гибель Содома: 2000 г. до н.э.
Миссия Моисея и гибель Рамзеса II: 1300 г. до н.э.
Миссия Худа и гибель адитов: 1300 г. до н.э.
Миссия Салиха и гибель самудитов: 800 г. до н.э.
По окончании жизни на земле Бог спросит у людей, к которым посылал пророков: как они жили, чему верили. В этот день мерилом станет вес добра и веры: у кого этот вес тяжёл — те будут счастливы. А тот, у кого лёгок вес — окажется в убытке.
Когда люди совершают мерзости, часто говорят: так делали и наши предки, Аллах приказал им это. Но это клевета. Скажи, посланник, что Аллах не диктовал им мерзостей. Скажи: повелел Господь мой справедливость, молитесь, обращая лицо своё в сторону мечетей, очищайте души перед Богом. Но часть из вас попала в плен к шайтанам.
Заметки на полях: эта сура была прочтена Мохаммедом в Мекке. Но только что приведенный абзац — явно более позднего, мединского времени, потому что мечетей во время пребывания пророка в Мекке еще не было — первая из них была построена в 621-622 году на южной окраине Медины. Как указывает И.Ю.Крачковский, так считал и востоковед Барт. В Коране много противоречий, и часто они объясняются именно этим — айаты мединского времени включены в мекканские суры, и наоборот. Можно предположить, что в некоторых случаях это сделано самим Мохаммедом, а в других — уже после его смерти.
Многозначительны слова Корана, которые вы увидите через несколько строк — «Вера в то, что есть равные Аллаху — грех, и измышления от имени Аллаха — грех». Может, Господь так предупреждает Своего посланника, чтобы тот не смел говорить от имени Аллаха не Его слова? А всех мусульман — чтобы они не считали пророка равным Богу, не сделали из него непогрешимого кумира?
На протяжении всего Корана эта мысль будет повторяться не раз.
О, сыны Адама! Красивы будьте в момент молитвы (перед молитвой принято совершить омовение, причесаться, надеть красивую одежду, украшения не исключаются), потом ешьте, пейте, что хотите, но не переходите дозволенных границ. Аллах не запрещает украшения, не позволяет он лишь мерзости — как явные, так и сокрытые от глаз, не позволяет совершение греха и злодеяний.
Сроки жизни на земле установлены не только для людей, но и для племен. Когда придет конец — они не смогут отложить его, замедлить гибель.
О, сыны Адама! Когда Мои посланники придут к вам, пусть правоверные не печалятся, не страшатся — они богобоязненны и посвятили жизнь добру. Печалиться следует лишь тем, кто Мои уроки считает ложью. Когда вторые вознесутся в небо, им зададут вопрос: где же те божки, которым поклонялись вы, где ваши заступники? Многобожники ответят: бросили нас наши боги, Господи, мы понимаем, что были неправы.
И войдут они в бушующее пламя. И станут говорить: пошли, о Господи, на тех, кто совратил нас, огонь вдвойне. Тогда Аллах им скажет: всем вам будет огонь вдвойне.
Такие в рай войти могли бы лишь тогда, когда верблюд пролезет в отверстие иглы. И, напротив, райские врата открыты тем, кто земную жизнь прожил в покорности Аллаху, в благочестии, вере, творил добро. Таких людей Мы избавляем от печали, от всего того, что может огорчить.
Каждый найдёт только то, что заслужил — и тот, что в рай попал, и тот, кто в ад. А между ними — прочная преграда («преграда» между раем и адом — это и есть то место, где определяется дальнейшая судьба людей и место их дальнейшего пребывания — рай или ад. Кораническое понятие «преграды» можно считать чистилищем), где праведники приветствуют райских жителей: «Мир вам!», а жители геенны слышат: «Видите, не избавили вас божки от ада».
Напрасны стенания жителей огня к поселенцам рая, чтобы те способствовали их лучшей участи. Не будет облегчена их жизнь в аду. Они религию считали потехой и забавой, предались обольщениям. Так предадим же забвению их и Мы! Они урокам Моего посланника не вняли, не разглядели верного пути, пусть не ждут теперь они милости от Бога.
Аллах создал весь мир в шесть дней, создал круговорот ночей и дней, а также звёзды, солнце и луну. Он сОздал мир и властвует над ним. Обращайтесь же к Нему с покорностью, смирением, молитесь искренне — не для того, чтобы показать Аллаху рвение, но для себя.
Не нарушайте порядка на земле. Бог посылает сначала ветер — предвестник тучи, которую гонит Он к пустыне, чтобы та возродилась и дала плоды. Так Бог оживляет землю и поддерживает жизнь. Есть земли, щедрые на всходы, а есть и скудные — и это тоже знамение Аллаха.
Бог отправил Нуха к его народу. Нух сказал: о, народ мой, поклоняйтесь Богу, нет божества, кроме Него. Они отвечали: ты в заблуждении. Тот призвал их снова: не заблуждаюсь, я посланник Господа миров и передаю Его послание. Но соплеменники сочли его лжецом. И тогда Аллах потопил народ тот, а спас только Нуха, а вместе с ним и тех, кого он взял с собой для продолжения жизни.
К адитам Бог послал пророка Худа. Тот сказал: о, народ мой, будьте покорны единому Аллаху, нет божества, кроме Него! Но ему, как и Нуху, отвечали: ты в неразумении, ты лжец. Худ настаивал: Он послал меня с ясными словами, послушайтесь меня, тогда мы будем спасены. Но Худ их не убедил. Аллах уничтожил поселение адитов, спаслись только Худ и те, кто ему поверил.
Бог к самудитам послал пророка из их же племени