— Салиха. Тот сказал: о, народ мой, нет божества, кроме Аллаха, мы должны преклонить колени перед Ним. Вот знамение: берегите эту верблюдицу, пусть она пасётся на земле Аллаха, не касайтесь её злом, чтобы вас не постигло наказание. Аллах дал нам возможность строить замки, высекать из скал дома, так не забудем же его милости!
Одни из самудитов, обуянные гордыней, спросили тех, что поверили Салиху: вы уверены, что его нам Бог прислал — мы не верим. И закололи верблюдицу. И тут застряслась земля, всех накрыло стенами домов, остался жив Салих и те, кто поверил.
Лут пришёл к своему народу с возмущением: неужели вы не видите, что творите мерзость? По степени её вас никто не обогнал. Ведь вы приходите по страсти не к женщинам, а к мужчинам, и вышли вы за всякие пределы.
Этот народ не поверил, что Лут — посланник Бога. Всевышний спас его вместе с семейством, кроме жены, которая осталась там (жена Лота была предупреждена, чтобы не оглядывалась на Содом, но она оглянулась, и превратилась в соляной столб). Все погибли от мощного дождя из камня, серы и огня.
К мадйанитам (народность, которая промышляла мошенничеством на широкой дороге, в частности, вымогала деньги у проезжающих караванов якобы для строительства храма) Мы отправили посланника Шуайба. Он призывал народ поклоняться Богу, не отнимать у людей добро, не портить землю и её устройство, не отворачивать от Бога тех, кто уверовал. Вспомните, — взывал Шуайб, — как нас было мало, а Бог умножил, вспомните, каков был конец у тех, кто распространял нечестие.
Знать Шуайба предупредила: или ты вернёшься к прежним понятиям о жизни, или мы изгоним тебя из племени. Тот обратился к Богу: Господи, реши между нами спор.
Спор решило с соизволения Аллаха землетрясение, которое сравняло поселение с землёй, похоронило всех безбожников, земля на этом месте стала ровной, будто никто здесь никогда не жил. В живых остался лишь Шуайб.
Вот так Мы поощряем тех, кто верует, а тех, кто не верует — казним. И не только в дальней, но и в ближней жизни. Верующим зло Мы заменили благом, они умножаются и благодарят Аллаха. А тех, кто знамения Его считает ложью — с ними скор расчёт.
Разве те поселения могли бы знать, что расплата придет к ним ночью, во время сна, или при свете дня? Разве они в безопасности от ярости Аллаха? Разве не убедились, что всех, кто живёт в неверии, Мы поражали за их деяния? Перед наказанием к ним приходили Мои посланники, но сердца у тех были закрыты на замки.
После этого послали мы Мусу, вооружив знамениями, к фирауну (египетский фараон, во времена Моисея — Рамзес II) и его знати, но они неправедно поступили с ним и с его братом. Муса сказал: о, фираун, я посланник Господа миров, и пришел от Него с ясными знамениями. Отправь со мною всех сынов Израилевых, дай свободу им. Но тот ответил: если ты не лжец, то яви мне знамение Аллаха.
Муса бросил посох свой, тот стал змеёй. Муса показал свою руку — она была бела, как снег. Сказала знать: он колдун, он задумал изгнать нас с родных земель. Фираун спросил: так что мне делать? Они отвечали: пусть Муса и брат его подождут, а ты пошли гонцов, пусть приведут наших колдунов. Они докажут, что это колдовство.
Колдуны спросили фирауна: будет ли нам награда, если разоблачим Мусу? Тот ответил: да, я сделаю вас своими приближёнными.
Колдуны спросили у Мусы: ты первый, или мы? Вы — ответил им Муса. Те бросили свои посохи на землю, околдовали взор людей, перепугали их, и явили большое колдовство — все посохи превратились в змей. Аллах сказал Мусе: а теперь ты бросай. Муса бросил посох, зашипела его змея, и сразу поглотила первых змей. Колдуны, увидев это, пали ниц перед Мусой: мы уверовали в Господа Мусы, он показал не колдовство, а знамения Аллаха.
Рассердился фираун: Вы уверовали раньше, чем я позволил, вы в заговоре с ним, я отрублю вам крест-накрест руки, ноги, и распну!
Но колдуны осмелели с приобретением веры: фираун, ты мстишь за то, что мы уверовали в знамения Аллаха. Мы обращаемся к Нему за помощью: пролей, Господи, на нас терпение, возьми под свою защиту.
Между тем, египетская знать шептала фирауну: тебя и твоих богов Муса в покое не оставит, неужели ты позволишь его народу распространять нечестие? Фираун ответил: мы перебьем сынов их, в живых оставим только женщин, и тогда одержим верх (египетские жрецы велели всех рожденных у евреев мальчиков топить в Ниле).
Тогда Муса сказал своему народу: терпите и просите помощи у Бога. Народ Мусы ответил: пусть Господь убьёт несправедливых и сделает нас преемниками земли, ведь вся земля принадлежит Аллаху.
Всевышний поразил род фирауна засухой и скудным урожаем. Но они не уняли своей гордыни. Тогда случились эпидемии, нашествие саранчи, другие наказания. И тогда фираун сказал: о, Муса, если твой Господь с нас снимет наказания, то мы уверуем в тебя и в твои слова, дадим свободу твоим собратьям. Бог снял с них наказания, но фираун не сдержал свои слова. И тогда Всевышний потопил род фирауна в море, а то, что строил фираун — всё разрушил.
Аллах перевёл соплеменников Мусы через дорогу, которая образовалась в море, отдал им восточные и западные земли, благословил. Пришли они к язычникам, и Мусе сказали: сделай нам такого же божка, как у них, так нам будет лучше. Муса возмутился и ответил: не имеет силы то, чему они бьют поклоны, разве вы не видите? Да и не стану я искать вам божество, тогда как Бог вознёс вас над мирами, где же благодарность?
Всевышний призвал Мусу на сорок дней к Себе. Муса оставил всё на брата своего Харуна, и поручил: замени меня, следи за порядком, не следуй по пути несправедливых.
Господь беседовал с Мусой. Тот видел лишь сияние, и попросил Всевышнего воочию явиться. Но Бог сказал: посмотри на эту гору, если она не рассыплется от взгляда Моего, то Меня увидишь. Раздался грохот, гора рассыпалась, превратившись в прах, а Муса пал без чувств на землю. Очнулся и прошептал: хвала Аллаху, Господу миров, верую в Тебя.
Господь сказал Мусе: я избрал тебя пророком для передачи писания людям. Бери же то, что дам, и благодари. На каменных скрижалях этих — писание о том, как устроить бытие, и разъяснение всего, что вас окружает. Возьми же это, прикажи своему народу жить по Моим заветам. Иначе их постигнет участь нечестивых, и воздастся наказание тем, кто в вечную жизнь не верит.
Тем временем, в отсутствие Мусы, народ его совершил ошибку: расплавил золотые украшения и отлил тельца, который способен был мычать (это было изваяние тельца из золота, пасть которого была устроена таким образом, что на ветру телец издавал звуки, похожие на мычание коровы), и этому тельцу стал поклоняться.
Муса, узнав об этом, был разгневан, огорчён, и он сказал: вы предали Аллаха, который избрал вас, дал вам то, что не давал другим. Бросил он скрижали и схватил Харуна: ведь я поручил тебе не поддаваться нечестивым! Харун ответил брату: о, сын матери моей, я лишился сил, они меня убить хотели, не срами же, радуя врагов. Тогда Муса обратился к Богу: прости меня и моего брата, пусть тех, кто избрал божеством тельца, постигнет гнев Твой и унижение, а тех, кто искренне раскаялся, прости.
Муса снова поднял скрижали, в которых было направление жизни иудеев. Отобрал из народа семьдесят мужчин для встречи с Богом, и отправился с ними в горы. Там их потрясло землетрясение, все погибли, в живых остался лишь Муса. Он обратился к Богу: о, Господи, Ты ведёшь по верному пути, кого захочешь, а если пожелаешь — собьешь с пути, не губи же нас всех из-за глупцов. Если бы Ты желал, то погубил бы и меня. Ты принял жертву, Покровитель наш, прости же нас!
Всевышний отвечал: Я милость окажу не всем из вас, но только тем, кто последует Моим заветам. Тем, кто страшится Бога и пойдёт за тем посланником, неграмотным пророком, чьё имя в Торе и Евангелии (подразумевается Мохаммед. Тора и Евангелие, по исламской версии, предсказали его приход), который будет побуждать к добру и запрещать вам мерзости.
Заметки на полях: как видим, Господь разговаривает с Моисеем и велит, чтобы его народ, иудеи, следовали Мохаммеду, который появится на земле через многие века. Утверждается, что его имя есть в Торе, и появится в Евангелии, которое еще не создано. На этом вопросе мы еще остановимся.
Востоковеды обращают внимание на то, что, проповедуя в Мекке, Мохаммед никогда не упоминал Торы и Евангелия. Там он, в первой половине своей проповеднической деятельности, не высказывал критических замечаний в адрес христиан и иудеев. Поэтому, видя в этой суре мекканского периода тенденциозный характер текста, можно предположить, что некоторые айаты созданы в Медине и написаны «вторым почерком».
Скажи им, посланник Мой, что ты послан ко всем людям. Веруйте же в Аллаха и Его посланника, следуйте за ним.
Так появилась община из этого народа, которая ценила истину, жила по справедливости. Общину эту Бог разделил на число двенадцать и образовал колена (двенадцать израилевых колен). Когда люди попросили пить, Аллах велел Мусе ударить палкой о скалу, и появились двенадцать источников воды. Затем Аллах послал для пропитания перепелов и манну, а также облако, в тени которого вы спрятались от зноя.
Всевышний указал: поселитесь в этом городе, войдите во врата его, низко поклонившись, ешьте, что пожелаете, и радуйтесь прощению, которое снизошло на вас. А Мы умножим то добро, которое вы станете творить.
Но среди них опять нашлись несправедливые, они исказили слова Аллаха, и говорили иное от имени Его. И тогда Он снова послал наказание с неба.
Спроси у них о городе близ моря, где жители не соблюли закон субботы, расскажи о том, как испытывал их Бог, когда посылал им стаи рыб в субботу, а не в другие дни. Когда они преступили все запреты, Мы сказали: да превратитесь вы в презренных обезьян.
И вот возвестил Господь своё решение: Я обращу против вас людей, которые подвергнут вас вражде и наказаниям, и будет так до дня возмездия. Рассеею по земле вас среди других народов и буду испытывать добром и злом.
Их преемники получили в дар писание. Но очищению душ предпочли земное бытие, и говорили: да простится нам. Разве вы не образумитесь? Были и такие, которые молились и делали добро. Они не будут лишены