в город, чтобы купить еды. Тут он был поражен: все, не боясь, произносили имя Иисуса Христа, в городе были построены церкви и часовни. В хлебной лавке Иамвлих расплачивается монетой своего времени, и тут выясняется, что императора-язычника давно уже нет в живых, а царствует христианин Феодосий II.
Аналогичная легенда есть и в Талмуде: легенда о Хони, который спал с момента разрушения Иерусалимского храма до конца вавилонского пленения. Проникла она и в мусульманский мир.
Есть тут и смешное обстоятельство, связанное с именем собаки. Долгое время среди мусульман ходило поверье, что, если на письме написать слово «Раким» или «Кытмир», то письмо не пропадет, дойдет, как заказное, потому что его будет охранять та самая собака. Говорят, что сельские жители Татарии старшего возраста и сейчас отправляют письма с такой надписью.
Йаджудж и Маджудж, или иначе, Гог и Магог упоминаются не только в Коране, но и в Ветхом Завете, в книге Иезекииля. В арабских летописях — это предводители двух народов из Малой Азии — скифов и лидийцев. В 334 году до н.э. Лидия стала частью державы Александра Македонского. Воинственные и злобные, лидийцы жили торговлей и регулярными, раз в полгода, нападениями на мирных соседей. При этом не отличались честью и благородством, все сокрушали на своем пути. Злобные великаны неожиданно нападали на мирных людей. Интересно, что в одном из тибетских текстов упоминаются демонические существа Ядуд и Мадуд.
Хыдыр, Хедр. Тайный пророк, нашедший источник живой воды, поэтому бессмертный. Если пророки обладали только явными знаниями, то он — и тайными. Наставник и советник многих пророков. Учил мудрости и Моисея, и даже Мохаммеда. В Средней Азии Хазрати Хызр представлялся в облике благочестивого старца, одаряющего изобилием и счастьем тех, кто его увидит воочию. Во многих мусульманских странах Xыдыр считается защитником от пожаров, наводнений и краж, от укусов змей и скорпионов. А вот вам анекдот из жизни. Хыдыр бессмертен, тем не менее, в мусульманском мире есть несколько его могил, куда мусульмане идут почтить его, бессмертного. Это было бы смешно, если бы было не так грустно — мусульмане верят в совершенно парадоксальные вещи, не сообразуясь со здравым смыслом.
Необычное рождение Иоанна Крестителя. Уединение Марии. Рождение Мессии. Страдания Авраама. Другие пророки. Таинственный пророк по имени Идрис. Участь грешников. Размышления перед чистилищем. Наставления посланнику.
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Kaф — xa — йa — aйн — caд. Пять звучных букв открывают эту суру.
Вспомните о милости, оказанной самим Аллахом рабу Закарийе (Захария). Как-то тот обратился к Богу: Господи, никогда я не жалел о своей судьбе, но кости мои уже слабы, а голова — седа, как пепелище. Сам я стар, жена бесплодна, а наследника у меня нет. Господи, даруй мне сына, сделай его своим служителем!
Через некоторое время Бог ниспослал ему благую весть. О том, что просьба будет выполнена, родится мальчик, и назовут его именем, которым никого еще не называли — Йахйа (Иоанн Креститель).
Закарийа возрадовался, но краем сердца не поверил счастью. Потому и обратился к Богу с просьбой: Господи, ниспошли знамение, чтобы я поверил такому счастью. Господь сказал: вот тебе знамение — на три дня (в Библии — до самого рождения ребенка) ты потеряешь речь, и будешь изъясняться жестами. Так и случилось.
Йахйе с детства Бог даровал рост и мудрость, веру в Бога и смирение. Мир ему в день рождения, в день смерти и в день воскрешения!
Вспомним теперь о Марйам. Её отдали на обучение в Храм, и опекал её тот самый старец — Закарийа. Как-то к ней явился ангел и возвестил: я посланник Господа, который поручил сказать, что родишь ты непорочно мальчика. Марйам была удивлена: как, если меня никто не касался? Ангел отвечал: Господь решил так, значит, так и будет. Он рассчитывает на твоего сына в своих делах.
Марйам, боясь досужих мыслей, скрывала свою ношу от людей, жила, уединившись. Знала, что скорее поверят в блуд, чем в святость. Она хотела умереть, хотела, чтобы все её забыли. Но вот пришло то время, когда её ребенок пожелал увидеть мир. Подошла она в телесных и душевных муках к пальме. Тут она услышала голос Бога: не печалься, девочка, Господь явил тебе ручей, напейся, потряси слегка ствол пальмы, он уронит тебе в ладонь плоды свои. Умойся водой прохладной и поешь. И не говори с людьми, как бы они ни обращались, дай обет молчания. Судьёй им буду Я (по Корану, Иисус родился под финиковой пальмой).
Марйам вышла из уединения к людям со своим младенцем. Они, конечно, не поверили знамению, и пачкали её горькими словами: ты совершила грех, который не к лицу Харуна (брат Моисея Аарон. В оригинале Мария — сестра Аарона, что является ошибкой. Сестру Аарона и Моисея, действительно, звали Мариам. Но это другая Мария. При переводе мы решили уйти от этой ошибки) роду, и отец твой, и мать чисты, а ты…
Марйам уложила ребёнка в колыбель, а потом молча указала им на сына — чтобы они говорили с ним. Oни cкaзaли: кaк можно говорить с грудным младенцем? Но Иса сказал из колыбели: я раб Всевышнего, он ниспослал меня на землю с вестью для людей, назвал меня посланником и дал писание. Бог пожелал мира моей матери и мне.
Так явился Мой посланник к людям со словом истины. А люди сомневались. Что ж, пройдут годы, и весь мир поверит.
Не равняйте Бога с человеком, приписывая Ему сыновей. Иса — не сын Мне, а смертный человек, который избран Мною, как спасение ваше, как Мессия (как видим, здесь — глубокое различие между двумя религиями).
Люди всегда находят, о чём спорить. Горе же тем, кто не верует, кто пребывает в заблуждении. Расскажи, посланник, людям о тех муках, что перенёс Иса, о том скорбном дне, когда он вознёсся в небо.
Напомни людям, посланник Мой, об Ибрагиме, который тоже был пророком. Нелегко было ему решиться и сказать отцу: не поклоняйся божкам из камня, бессильным принести как зло, так и добро, отец, ко мне явилось знание, которое не пришло тебе — Бог един, и нет других богов, отец, откажись от силы сатаны, которая тебя толкает на язычество, ведь сатана нам враг!
Отец его ответил грубостью: если не откажешься от этой ереси, тебя камнями закидают, и я буду первым. Ты отказался от богов, которым поклонялись предки, уходи же с глаз! Ибрагим сказал: я буду за тебя молиться перед Богом, чтобы он простил тебя и раскрыл глаза. Я покидаю вас и вашу веру.
Ибрагима Бог спас от огня (по мусульманской традиции, Авраама бросили за его вероотступничество в огонь, но Бог спас его), спустя годы даровал ему Иcxaкa, Исмаила и Йaкyбa (сыновья Авраама Исаак и Исмаил, внук Йакуб — Яков, второе имя Исраил — Израиль), сделал его семейство праведным, а язык истины — понятным и простым.
И вспомни про Мусу. Он был искренним пророком, посланником Аллаха. Приблизил Я его, встречался с ним. Праведен и его брат, Харун.
И вспомни Исмаила (Исмаил — родоначальник мусульман, подобно тому, как предтечей иудеев считается Яков — Израиль) — он был честен и правдив, и был пророком. Он был угоден Богу, вся его семья склонялась в искренней молитве перед Богом. Вспомни еще Идриса (аналогом ему может быть Енох. Имя Идриса в Коране упоминается всего два раза. Существуют разные версии о его поступках, что побудило нас назвать его таинственным пророком. В частности, есть легенда, что он жил на четвертом ярусе неба. Видимо, отсюда и выражение о том, что он вознесся наверх): он был праведником, которого Мы вознесли наверх.
Это все — потомки от Адама, которых Аллах одарил милостью, Он носил их по морю вместе с Нухом. Потомки Ибрагима, Исмаила и Йакуба идут прямой дорогой. Слушая слова Аллаха, они молятся и плачут.
А после них пошли народы, которые пренебрегали верой, поддались своим страстям, перестали совершать намаз.
Безбожники хвастались своим имуществом. Сколько же погублено народов, у которых были и сады, и золото! Спроси у людей, посланник: кто что-то взял с собой? Люди попадают в рай не по богатству, а благочестию. Грешники не спасутся от возмездия при всем своем богатстве.
Поистине, любовь Божественная доступна только тем, кто уверовал и творил добро. Мы сотворили Коран ясным и простым, чтобы ты обрадовал богобоязненных и предупредил безбожников. Сколько же ушло в небытие таких — и не сочтешь. Разве ты их слышишь? Нет, не оставили они после себя даже шороха.
По мере чтения Корана суры становятся все короче. Коран так и построен: сначала идут длинные суры, потом короткие. Напомним, что Мохаммеду они явились не в том порядке, как в книге. Потом уже, после его смерти, Коран был составлен именно так. Тем не менее, ортодоксы твердят, что Коран нерукотворен, что именно в таком виде он и хранится на седьмом небе в скрижалях у Аллаха. Факт, что в Басрийском издании Корана содержится 6204 айатов, в Куфийском — 6236, сейчас он издается с 6226 и 6238 айатами. Какой же из этих вариантов соответствует небесному? Долгое время безнаказанно существовал Коран с 115-ю сурами. Да и вообще — неужели Аллах также переставил суры местами, как это сделали люди на Земле, чтобы небесный Коран соответствовал земному?
Или взять постулат о безгрешности Мохаммеда. Напомним, что в 33-й суре, которая была прочтена Мохаммедом в 628-629 годах, после его женитьбы на красавице Зейнаб, есть повеление Аллаха, чтобы впредь он не смел жениться, однако у Мохаммеда после этого происходят еще три женитьбы. Как же его, нарушившего завет самого Корана, можно считать безгрешным?
В Коране много раз утверждается, что Мохаммед хоть и посланник Аллаха, но в то же время — обычный человек, что он не призван совершать чудеса. Между тем, мы знаем рассказы о том, как он превращал валуны в песок, а горсть фиников — в подкрепление для десятков человек.
Складывается впечатление, что утверждения богословов, противоречащие здравому смыслу, делаются неспроста. На первый взгляд, они служат возвышению ислама. Но как же можно возвысить религию в чьих-то глазах, если все понимают, что подобные утверждения — неправда? Похоже, что это — не просто романтическое возвышение религии, а своеборазный тест. Если человек поверит и будет повторять — то им можно манипулировать. А если нет — то «вероотступник». Кому-то очень нужно, чтобы мусульмане не рассуждали, не думали, а были готовы выполнить любой приказ.
Посмотрите на этих, внешне симпатичных, девчушек, повязанных «поясами шахида». В прессе промелькнуло сообщение, что находящиеся