Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Великий парадокс, или Два почерка в Коране. Самир Алескеров

одного состояния в другое.

Кочевники были животноводами. Растили верблюдов, овец, коз. Земледельцы и животноводы обменивались продукцией. Были установлены ценовые пропорции между товарами, которые применялись и при жизни Мохаммеда: один верблюд приравнивался 10 овцам, один барашек обменивался на мешок ячменя.

Население Аравийского полуострова со временем уменьшалось. Люди покидали негостеприимные земли, в которые их занесло, уходили на юг и север. Правда, и оттуда прибывали немногочисленные этнические группы, которые быстро растворялись среди коренного населения. На юге, в районе Йемена, жили химйариты, а в середине полуострова и севернее — арабы. Они говорили на разных языках.

До насильственного объединения Аравии под властью Мохаммеда трудно было говорить об арабах, как о едином народе. Но уже существовала арабская письменность, она в доисламское время была достоянием узкого круга людей: правителей, религиозных деятелей язычества, крупных купцов, поэтов.

Удивительно, что здесь, как и в России, поэт был больше чем поэт. Поэтов любили, слушали, они воспевали героизм племен, фиксировали важные события, насылали проклятия на предателей и врагов, оплакивали умерших. Поэзия была общественной силой. Поэтому часто именно поэты разрешали споры между племенами. Их слушались. Простым людям поэты казались послами высших сил, считалось, что именно эти силы диктовали им столь напевные сочетания мудрых слов.

Если говорить об общественном устройстве, то на Аравийском полуострове в пятом веке нашей эры произошло оригинальное явление: до этого существовали небольшие государства, которые представляли собой объединения различных племен, а потом вдруг разом распались.

Во главе таких государств стояли вожди. Они часто ставили около своего жилища идола, который носил функцию устрашения — полиции и войск не было, а дисциплина и послушание были необходимы. Поэтому эти царьки одновременно были жрецами, которые от имени богов читали людям наставления.

Однако ко времени Мохаммеда эти объединения распались, вождей не стало, племена стали независимы друг от друга.

Древние сказания сохранили информацию, позволяющую понять мгновенную перемену в общественном устройстве полуострова. Сначала вожди приносили людям пользу, улаживая конфликты, объединяя людей для выполнения каких-то общих задач. Но затем, уверовав в свою власть, стали ею злоупотреблять. А тут случились все эти землетрясения, извержения вулканов, эпидемии и засухи, которые привели к ухудшению благосостояния людей. Но правители требовали прежних подношений, уплаты налогов в прежних размерах. Вот люди и перестали им подчиняться, к тому же, убедившись в том, что идолы, которым их царьки призывали поклоняться, не спасли от бедствий.

Ропот подавить было некому. Сначала один народ скинул царька, слух дошел до соседей, те тоже повторили «революцию», и она быстро распространилась по всему полуострову. Вождей убрали, но поступили не так, как сейчас, когда вместо ушедшего мэра быстро назначается другой. Стали жить отдельными племенами, даже семьями, без всякой общей власти.

Отвращение к власти нашло отражение в Коране: в одной из первых сур, тогда, когда Мохаммед еще не представлял, что станет властителем, говорится:

«От царей, когда приходят куда-нибудь, не жди добра — они губят поселения и унижают жителей» (Сура 27).

Вот почему ко времени появления Мохаммеда на свет Мекка и Медина не имели своих правителей. Люди жили рядом, в одном оазисе, территориально объединенные вокруг источников воды, но не зависели от какой-либо власти — ее просто не было.

Но свобода, как всегда, несет и минусы: ввиду децентрализации сил стали невозможными какие-то крупные проекты, скажем, строительство ирригационных систем, а старые пришли в упадок. К тому же, стало трудно отражать нападения кочевников.

Поражение и победа византийцев — знаковые для мусульман. Знамения Аллаха. Ветер, молния, разный цвет кожи, разные языки — сумей понять это многообразие.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Алиф — лям — мим.

Повержены римляне в войне на ближних землях. Но пройдёт небольшое время, и они одержат верх. Богу принадлежала и принадлежит вся власть, и обрадуются верующие помощи Аллаха. Он помогает тем, кому желает.

Заметки на полях: история этих, первых строк 30-й суры Корана примечательна. Она впервые была прочитана примерно в 617 году. Перед этим Персия, напав на Византию, захватив Антиохию, Дамаск, приступила к осаде Иерусалима. Город отчаянно защищался ровно 20 дней, но вскоре городские стены превратились в руины, персы ворвались, как дикие львы, они все крушили на своем пути — дома, храмы, базилики, синагоги. Казалось, что Византия уже не поднимется с колен. Особенно болезненным был захват персами Египта, откуда в византийские города поступала пшеница.

Коран в этой войне — на стороне византийских христиан, отличая их от огнепоклонников Персии.

Именно в период краха Византии Коран предсказывает, что через несколько лет она обретет победу. В это никто не мог поверить, даже сам Ираклий, царь Византии. Он задумал покинуть страну и переправиться в Ливию. Но патриарх Сергий убедил императора отказаться от капитуляции. Ираклий долго колеблется и, наконец, начинает контратаку. В 622-628 годах он предпринимает три похода на Персию, сокрушает ее армию и вступает на территорию враждебного государства. Предвидя поражение, персидская оппозиция убивает царя Хосрова II, приходит новая власть, которая сразу же вступает с Ираклием в мирные переговоры. Персы возвращают Византии завоеванные ранее территории — Сирию, Египет, Иерусалим. Византийская империя даже расширяет свои владения за счет Северной Месопотамии.

Напомним, что Коран предсказал эту победу в то время, когда весь мир считал, что Византия погибла окончательно.

Для Мохаммеда победа византийцев была знаковой. Мекканская знать, услышав о сокрушительном поражении Византии, говорила мусульманам, что и они будут так же повержены. Тогда впервые Мохаммед и сказал своим сподвижникам, что через несколько лет римляне одержат победу. Так и случилось.

Всевышний помогает тем, кому желает, кто этого достоин. Таково обещание Аллаха, но мало кто об этом знает.

Люди верят в то, что видят, о будущем не думают, тут они беспечны. Неужели они не размышляли о самих себе, об окружающем их мире? Это Аллах создал небеса и землю, и то, что между ними. Но многие не верят в это, не верят во встречу с Богом.

Неужели вы не слышали, чем кончили безбожники, которые творили зло? Аллах создаёт Свои творения, а потом собирает их к Себе. Грешники в судный день отчитаются за деяния свои, и не окажется у них заступников. А те, которые добро творили — будут вознаграждены.

Славьте же Аллаха с наступлением утра и при заходе солнца! Славьте же Его после полудня и в середине дня! Это Он выводит из мёртвого живое, а мёртвое — из живого. Бог оживляет землю после её смерти, так и люди будут возрождены.

Среди Его знамений — то, что вы сотворены Аллахом. Среди Его знамений — то, что созданы для вас супруги, чтобы род ваш не угас, созданы любовь между вами и тяготение. Пусть задумается об этом тот, кто обладает разумом!

Среди Его знамений — различие в языках, отличие цвета кожи, ваш сон ночной и работа днём. Задумайтесь об этом, если вы разумны! Среди Его знамений — ветер, несущий по небу облака и корабли по морю.

Среди Его знамений — молния, напоминающая вам о Боге, и гром, приносящий страх. Бог ниспосылает с неба влагу, которая оживляет землю и растит плоды. Среди Его знамений — то, что существуют небо и земля, и прочно держатся они в просторах мироздания. Задумайтесь же об этом, если вас не покинул разум!

Аллаху подчиняется всё, что окружает вас. В Его власти — все наивысшие качества природы. Есть ли среди рабов ваших те, кого вы боитесь, что захватят вашу власть? Точно так же Бог владеет всем, и никто не может стать с Ним рядом. Задумайтесь же об этом, у кого есть разум!

Безбожники потакают своим страстям. Ты не сможешь направить их на верный путь, если Аллах ввел их в заблуждение. Тебя услышат только те, кто обладает слухом.

Обрати своё лицо к религии, исповедуя единобожие. Бог — один, Бог сотворил человека с этим представлением. Обращайтесь к Господу с раскаянием, Его страшитесь, не кланяйтесь множеству богов, совершайте предписанный намаз, в религии раскола не допускайте (всем мусульманам, ныне расколотым на 70 ответвлений ислама, придется признаться, что этот завет Корана никто не думает выполнять).

Люди каются перед Богом только в трудную минуту, встретившись со злом. Когда беда минует — забывают Бога. Такова людская неблагодарность. Пользуйтесь милосердием Аллаха, но знайте, что Он един.

Оказывайте добрые дела родным и близким, беднякам и путникам. И тогда вы ближе станете к Аллаху. Но приблизится не тот, кто ждёт какой-то выгоды, а тот, кто бескорыстен.

Зло возникает на земле от рук людских за то, что сотворено когда-то вами. Это — урок вам, чтобы думали, что творите. Зло порождает зло. Скажи им, Мой посланник: обратите же лицо к Аллаху до дня суда, когда придётся отвечать за свои поступки. В судный день Аллах несправедливым не поможет, покаяние от них не будет принято.

Аллах создает вас из капли слабыми. После детства Он вас одаряет силой, а потом заменяет силу слабостью и сединой. Он творит вашу жизнь такой, как вам предначертано.

Мы приводим в Коране притчи, которые дано понять лишь разумеющим. А неверующий не видит знамения Бога. Будь же терпелив, посланник Мой. Придерживайся веры, не дай неверующим сломить себя.

Религия в тех местах до Мохаммеда

Итак, царства, которые были на Аравийском полуострове, погибли. А каменные тотемы-идолы сохранились. Их начали свозить в места, куда потом люди ездили совершать паломничество. В частности, в Мекку. Кааба и тогда была священным местом. Сюда привозили каменных божков со всего Аравийского полуострова. Подобные храмы приносили удачу и доходы: они привлекали людей, те совершали паломничество, одновременно устраивались торговые ярмарки. К Каабе купцы приезжали два раза в год. Во время ярмарок на всякие разборки с оружием накладывалось «табу».

Одновременно с Мохаммедом в Аравии жили и другие «пророки» — ибн Сайид, Саджх, Тулайха, Маслам. Последний обосновался в благодатном Йемаме, в оазисе аль-Асвад. Примечательно, что он тоже ратовал за единого Бога и тоже называл его «милостивым». Жестокая расправа с Масламом произошла уже после смерти Мохаммеда.

В Йемене главным богом стал бог Луны Алмаках (поэтому этим именем иногда называют царицу Билкис), потом его стали называть богом неба и земли, и обозначили словом «рахман» (милостивый). В то же время на юг Йемена прибывали иммигранты. Они принесли иудаизм. В начале шестого века правитель Йемена Нувас принимает эту веру. Затем власть захватывает христианская Эфиопия. Однако и христианская религия не становится в Йемене всеобщей.

Иудейские колонии существовали во многих оазисах. Самая крупная была в Медине. Население таких колоний трудно было называть евреями — возможно, что часть составляли арабы, принявшие иудаизм.

Главным каменным богом был Аллах Тааля — буквально «безупречный», «идеальный» Бог. Люди считали Аллаха создателем неба и земли, даже хранителем

Скачать:TXTPDF

Великий парадокс, или Два почерка в е. Самир Алескеров Коран читать, Великий парадокс, или Два почерка в е. Самир Алескеров Коран читать бесплатно, Великий парадокс, или Два почерка в е. Самир Алескеров Коран читать онлайн