своим приемным сыном Зейдом отправляется в Таиф, чтобы подготовить почву для переезда туда всех мусульман. Но этот город встречает его недружелюбно — о нем и о его проповедях наслышаны. Его закидывают камнями.
Дорога назад была тяжела. Таиф и Мекку разделяет 130 километров, полтора дня пути на верблюде. Физически и морально истерзанный Мохаммед возвращается в Мекку подавленным и опозоренным. У него в душе смятение, он готов отступить от своей новой веры, вокруг пустыня, и никто не в силах укрепить его дух — Зейд сам ранен и находится в отчаянии. Увидев пещеру, они останавливаются на привал. И тут в мареве солнца является ангел Гавриил, становится, как всегда, на расстоянии двух полетов стрелы из лука, и читает ему суру 72 «Джинны».
В ней Аллах предупреждает Своего посланника, чтобы не думал об отступлении, о предательстве. Говорит, что не только люди, но и джинны будут ему покорны, что Аллах пока не открывает ему сокровенного, но вскоре пророк убедится в милости Аллаха. Раны на лицах Мохаммеда и Зейда затягиваются на глазах. Посланник неба продолжает путь освеженным и уверенным в себе.
В Мекке Мохаммед продолжает читать свои проповеди, теперь паломникам, приехавшим к Каабе. Среди них оказывается большая группа мединцев (город Медина пока носит название Йасриб). Они с вниманием относятся к новой религии, просят Мохаммеда прислать к ним кого-то из доверенных людей, чтобы тот просветил остальных мединцев.
После долгого разговора с мединцами Мохаммед ложится, и в ту же секунду засыпает. Но через два часа, глубоко ночью, просыпается оттого, что кто-то его зовет. На пороге — ангел, он его торопит. О событиях этой ночи рассказывается в суре 17 «Ночной перенос». Во сне ли, наяву ли, Мохаммед видит себя рядом с Авраамом, Моисеем и Иисусом, равным с ними. Это придает ему еще больше уверенности.
Наутро Мохаммед решает навсегда покинуть Мекку и переселиться в Медину.
Бог — творец всего живого и неживого. Бог сотворил всё попарно, даже воды. Плоды и дороги разного цвета. Человек сам делает выбор. Наставления.
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Хвала Аллаху, Создателю небес, Творцу земли, который ниспослал к вам ангелов с двумя, тремя и четырьмя крылами. Он умножает всё в своих творениях так, как пожелает.
Если тебя, посланник Мой, сочтут лжецом — не огорчайся, так называли и тех, что были до тебя. Но все дела вернутся к Богу, к Его справедливому суду.
О, люди! Пусть не обольщает вас мирская жизнь, пусть не обманет сатана, не подвергайтесь искушению его. Сатана — ваш враг, потому и зовёт он в ад.
Тот, кто злодеяния творит, и тот, кто следует прямым путём — не равны между собой. Не скорби, посланник, по заблудшим — они сами избрали этот путь.
Аллах, посылая ветры и дожди на высохшие земли, возрождает их. Так и вы воскреснете по воле Бога.
Аллах сотворил человека из земли, а воссоздаёт из капли, и появляется всё живое парами. Рождение новой жизни, смерть человека, срок его жизни — всё в руках Аллаха.
Парой создана даже обычная вода. Одна пресная, приятная для питья, нужная растениям и животным. А есть солёная, которая нужна для жизни рыб, других животных, для движения кораблей, для добычи украшений, которые носит человек.
О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, потому что Он богат и всемогущ. По своему желанию Он может уничтожить вас и привести на землю другое поколение. Ни одна душа не понесёт чужого наказания, даже близкого по крови человека. А ты, посланник, предостерегаешь тех, кто боится Господа.
Не равны между собой слепой и зрячий, мрак и свет, зной и холод, мёртвые не равны живым. Поистине, Бог дарует слух и зрение лишь тем, кому желает.
Мы сделали тебя посланником и вестником Своим. Если кто-то назовёт тебя лжецом, блаженным — не переживай, о предшественниках твоих говорили то же самое. Посланники несли им ясные знамения, писания Аллаха, а люди отвернулись. И были наказаны за это.
Аллах ниспосылает с неба воду для растений. Он сотворил плоды любого цвета, Бог создал и тропы разного оттенка — от белого до красного и чёрного. Разного оттенка цвет кожи у людей, и цвет животных.
Послание это — истина, оно подтверждает ранние писания. Их мы дали своим рабам. А они состоят из трёх отрядов: одни следуют писаниям, другие отвращаются, а третьи притворяются, что веруют, но живут по своим законам.
Из них войдут в сады Эдема только первые. Они будут лишены печали и усталости. Их встретят там словами: мир тебе, пришедший человек.
А не уверовавшие люди вместе с лицемерами поселятся в аду, где горит огонь. Они скажут: Господь, спаси нас, будь милосерден, выведи нас из огня, мы станем праведниками. Но разве Мы не дали вам срока на земле, разве не предупреждали вас посланники? Нет, не будет у вас заступника, вкусите наказание!
Порядок движения земли, порядок в небе соблюдает Бог. Никто не может удержать их помимо Бога.
Язычники раньше говорили, что если кто-то к ним придёт, наставит их на верный путь — они станут жить по законам Бога. Но приход посланников вызвал у них непонимание. Они превознеслись над миром и удостоились судьбы погибших поколений. Если бы Аллах стал наказывать людей за все деяния, то на земле жизнь прекратилась бы. Но Он предоставляет срок. Срок этот придёт, и Аллах всем людям воздаст по их заслугам.
Отходная молитва навевает грустные мысли
Сердце Корана — так называют суру 36. Потому что в ней отражены все основные положения мусульманской религии. Еще и потому, что она прочитана Мохаммедом почти точно в середине своей проповеднической деятельности. Эту суру читают в качестве отходной молитвы над умирающими, во время погребального обряда, на могиле, во время поминовения. Текст носят на теле как талисман. Название «Йа-Син» носит монумент в Нижегородской области России в память о 49 мусульманских священнослужителях, которые были там расстреляны в годы сталинских репрессий.
Увы, никто еще не избежал смерти. Грустно, но это так: человек стареет с того самого момента, как организм перестает развиваться. У нас много времени, чтобы привыкнуть к мысли: мы не вечны. Тем не менее, боимся смерти. Разве это не парадокс? Разве мы полагали, что будем бессмертны? Почему Господь, дав нам с рождения столько полезных инстинктов, не дал бесстрашия перед смертью? Ответ прост: если бы мы не боялись смерти, то не берегли бы свою жизнь, нам было бы все равно, как и когда мы встретим смерть. Тогда, не имея инстинкта самосохранения, мы жили бы короче, и человечество в итоге вымерло бы. Бог дал нам страх смерти для того, чтобы сохранить жизнь.
Мусульманская религия содержит вызов смерти. Мы не должны ее бояться. Умирая, мы должны благодарить Бога и за жизнь, и за смерть. Великий мусульманский полководец времен первых халифатов, жестокий Халид говорил, что мусульмане любят смерть так, как остальные любят жизнь.
Сначала Мохаммед проповедовал именно страх перед адом. Представление о рае возникло позже, вместе с боями против язычников. Люди не очень понимали, зачем надо рисковать жизнью, пока Мохаммед не объяснил, что все эти нападения на караваны ничто иное, как бои за веру, а умерший в таком бою, если даже был грешен, становится шахидом — мучеником за веру, и гарантированно попадает в рай.
Ни Мохаммед, ни последующие лидеры мусульманского государства шахидами не стали. Многие из них умирали от рук своих же соратников, в борьбе за власть. Судьба не дала им возможности вкусить героическую смерть в борьбе за веру, предоставив ее тем, кто меньше заслуживал такого счастья.
Когда мы говорим о триумфальном шествии ислама и завоевании им огромных территорий, надо вспомнить и о цене этих побед. Тысячами смертей был оплачен триумф ислама во время арабских завоеваний и насильственной исламизации. В тысячах домов звучала 36-я сура «Йа-Син».
Трое посланников пытаются вразумить людей. Тот, кто прибежал с окраины. Господь дарует ему рай, а городу — спасение. Жизнь после смерти.
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Йа — Син. Клянусь Кораном мудрым, что ты, посланник, идешь по пути, указанному Богом (сура прочтена Мохаммедом еще в Мекке. В повествовании от имени Бога мы видим Его клятву Кораном. Думается, что у Аллаха нет нужды клясться перед людьми, клятву произносит все же пророк. Но именем Бога. Подобная мысленная «перемена ролей» наблюдались у великого Мохаммеда даже в Мекке). Твоя миссия — предупредить людей, чьих отцов никто не предостерёг. Относительно большинства из них предостережение сбылось. И мучают их тяготы, о которых вы не знаете. Перед ними и за ними — прочные преграды, за которыми ничего не видно.
Ты можешь отвратить от совершения греха лишь того, кто страшится Бога. Обрадуй же его вестью о прощении. Бог оживляет мёртвых, за каждым из которых своя история, она запечатлена в книге жизни, в ней все поступки человека.
Расскажи им об истории селения, куда пришли посланники. Их было двое, они убеждали людей поверить в Бога. Но жители их не послушались. В помощь Мы послали третьего. Но те всё равно сказали: вы такие же, как мы, Бог вас не посылал, вы лжёте. Сказали эти трое: воистину, мы посланники, Господь — свидетель наш. Мы у вас ничего не просим — возложена на нас лишь передача откровения.
Им ответили: вы — как дурное предзнаменование, уйдите, перестаньте проповедовать, иначе прогоним вас камнями. Посланники сказали: вы преступаете все пределы.
В это время с окраины прибежал на место спора человек и сказал: о, мой народ, они пророки, внимайте им, они ведь у нас не просят ничего. Надо склониться перед Богом, который сотворил нас. И никому иному не поклоняться. Я верю Милосердному, который нас создал!
И было Богом сказано ему: войдёшь ты в рай, а за прошлые грехи прощён. Ответил этот человек: слава Богу, Он простил меня и посчитал достойным рая.
Благодаря своему же соплеменнику народ тот спасся. Горе же всем остальным, которые посланникам не вняли!
Поистине, в судный день все люди будут собраны у Бога. Если вы не верите — посмотрите на Его знамения. Знамением для вас — возрождённая земля, где растёт пшеница, сады из пальм и винограда. Всевышний создал всё, что есть вокруг — и плоды, и вас самих, и даже то, что вы еще не знаете.
Знамение Бога — ночь, которая отделена от дня. Люди погружаются в мрак, когда над головой нет главного светила. Солнце движется к месту пребывания. А луна восходит, за месяц меняет фазы и становится, как высохшая ветвь.
Ясное знамение — второе рождение людей после потопа, когда они вышли из ковчега. Подобия его —