и то они не откупятся от предначертания. Откроются им все совершенные ими злодеяния. Во время короткой жизни на земле они считали, что можно жить несправедливо, и жили так. Теперь их поразило зло, которое творили сами.
Разве они не знают, что Аллах расширяет или сокращает удел тому, кому желает? Скажи моим рабам, которые пошли, во вред себе, на излишества: не отчаивайтесь в милости Аллаха, Аллах прощает полностью все грехи, потому что Он — прощающий и милосердный. Обратитесь же к Аллаху и покайтесь, прежде чем вы останетесь без помощи, и Он накажет вас.
Заметки на полях: в последний абзац включены три айата, прочитанные Мохаммедом в Медине. В то самое время, когда он испытывал искушение властью, богатством, ненавистью к другим племенам, земными удовольствиями, безудержным восхвалением его личности, и не мог устоять.
Посланник был сложным человеком. Ортодоксы приписывают ему простой и прямолинейный образ: безгрешный, красивый, никогда не ошибающийся, умный, смелый. На самом деле он был не таким. Три только что прозвучавших айата говорят о том, что этот великий человек, избранный Аллахом, испытывал духовные муки, пытаясь себя оправдать перед Ним, он очень надеялся на прощение. Это были метания несчастного человека.
Он донес до нас Коран, он был первым мусульманином на Земле. За это он достоин уважения. Но еще и сочувствия: быть посланником Бога — это не только слава и почет, но и тяжелейшее испытание. Избранник Господа должен был оставаться верным Ему не только в период гонений, но и во время признания и власти. Получив ощущение власти и силы после долгого унижения, трудно оставаться безгрешным. Мохаммед поддался. Он много раз женится, заводит невольниц, устраивает ограбления и массовые казни, теперь меч часто заменяет собой его проповеди. Более того, за них он выдает и свои собственные желания.
Он был умным человеком, он не мог не понимать, что виноват перед Богом. Но в то же время очень надеялся на прощение. Отсюда и мысль, что «Аллах прощает полностью все грехи, потому что Он — прощающий и милосердный».
Можно только оплакивать детей пророка, шестеро из которых умерли к него на глазах, а последняя — Фатима — пережила отца на полгода.
Следуйте за наилучшими заветами Корана, прежде чем явятся вам мучения, которых вы не ждали. Придется вам думать: повел бы меня Бог прямым путём — я бы не стал грешником. Не будет у вас повторения земного бытия, чтобы второй раз вы прожили так, как велел Аллах.
К тебе пришли Мои знамения, но ты считал их ложью. И возгордился, и стал неверным. А жилище таких людей — огонь. Богобоязненных же Аллах спасёт. Зло не коснётся их, не будут они в печали.
Тебе, посланник, и предшественникам твоим было открыто: если уравнять с Аллахом идолов и свои страсти, то тщетны будут деяния ваши. Поклоняйся же Ему и будь благодарен!
В день воскрешения вся земля окажется в Его руках, а небеса будут сдёрнуты. Раздастся трубный глас, все воскреснут и застынут в ожидании, затем раздастся глас второй, и все окажутся в чистилище.
Земля озарится светом Господа, будут приведены пророки и свидетели. И люди подвергнутся справедливому суду. Каждый получит воздаяние по заслугам. Ворота ада распахнутся, толпы нечестивцев войдут в геенну. А другие толпы — в рай. Стражи рая встретят праведных словами: мир вам!
В этот день ты увидишь ангелов, окружающих трон Аллаха. Они будут возносить хвалу Ему: хвала Аллаху — Господу миров!
Пророк в Медине: миротворец. Часть 2
Мухаджиры — переселенцы из Мекки в Медину — вынуждены были зарабатывать на жизнь грабежами. Мы уже рассказывали вам о первом удачном ограблении торгового каравана мекканцев, груженого изюмом, кожей и прочими товарами. Добычу разделили, Мохаммеду досталась пятая часть.
До этого, в течение 623 года, пять таких попыток окончились неудачей: то силы мекканцев превосходили мусульман, и последние не решались напасть, то противник незаметно исчезал в горах, иногда весть о появлении мекканцев оказывалась ложной.
История не сохранила имени человека, подавшего идею зарабатывать на жизнь не торговлей, не выращиванием финиковых пальм, а грабежами. Зато известно, что их вскоре Мохаммед назвал «боями за веру». После боя при Бадре было объявлено, что это был джихад — бой в защиту мусульманской веры. Люди, которые не захотели участвовать в ограблении — «лицемеры» — оправдывались: они не знали, что это джихад.
Был придуман еще один способ «заработка» — продажа пленных. Была установлена такса — 4000 дирхемов за человека, стоимость 80 верблюдов. Иногда цена спускалась и до 1400 дирхемов. Как видите, пленение людей и последующая их продажа, которые долгое время происходили в Чечне, имеют далеко идущие корни.
Победа в долине Бадр, о которой мы подробно рассказывали, произошла 15 марта 62 4 года и имела далеко идущие последствия. Она принесла не только деньги, но еще и укрепила авторитет Мохаммеда среди жителей Медины. Сотни коренных жителей обратились в мусульманство. Однако мединцев неприятно удивило убийство по приказу Мохаммеда двух пленников — это были его личные враги. Через два дня были убиты также два жителя Медины, которые критически высказывались о происходящем.
Как мы уже говорили, Мохаммед не ожидал строптивости мединских евреев, которые отказались принять мусульманство. В это время и появляются строки Корана о том, что иудеям дана Тора, но они ее несут «подобно ослу, нагруженному книгами», а прочитать не могут. Миротворец понял, что ему с евреями не по пути. Тут-то он решает поменять киблу с Иерусалима на Мекку. К этому времени и относится присвоение Йасрибу нового названия Медина — «Города пророка».
Абу Суфьян, возглавлявший ограбленный при Бадре караван, 12 июня приезжает с небольшим войском к Медине, чтобы напасть на мусульман. Но ограничивается мелкой пакостью: мекканцы на окраине убивают двух человек и поджигают финиковые пальмы. Воины Мохаммеда бросаются в погоню, но догнать не могут. Через несколько дней мусульмане нападают на бедуинское племя и возвращаются с добычей в пятьсот верблюдов. Разгоряченные победами, мусульмане совершают еще несколько набегов в разные стороны от Медины, но возвращаются ни с чем.
В конце года небольшое войско мусульман во главе с Зейдом, приемным сыном Мохаммеда, нападает на небольшой караван мекканцев, который вез в Ирак деньги. Из 100 тысяч дирхемов 20 тысяч достаются Мохаммеду. В это время у него уже несколько домов и две жены, еще через два месяца гарем удваивается.
Абу Суфьян собирает большое войско, и в марте 625 года нападает на мусульман. Происходит битва при горе Ухуд. Может, этот бой и можно считать первым боем мусульман во имя защиты своей веры от идолопоклонников, но он оказывается проигранным из-за жадности лучников.
Это — будни, ничего необычного. Жизнь Мохаммеда протекает между конфликтами с женами, новыми женитьбами, ограблениями и проповедями, в которых теперь новые слова, новые мысли, новый настрой.
А мы возвращаемся к иным — мекканским сурам.
ГЛАВА 11. СЕМЬ РЯДОВ С БУКВАМИ «ХА» и «МИМ»
Сотворение кумира
Семь последующих глав Корана прочтены Мохаммедом в Мекке, в первой половине его проповеднической деятельности. Они разъясняют мусульманскую веру так, как она и была ниспослана на Землю Господом. Все эти суры начинаются с арабских букв «Ха — Мим».
С переездом из Мекки в Медину благочестивая жизнь Мохаммеда закончилась. Появились женщины, дома, золото. С изменениями в стиле жизни пророка меняется и тон Корана, он становится другим. Теперь Мохаммеду, чтобы оправдать свои деяния, нередко приходится прибегать к помощи Бога. Постепенно он, действительно, становится «человеком с двумя сердцами» — дела не соответствуют словам.
Мы обращали внимание читателя на то, что в Коране содержится много предупреждений в адрес пророка: не потакай своим страстям, не греши, не поддавайся слабостям. И соответствующие угрозы: Бог тебя относительно других людей накажет вдвойне, потому что ты избран посланником, ты, как и остальные люди, тоже должен бояться Бога и судного дня.
Однако ортодоксы заклинают друг друга и всех остальных мусульман: да, Мохаммед был обычным человеком — он ел, пил, родился от отца и матери, умер так, как умирают обычные люди. Но при всем этом был безгрешен. Самый сильный аргумент у них — начало 48-й суры, где говорится, что Аллах прощает пророку все грехи.
В своем толковании Корана Саади пишет: «Всевышний сообщил Своему пророку, что Аллах простил ему грехи, которые случились прежде и которые будут впоследствии». Саади считает необходимым разъяснить нам эту фразу, поэтому продолжает: «Аллаху лучше известно, как посланник Аллаха сумел заслужить это безграничное прощение». Похоже, что Саади и сам недоумевает по этому поводу. «Но дело, скорее всего, в том, — продолжает Саади, — что именно благодаря посланнику Аллаха многие люди приняли ислам и стали искренне поклоняться Всевышнему. Пророк Мухаммад за долгие годы своей миссии вынес такие испытания, которые под силу вынести только твердым духом посланникам. Аллах не оставил все это без внимания и оказал Своему избраннику великую честь — простил ему грехи, которые случились прежде и которые будут впоследствии».
Миф о безгрешности Мохаммеда — это богохульство, отрицание безграничной мудрости Аллаха. Ведь что станет с человеком, которому Бог простит будущие грехи — не отвернется ли он от всех норм морали?
Конечно, миф о безгрешности Мохаммеда появился в Медине, когда пророк перешел некую грань, за ним уже были казни, ограбления. Он страстно хотел услышать от Бога прощение — и он его услышал. Только так можно объяснить те несколько строк в 48-й суре. Объяснение же ортодоксов этих строк, что Господь, действительно, лишил Мохаммеда грехов — может вызвать сомнение в правильности Его решения, значит, принизить Аллаха. Тем самым ортодоксы дали знать, что авторитет Господа для них значит меньше, чем имидж Мохаммеда. Из пророка они сотворили кумира.
Аллах принимает покаяния. Он прощает и наказывает по своему усмотрению. Разумный человек из рода фараона. Гибель фараона. Призыв к посланнику покаяться в грехах. Наставления.
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Ха — мим. Коран ниспослан вам Аллахом — прощающим и принимающим покаяния, суровым в наказании, но милосердным. Нет божества, кроме Него, к Нему состоится ваше возвращение.
Ангелы рядом с троном Бога воздают Ему хвалу, они Его просят простить всех верующих: Господи, прости им грехи, они покаялись, защити их от огня, введи в райские сады.
И воззовут к неверующим: гнев Аллаха был велик, когда вас призвали к вере, а вы не шли. Этот гнев был больше ненависти вашей к самим себе.
Безбожник теперь скажет: Господь наш, по Твоей воле дважды были мы мертвы, и дважды Ты возвращал нам жизнь. Мы признались в своих грехах. Нет ли пути к прощению?
Гнев Божий пал на неверующих. Никто не смог защитить их от возмездия. Мои посланники предупреждали, но им не