бивни боевых слонов, и раздававшиеся при этом звуки были похожи на удары грома в грозу. Когда два слона бьются друг с другом на тростниковом поле, они срывают стебли сахарного тростника и, крепко зажав их хоботом, нанасят друг другу удары, под тяжестью которых тростник ломается. Точно также, когда Бхимасена и Джарасандха изо всей силы били друг друга палицами по плечам, рукам, ключицам, груди, бедрам, животу и ногам, их палицы разлетались на куски. Скоро они разбили все свои палицы и приготовились драться врукопашную. Разъяренные, Джарасандха и Бхимасена начали бить друг друга своими могучими кулаками. Казалось, будто молотом бьют о наковальню или в небе гремит гром. Джарасандха и Бхимасена были похожи на двух сражающихся слонов. Они не могли одолеть друг друга, поскольку оба были искусны в бою, обладали равной силой и одинаково хорошо владели боевыми приемами. Ни Джарасандха, ни Бхимасена не сдавались и не чувствовали усталости, хотя беспрерывно осыпали друг друга ударами. Весь день они бились, а вечером, как друзья, собирались во дворце Джарасандхи, и на следующий день вновь вступали в бой. Так они дрались двадцать семь дней.
На двадцать восьмой день Бхимасена сказал Кришне: «О Кришна, я должен честно признать, что не могу победить Джарасандху». Господь Кришна, однако, знал тайну рождения Джарасандхи. Джарасандха родился сразу у двух матерей: одна его половина родилась у одной матери, а другая — у другой. Когда отец увидел, что ребенок ни на что не годен, он выбросил обе половинки его тела в лес, где их нашла ведьма по имени Джара. Воспользовавшись искусством черной магии, она сложила обе половинки тела вместе. Осведомленный об этом, Кришна знал как убить Джарасандху. Он дал понять Бхимасене, что поскольку Джарасандха обрел жизнь, когда были соеденины две половины его тела, то убить его можно, отделив эти половины друг от друга. Господь Кришна наделил Бхимасену особой силой и показал ему как убить Джарасандху: Он отломил веточку дерева и расщепил ее надвое. Верховная Личность Бога, Господь Кришна всемогущ, и того, кого Он задумал убить, уже никто не спасет. Точно так же никто не сможет погубить того, кого Кришна хочет спасти.
Поняв намек Господа Кришны, Бхимасена тут же схватил Джарасандху за ноги и бросил его наземь. Когда Джарасандха упал, Бхимасена прижал одну его ногу к земле, а другую схватил обеими руками — и разорвал его надвое, подобно тому как слон ломает ветви деревьев. Наблюдавшие за поединком увидели, что тело Джарасандхи разорвано надвое, и у каждой его половины по одной ноге, одному бедру, одному яичку, по половине позвоночника, половине груди, по одной ключице, руке, глазу, уху и по половине лица.
Когда известие о смерти Джарасандхи достигло Магадхи, жители города стали кричать «Горе нам! Горе!», а в это время Кришна и Арджуна обнимали Бхимасену и поздравляли его. Хотя Джарасандха был убит, ни Кришна, ни братья Пандавы не заявили своих прав на престол. Они убили Джарасандху, чтобы восстановить мир, который он нарушал, творя всевозможные бесчинства. Демоны всегда приносят людям беспокойства, а полубоги всегда стремятся сохранить во вселенной мир. Господь Кришна нисходит на Землю для того, чтобы защитить праведников и уничтожить демонов, нарушающих мирную жизнь людей. Поэтому Он немедленно послал за сыном Джарасандхи, которого звали Сахадева, и, соблюдая все церемонии, попросил его занять трон отца и мирно править царством. Господь Кришна — владыка всего мироздания, и Он хочет, чтобы люди в нем жили мирно и стремились обрести сознание Кришны. Возведя Сахадеву на престол, Кришна освободил всех царей и царевичей, безвинно заточенных Джарасандхой в темницу.
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается семьдесят вторая глава книги «Кришна — источник вечной радости» под названием «Освобождение царя Джарасандхи».
ГЛАВА СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ Господь Кришна возвращается в Хастинапур
Цари, которых Господь Кришна освободил после смерти Джарасандхи, были правителями разных стран мира. Джарасандха обладал таким могуществом, что одержал победу над всеми 20 800 царями и царевичами. Он заточил их в горной пещере, превращенной в крепость, и держал там много дней и ночей. Когда, по милости Господа Кришны, цари были освобождены, они выглядели очень плачевно: их одежда превратилась в лохмотья, а лица иссохли от отсутствия должного ухода за телом. Они совсем обессилели от голода и потеряли прежнюю красоту и лоск. Долгое заточение привело к тому, что все члены их ослабели и не могли действовать.
Но, страдая в плену у Джарасандхи, цари все время думали о Господе Кришне, и сейчас Он предстал перед ними как Верховная Личность Бога, Вишну. Они увидели, что цветом божественное тело Господа напоминает только что народившуюся тучу. Господь явился перед ними облаченный в красивые шелковые одежды, в Своих четырех руках Он держал булаву, раковину, диск и цветок лотоса. Грудь Господа была отмечена золотой линией, а соски на Его груди походили на чашечки лотосов. Его удлинненые глаза казались лепестками лотоса, а лицо было озарено улыбкой и дышало вечным счастьем и покоем. В ушах у Него сверкали серьги в форме акул, а голову украшал шлем, усыпанный драгоценными камнями. Жемчужное ожерелье и браслеты на теле Господа сияли божественной красотой. На груди у Господа сверкал драгоценный камень Каустубха и висела чудесная гирлянда из цветов. Когда после всех перенесенных мук цари и царевичи увидели прекрасные божественные черты Господа Кришны, они глядели на Него и не могли наглядеться. Глазами они будто пили нектар, струящийся от Его лица, языками касались Его тела, ноздрями вдыхали его аромат, а руками обнимали Господа. Лицезрея Верховную Личность Бога, они смыли с себя все грехи и смогли безраздельно предаться Его лотосоподобным стопам. В «Бхагавад-гите» сказано, что пока человек не изживет все последствия своих грехов, он не сможет полностью предаться лотосоподобным стопам Господа. Увидев Господа Кришну, цари забыли обо всех пережитых несчастьях. Благоговейно сложив ладони, они вознесли Господу молитвы, проникнутые любовью и преданностью.
«О возлюбленный Господь, О Верховная Личность Бога, повелитель всех полубогов, Ты немедленно избавляешь от страданий Своих преданных, которые целиком вверились Тебе. О Господь Кришна, о нетленное Божество, исполненное духовного блаженства и знания, Ты — вечен, и мы в глубоком почтении склоняемся к Твоим лотосоподобным стопам. Только по Твоей неизъяснимой милости мы освободились из заточения Джарасандхи, и теперь молим о том, чтобы Ты вызволил нас из темницы материального бытия, из плена Твоей иллюзорной энергии. Помоги нам вырваться из непрерывного круговорота рождений и смертей. Мы достаточно страдали, поглощенные материальной жизнью, и, вкусив ее горечи, стали искать прибежище у Твоих лотосоподобных стоп. Просим, даруй нам Свое покровительство. О возлюбленный Господь, победитель демона Мадху, теперь нам ясно, что Джарасандху не за что винить — это по Твоей неизъяснимой милости мы потеряли свои царства, ибо слишком возгордились, возомнив себя царями и правителями. Правитель, который очень гордится данной ему властью и могуществом, не способен осознать свою истинную, духовную природу и обрести вечную жизнь. Находясь во власти Твоей иллюзорной энергии, такой мнимый правитель преисполняется ложной гордости от собственного величия и становится подобным глупцу, которому мираж в пустыне кажется оазисом. Недалекие люди считают, что материальные богатства могут их спасти; поглощенные погоней за удовольствиями, они тщат себя надеждой на то, что будут вечно наслаждаться в материальном мире. О Господь, О Верховная Личность Бога, должны признаться, что прежде мы так кичились нашими земными богатствами, словно были опьянены ими. Завидуя один другому и желая завоевать друг друга, мы все боролись за верховенство, даже ценою жизни наших подданных.
Результат политической власти подобен недугу. Стоит царю приумножить свои богатства, как у него возникает желание покорять другие народы, и он идет на них войной. А разбогатевший предприниматель стремится расширить свое дело и подчинить себе других предпринимателей. Движимые ложным самомнением и ослепленные материальным богатством, люди, вместо того чтобы стремиться к сознанию Кришны, лишь создают хаос и нарушают мирную жизнь. Так они забывают о том, что истинная цель жизни — заслужить благосклонность Господа Вишну, Верховной Личности Бога».
Цари продолжали: «О Господь, мы совершили много дурных дел, убивая подданых или толкая их на бессмысленную гибель, лишь ради осуществления своих честолюбивых замыслов. Мы не думали о том, что Ты, о Светлейший, всегда стоишь перед нами в образе жестокой смерти. В этом заблуждении мы обрекали на гибель других, забывая о том, что и нам не миновать погибели. Но сила времени, которое представляет Тебя, о Господь, непреодолима. Время столь могущественно, что держит каждого в своей власти. Вот и нам пришла пора пожинать плоды наших злодеяний, и теперь, лишенные всех богатств, мы стоим перед Тобой словно уличные бродяги. Мы считаем что все это произошло по Твоей неизъяснимой, чистой милости, ибо сейчас мы наконец поняли, что нас обуяла гордыня, и что все наши богатства могут быть в одно мгновение отняты у нас, если будет на то Твоя воля. Только по Твоей неизъяснимой милости мы обрели способность думать о Твоих лотосоподобных стопах. Для нас это — величайший дар. О Господь, каждому известно, что тело — рассадник всевозможных болезней. Мы уже стары и не можем похвастаться своей силой, ибо слабеем день ото дня. Нас больше не прельщают ни мирские удовольствия, ни то призрачное счастье, которое можно обрести, находясь в материальном теле. По Твоей милости мы поняли, что стремиться к материальному счастью все равно что искать воду в мираже пустыни. Нас более не прельщают даже плоды благих дел — великих жертвоприношений, совершая которые, можно достичь райских планет. Теперь мы понимаем, что хотя вознесение на высшие планеты кажется очень заманчивым, в материальном мире нельзя найти счастье. О Господь, просим, яви нам Свою милость и научи с любовью и преданностью служить Твоим лотосоподобным стопам, чтобы мы никогда не забывали о наших вечных отношениях с Тобой, о Светлейший. Теперь мы не стремимся даже освободиться от пут материального существования. По Твоей воле мы можем родиться в любой форме жизни, но для нас это не имеет значения. Мы молим лишь о том, чтобы мы не забыли Твои лотосоподобные стопы. О возлюбленный Господь, мы спешим предаться Тебе и припасть к Твоим стопам, ибо Ты — Всевышний Господь, Верховная Личность Бога, Кришна, сын Васудевы. Ты — Сверхдуша в сердце каждого. Ты — Господь Хари, уносящий прочь все несчастья материальной жизни. О Господь, Твое имя — Говинда, источник всех радостей, ибо тот, кто стремится принести радость Твоим чувствам, тем самым радует и свои собственные. О Господь, Ты вечно