Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада

Господа Кришны, подобно тому как огненный метеор сталкивается с земной твердью. Слияние души Шишупалы с божественным телом Кришны вызывает на память историю о Джайе и Виджайе, которые пали в материальный мир с планет Вайкунтхи, проклятые четырьмя Кумарами. Было задумано, что три рождения подряд Джая и Виджая будут заклятыми врагами Господа, и, по истечении трех жизней, вернутся в мир Вайкунтхи, станут приближенными Господа и будут служить Ему.

Хотя Шишупала враждовал с Кришной, он ни мгновение не забывал о Нем и всегда пребывал в сознании Кришны. Шишупала все время думал о Кришне, поэтому вначале он получил освобождение саюджья-мукти, погрузившись в бытие Всевышнего, а затем возвратился в свое изначальное положение и стал личным слугой Господа. «Бхагавад-гита» подтверждает, что если человек, умирая, думает о Всевышнем Господе, то, оставив материальное тело, он тут же вступает в царство Бога. После спасения Шишупалы царь Юдхиштхира наградил всех, кто присутствовал на Раджасуя-ягье. Он щедро одарил брахманов и ученых мудрецов, которые участвовали в жертвоприношении, и после этого совершил омовение. Омовение в конце ягьи также является частью ритуала и называется авабхритха.

Так Господь Кришна помог Махарадже Юдхиштхире успешно завершить устроенную им Раджасуя-ягью. По просьбе Своих двоюродных братьев и других родственников Кришна остался в Хастинапуре еще на несколько месяцев. Хотя царь Юдхиштхира и его братья не хотели, чтобы Господь Кришна уезжал, Кришна попросил у царя позволение вернуться в Двараку, и вместе со Своими женами и советниками отправился домой.

История падения Джайи и Виджайи в материальный мир с планет Вайкунтхи рассказывается в Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам». Гибель Шишупалы непосредственно связана с рассказом о Джайе и Виджайе, но самое важное, что нужно уяснить из этой истории, это то, что Верховный Господь, будучи абсолютным, может даровать освобождение каждому — и врагу и другу. Поэтому не следует думать, что Господь к одним относится враждебно, а к другим — дружески. И то и другое отношение абсолютно и нематериально.

Когда царь Юдхиштхира совершил омовение и стоял в окружении брахманов и ученых мудрецов, он был красив, как царь рая. Он щедро вознаградил полубогов участвовавших в ягье, после чего все они, довольные и радостные, покинули собрание, восхваляя деяния царя и прославляя Господа Кришну.

Когда Шукадева Госвами поведал Махарадже Парикшиту о том, как Кришна убил Шишупалу, и рассказал о проведенной царем Юдхиштхирой Раджасуя-ягье, он так же отметил, что после того, как ягья была успешно завершена, лишь один человек не испытывал радости. Это был Дурьодхана. Дурьодхана по природе своей и от греховной жизни был очень завистлив — он родился в семействе Куру как олицетворение неизлечимого недуга, который погубит всю династию.

Шукадева Госвами уверил Махараджу Парикшита в том, что все лилы Господа Кришны: убийство Шишупалы и Джарасандхи и освобождение плененных царей, священны и тот, кто услышит о них от сведущего человека, немедленно освободится от последствий всех своих греховных деяний.

На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается семьдесят четвертая глава книги «Кришнаисточник вечной радости» под названием «Освобождение Шишупалы».

ГЛАВА СЕМЬДЕСЯТ ПЯТАЯ Обида Дурьодханы

Царь Юдхиштхира был известен как аджата-шатру, или тот, у кого нет врагов. Поэтому полубоги, цари, мудрецы, святые и все люди очень обрадовались, когда увидели, что Раджасуя-ягья, которую проводил царь Юдхиштхира, успешно завершена. То, что один Дурьодхана не радовался этому, очень удивило Махараджу Парикшита, и он спросил Шукадеву Госвами в чем тут причина.

Шукадева Госвами сказал: «Почтеннейший царь Парикшит, твой дед Махараджа Юдхиштхира был поистине великой душой. Он привлекал к себе всех своим добронравием и обращал каждого в своего друга. Поэтому его называли аджата-шатру, тот, у кого нет врагов. Во время Раджасуя-ягьи он поручил всем членам династии Куру разные обязанности. Бхимасена возглавлял кухню, Дурьодхана заведовал казной, Сахадева встречал и размещал гостей, Накула доставал все необходимое для ягьи, а Арджуна следил за тем, чтобы старшие гости ни в чем не испытывали неудобств. Самым удивительным было то, что Кришна, Верховная Личность Бога, взялся омывать стопы всем прибывающим гостям. Царице, богине процветания, Драупади поручили кормить гостей, а Карне, который славился своей благотворительностью — раздавать дары. Так все Кауравы: Сатьяки, Викарна, Хардикья, Видура, Сантардана, Бхуришрава, сын Бахлики, и другие помогали проводить жертвоприношение Раджасуя. Все они очень любили царя Юдхиштхиру, и им хотелось во всем угождать ему».

После того как Шишупалу, по милости Господа, постигла смерть, и он погрузился в духовное бытие, после того как Раджасуя-ягья была успешно завершена и всем друзьям, гостям и доброжелателям оказали подобающие почести и раздали дары, царь Юдхиштхира отправился к Ганге, чтобы совершить омовение. Реку, на которой стоял город Хастинапур, сейчас называют Ямуной, но в «Шримад-Бхагаватам» говорится, что царь Юдхиштхира совершал омовение в Ганге. Это значит, что во времена Пандавов Ямуну также называли Гангой. Когда царь совершал омовение авабхритха, вокруг раздавались звуки мриданг, раковин, барабанов панава, литавр и рожков. С ними сливался звон колокольчиков на ногах юных танцовщиц. Искусные певцы пели, а музыканты играли на винах, флейтах, гонгах и цимбалах, и их громкие звуки оглашали землю и небеса. Вместе с процессией, возглавляемой царем Юдхиштхирой, туда прибыли царственные гости из разных стран — Сринджайи, Камбоджи, Куру, Кекайи и Кошалы. Они несли многоцветные флаги, их сопровождали воины на богато убранных слонах, лошадях и колесницах, а также пешие ратники. Жрецы, их помощники и брахманы, совершавшие жертвоприношение, громко пели ведические гимны. Небожители, обитатели Питрилоки и Гандхарвалоки, а также многочисленные мудрецы осыпали собравшихся цветами. Жители Хастинапура, или Индрапрастхи, мужчины и женщины, нарядились в яркие одежды, украсили себя гирляндами и драгоценностями и умастили свои тела цветочными маслами. Они веселились, брызгая друг на друга водой, маслом, молоком и йогуртом, а некоторые даже обмазывали ими друг друга. Эти жидкости, смешаные с куркумой и шафраном, были ярко-желтого цвета. Жрицы любви, ликуя, тоже обрызгивали ими мужчин, и мужчины отвечали им тем же. Так все они радовались происходящему.

В небе на своих воздушных кораблях парили жены полубогов, которые прилетели, чтобы увидеть великую церемонию. Туда также прибыли в своих паланкинах царицы из династии Куру, нарядные и окруженные телохранителями. Господь Кришна, двоюродный брат Пандавов по матери, и Его близкий друг Арджуна брызгали в цариц водой, маслом, молоком и йогуртом. Царицы смущались, но их прекрасные лица были озарены улыбками. Их сари промокли, и сквозь влажную ткань были видны очертания их прекрасных тел, их пышная грудь и тонкий стан. Царицы тоже принесли сосуды с разными жидкостями и стали брызгать ими в своих двоюродных братьев. От бурного веселья их косы расплетались, а украшавшие их цветы падали на землю. Так Господь Кришна, Арджуна и царицы резвились и ликовали, а в это время тех, чьи сердца были полны скверны, терзали похотливые желания. Другими словами, подобные игры между мужчинами и женщинами, сердца которых чисты, приносят радость, но в тех, кто поражен материальной скверной, они пробуждают похоть.

Царь Юдхиштхира в роскошной колеснице, запряженной чудесными лошадьми, тоже присутствовал там, вместе с царицами, среди которых была и Драупади. И царь, и царицы были так прекрасны, что казались олицетворением великого жертвоприношения Раджасуя вместе со всеми его ритуалами.

За Раджасуя-ягьей следовал ведический обряд патни-самьяджа. Это жертвоприношение, которое муж должен совершать вместе со своей женой, было должным образом проведено под руководством жрецов царя Юдхиштхиры. Когда царица Драупади и царь Юдхиштхира совершали омовение авабхритха, жители Хастинапура и полубоги, охваченные радостью, стали бить в барабаны, трубить в трубы, и с небес пролился дождь из цветов. После того как царь и царица вышли из воды, все их подданные, представители всех варн, или каст — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры — также омылись в Ганге. Веды рекомендуют совершать омовение в Ганге, потому что такое омовение освобождает человека от всех последствий его грехов. В Индии до сих пор следуют этому предписанию, и в благоприятное для омовения время миллионы людей купаются в Ганге.

После омовения царь Юдхиштхира облачился в новые шелковые одежды, надел чадар и украсил себя драгоценностями. Он также преподнес одежды и украшения всем жрецам и другим участникам ягьи и так почтил их. Царь беспрестанно осыпал почестями друзей, членов своей семьи, родственников, доброжелателей и всех присутствующих, и поскольку он был вайшнавом, великим преданным Господа Нараяны, он должным образом относился к каждому. Философы- майявади стремятся в каждом видеть Бога, но это искусственная попытка сделать все единым. Однако вайшнав, или преданный Господа Нараяны, видит в каждом живом существе неотъемлемую частицу Всевышнего Господа, поэтому отношение вайшнава к другим живым существам имеет абсолютную природу. Человек не может обращаться с одной частью своего тела иначе, чем с другими, поскольку все они принадлежат одному и тому же телу. Так и вайшнав не проводит различий между человеком и животным, ибо видит, что и в том, и в другом одновременно пребывают душа и Сверхдуша.

Все участники ягьи, освеженные после купания, в шелковых одеждах, в тюрбанах и длинных накидках, с драгоценными серьгами в ушах, жемчужными ожерельями и гирляндами из цветов были похожи на полубогов с райских планет. Особенно красивы были женщины в их роскошных нарядах. Стан каждой охватывал золотой пояс. Их лица, украшенные тилакой, обрамленные локонами и озаренные улыбкой, были так прекрасны, что от них нельзя было отвести взор.

Все, кто принимал участие в Раджасуя-ягье — самые искусные жрецы и помогавшие им брахманы, представители всех варн, цари, полубоги, мудрецы, святые и обитатели Питрилоки — были очень довольны приемом, который оказал им царь Юдхиштхира и, когда ягья закончилась, они, счастливые и радостные, отправились в свои обители. По дороге они говорили о том, как обходителен был царь Юдхиштхира. Они без устали восхвалли его деяния, так, как будто пили нектар и не могли напиться. Вскоре все гости разъехались, и только Господа Кришну и других своих близких друзей Махараджа Юдхиштхира попросил не уезжать. Господь Кришна не мог отказать царю в его просьбе. Чтобы угодить ему, Он остался, отослав в Двараку Самбу и других героев из династии Яду.

В материальном мире каждый стремится осуществить свои желания, но никому и никогда не удастся сделать это. Однако царь Юдхиштхира, благодаря своей непоколебимой преданности Кришне, смог совершить жертвоприношение Раджасуя, и тогда все его желания исполнились. Из описания Раджасуя-ягьи ясно, что это — великий океан дерзновенных замыслов и свершений. Обычный человек не способен преодолеть этот океан, но царь Юдхиштхира милостью Господа Кришны смог легко пересечь его и тем освободился от всех тревог.

Когда Дурьодхана увидел, что, совершив Раджасуя-ягью, Махараджа Юдхиштхира снискал себе великую славу и осуществил все свои

Скачать:TXTPDF

. Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада Кришна читать, . Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада Кришна читать бесплатно, . Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада Кришна читать онлайн