нас насквозь, дождь хлестал в лицо, и куда бы мы ни пошли, мы все больше и больше сбивались с пути. В отчаянии, взявшись за руки, мы старались выбраться из леса. Так прошла ночь. Рано утром, когда наш гурудев увидел, что мы не вернулись, он послал других учеников искать нас и сам пошел вместе с ними. Наконец они нашли нас, совершенно измученных, в чаще леса.
С великим состраданием глядя на нас, гурудев сказал: «Бедные дети, удивительно, какие муки вы перенесли ради меня. Каждый прежде всего заботится о себе и собственном теле, но вы так верны и преданны своему гуру, что ради меня преодолели столько трудностей. Я рад убедиться в том, что такие замечательные ученики, как вы, готовы перенести любые испытания ради своего духовного наставника. Именно так настоящий ученик отдает духовному учителю свой долг. Долг ученика — посвятить свою жизнь служению духовному учителю. О лучшие из дваждырожденных, я очень доволен вашим поступком и хочу благословить вас. Пусть исполнятся все ваши желания и мечты. Пусть смысл ведического знания, которое вы получили от меня, никогда не будет утрачен для вас, чтобы вы в любое время могли вспомнить наставления Вед и без труда пересказать их. Таким образом вы никогда не узнаете разочарования — ни в этой жизни, ни в следующей».
«Дорогой друг, — продолжал Кришна, — с нами произошло немало подобных случаев, пока мы жили в ашраме духовного наставника. Мы оба знаем, что без благословений духовного учителя нельзя стать счастливым. По милости гуру и с его благословения можно обрести мир и процветание и достичь цели человеческой жизни».
Выслушав Кришну, ученый брахман ответил: «О Кришна, Ты — Верховный Господь и духовный наставник всех живущих. Мне выпало счастье жить с Тобой в доме нашего гуру, поэтому я думаю, что мне уже не нужно выполнять ведические предписания. О Господь, ведические гимны и обряды, благочестивые деяния и все, что необходимо человеку для того, чтобы достичь совершенства, в том числе и для того, чтобы преуспеть в жизни, удовлетворить потребности чувств и получить освобождение — все исходит только от Тебя, о Верховная Личность. Все пути и методы духовного самопознания в конечном счете предназначены для того, чтобы постичь Твою личность. Иными словами, все они суть различные части Твоего божественного тела. И все же Ты, играя роль ученика, жил вместе с нами в доме гуру. Это значит, что все эти игры Ты совершал только для Своего божественного удовольствия — иначе Тебе незачем было играть роль обычного человека».
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается восьмидесятая глава книги «Кришна — источник вечной радости» под названием «Встреча Господа Кришны с брахманом Судамой».
ГЛАВА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ Господь Кришна благословляет брахмана Судаму
Господь Кришна, Верховная Личность Бога и Сверхдуша всех живущих, знает сердце каждого. Он особенно благоволит к преданным Ему брахманам. Господа Кришну также называют брахманья-дева — «Тот, кому поклоняются брахманы». Из этого следует, что преданный, который целиком вверился Верховной Личности Бога, уже обрел статус брахмана. Не став брахманом, нельзя приблизиться к Верховному Брахману, Господу Кришне. Господь особенно заботится о том, чтобы избавить Своих преданных от невзгод. Он — единственное прибежище для всех чистых преданных.
Господь Кришна долго беседовал с Судамой Випрой об их прошлой дружбе. Потом, чтобы сделать общение со старым другом еще более приятным, Господь Кришна улыбнулся и спросил: «Дорогой друг, что ты принес Мне? Может быть, твоя жена передала для Меня что-нибудь вкусное?» Спрашивая об этом, Господь Кришна улыбался и смотрел на Своего друга с большой любовью. «Дорогой друг, — продолжал Он, — ты, должно быть, принес Мне из дому какой-нибудь подарок?»
Господь Кришна знал, что Судама не осмеливается поднести Ему жалкие горстки риса, совсем не подобающие для Него. Понимая чувства Судамы Випры, Господь сказал: «Дорогой друг, Я конечно ни в чем не нуждаюсь, но если Мой преданный подносит Мне в знак любви даже что-нибудь незначительное, Я с большой радостью принимаю его дар. Однако Я ничего не приму от непреданного, каким бы ценным и дорогим не был его подарок. Я принимаю только то, что Мне дарят с любовью и преданностью. Иначе Я не возьму даже самого дорогого дара. Чистый преданный может преподнести Мне что-нибудь совсем незначащее — цветок, листок или немного воды, но его дары всегда пронизаны любовью и преданностью. Я не только с радостью принимаю такие подношения, но и с удовольствием съедаю их».
Господь Кришна уверял Судаму Випру, что будет очень рад принять рис, который тот принес из дому, но, охваченный робостью, Судама Випра не решался отдать его Господу. Он подумал: «Как я могу поднести Господу Кришне такой ничтожный дар?» — и опустил голову.
Господь Кришна — Сверхдуша, и Он знает обо всем, что происходит в сердце каждого. Ему известны устремления и нужды всех. Он знал, почему Судама Випра пришел к Нему. Он знал, что Судама задавлен нуждой и отправился к Нему, поддавшись уговорам жены. Помня о том, что Судама еще со школьных лет был Его близким другом, Кришна знал, что любовь брахмана к Нему не осквернена желанием материальной выгоды. Кришна подумал: «Судама пришел сюда не для того, чтобы просить Меня о чем-либо. Его жена настаивала на этом, и, чтобы угодить ей, он пришел ко Мне». Поэтому Господь Кришна решил одарить Судаму Випру богатствами, которые не снились даже царю небес.
Тут Он заметил узелок с рисом, спрятанный под накидкой, которая покрывала плечи бедного брахмана. Схватив его, Кришна воскликнул: «Что это? Мой дорогой друг, ты принес Мне чудесный дробленый рис!» Чтобы ободрить Судаму Випру, Кришна добавил: «Думаю, этого риса хватит для того, чтобы накормить не только Меня, но и весь мир». Из слов Кришны явствует, что, Он, будучи источником всего сущего, дает начало мирозданию. Поливая корни дерева, мы питаем водой его ветви и листья. Точно так же любое подношение Кришне или любой поступок, совершенный ради Него, несет величайшее благо всем, ибо плоды таких деяний распространяются по всему миру. Любовь к Кришне передается всем живым существам.
Разговаривая с Судамой Випрой, Кришна съел несколько зерен риса из его узелка, а когда захотел попробовать еще немного, Рукминидеви, богиня процветания, удержала Его. Взяв Кришну за руку, Рукмини сказала: «Мой Господин, этой горстки рисовых зерен достаточно, чтобы тот, кто поднес ее, разбогател в этой жизни и остался богатым в следующей. О Господь, Ты так добр к Своему преданному, что даже горстки рисовых зерен хватит для того, чтобы доставить Тебе ни с чем не сравнимое удовольствие. Преданный, который сумел угодить Тебе, будет процветать и в этой жизни, и в следующей». Это значит, что когда угощение предложено Господу Кришне с любовью и преданностью, Он с радостью принимает его от преданного. Тогда Рукминидеви, богиня процветания, чувствует себя настолько обязанной преданному, что сама приходит в его дом и превращает его в самый богатый дом в мире. Если кто-то угощает Нараяну вкусными яствами, Лакшми, богиня процветания, становится частой гостьей в его доме, и вместе с ней в дом приходит богатство. Ученый брахман Судама провел ночь во дворце Господа Кришны и чувствовал себя как на планете Вайкунтха. Он и был на Вайкунтхе, ибо то место, где живет Господь Кришна, источник Нараяны, и богиня процветания, Рукминидеви, неотлично от духовных планет Вайкунтхалоки.
Ученый брахман Судама как будто не получил ничего значительного от Господа Кришны, пока находился в Его дворце, но он и не просил ничего у Господа. На следующее утро он отправился домой. По дороге он все время вспоминал о том, с каким радушием принял его Кришна, и эти мысли приносили ему ни с чем несравнимое духовное блаженство. Он не переставая думал о том, как обходителен Господь Кришна, и был очень счастлив, что повидал Господа.
Брахман думал: «Какая радость встретиться с Господом Кришной, который так предан брахманам и так почитает брахманическую культуру. Он Сам — Верховный Брахман, и тем не менее Он всегда чтит брахманов. Он так благоволит к брахманам, что прижал к Своей груди такого бедняка- брахмана, как я, хотя Он не обнимает никого, кроме богини процветания. Какое может быть сравнение между мной, бедным, грешным брахманом, и Верховным Господом Кришной, единственным прибежищем богини процветания? Тем не менее, зная, что я брахман, Он сердечно обнял меня Своими божественными руками. Господь Кришна был так добр ко мне, что позволил мне сидеть на ложе богини процветания. Он отнесся ко мне как к родному брату. Как могу я оценить, скольким сколь обязан Ему? Когда меня одолела усталость, богиня процветания, Шримати Рукминидеви, своей рукой стала обмахивать меня опахалом, забыв о своем высоком положении — первой царицы Господа Кришны. Верховный Господь служил Мне потому, что Он высоко чтит брахманов. Он растирал мне ноги и кормил меня из Своих рук. Можно сказать, что Он поклонялся мне! Все обитатели вселенной поклоняются лотосоподобным стопам Господа Кришны, чтобы вознестись на райские планеты, получить освобождение, обрести всевозможные материальные блага или достичь совершенства в мистической йоге. Однако Господь был так добр ко мне, что не дал мне ни гроша. Он знал, что я беден и, получив деньги, могу возгордиться и тогда, опьяненный материальным богатством, я забуду Его».
Брахман Судама был прав. Обычно человек, который очень беден, молит Господа о достатке. Но стоит ему немного разбогатеть, и он тут же забывает, скольким обязан Господу. Поэтому Господь не дарует богатства преданному, пока как следует не испытает его. Если преданный-неофит искренне служит Господу и в то же время жаждет материальных благ, Господь не дает их ему.
Размышляя таким образом, ученый брахман наконец добрался до дома и был поражен тем, как чудесно все там переменилось. Вместо своей хижины он увидел великолепные дворцы из драгоценных камней, сияющих как солнце, луна или отблески огня. Между дворцами были разбиты прекрасные парки, где гуляли нарядно одетые женщины и мужчины. В парках было много озер, покрытых лотосами и лилиями, всюду летали стаи птиц с ярким разноцветным оперением. Увидев эти чудесные перемены, брахман подумал: «Неужели все это происходит наяву? Мой это дом или чей-то другой? Если это мой дом, как случилось, что он так удивительно переменился?»
Пока брахман таким образом размышлял, к нему в сопровождении музыкантов подошли несколько мужчин и женщин, прекрасных как полубоги, чтобы приветствовать его. Все они пели радостные песни. Жена брахмана была очень счастлива, услышав о возвращении мужа, и поспешила выйти из дворца.