Она была так красива, что казалось, сама богиня процветания вышла ему навстречу. Когда она увидела мужа, из ее глаз полились слезы радости, к горлу подступил комок и она не могла выговорить ни слова. В упоении она только закрыла глаза. Переполняемая любовью и нежностью, жена брахмана низко склонилась перед мужем и мысленно обняла его. На ней было золотое ожерелье и много других украшений. Окруженная прислужницами, она была похожа на жену одного из полубогов, только что сошедшую с воздушного корабля. Пораженный красотой жены, брахман преисполнился радости и, не говоря ни слова, вступил вместе с ней во дворец.
Когда брахман вошел в свой дом, превратившийся в чудесный дворец, то увидел что он похож на обитель царя небес. Во дворце было множество колонн, усыпанных самоцветами. Кровати из слоновой кости были отделаны золотом и украшены драгоценными камнями, постельное белье было белым, как молочная пена, и мягким, как лепестки лотоса. На стенах висели многочисленные опахала с золотыми шнурами, повсюду стояли золотые троны с мягкими, как лотосы, подушками. Во дворцовых покоях висели бархатные и шелковые балдахины, украшенные нитями жемчуга. Полы во дворце были сделаны из первосортного прозрачного мрамора и инкрустированы изумрудами. Обитательницы дворца держали в руках светильники из драгоценных камней. Их свет и блеск камней создавали чудесное сияние. Увидев все эти богатства и не понимая причины столь неожиданной перемены, брахман серьезно задумался над тем, что произошло. «С самого рождения, — размышлял он, — я жил в бедности, откуда же появилось это богатство? Я не вижу другой причины, кроме всемилостивейшего взгляда Господа Кришны, моего друга и главы династии Яду. Несомненно, всем этим меня одарил Господь Кришна в Его неизъяснимой милости. Господь самодостаточен, Он — супруг богини процветания и всегда в полной мере обладает всеми шестью достояниями. Он знает помыслы Своих преданных и щедро дарит им то, чего они желают. Таковы деяния моего друга, Господа Кришны. Мой прекрасный, темноликий друг Кришна щедрее тучи, которая льет воду в океан. Чтобы не тревожить земледельца в дневное время, туча ночью приносит ему обильный дождь. И все же, когда земледелец утром просыпается, он думает, что дождя выпало слишком мало. Точно так же Господь Кришна исполняет желания каждого в соответствии с его положением, но человек, не обладающий сознанием Кришны, всегда думает, что Господь дал ему меньше, чем он хотел получить. Когда же преданный с любовью подносит Господу даже что-нибудь незначительное, Господь считает это дорогим и великим даром. Все происшедшее со мной — замечательный тому пример. Я дал Господу лишь горстку дробленого риса, а Он в ответ наградил меня богатствами, которые превосходят богатства царя небес».
В сущности, Господь, будучи самодостаточным, не нуждается в том, что дает Ему преданный. Когда преданный предлагает что-нибудь Господу, он делает это для своей же пользы, ибо его дар возвращается к нему, многократно умноженный. Отдавая что-либо Господу, мы ничего не теряем, но приобретаем в миллион раз больше.
Чувствуя огромную благодарность к Кришне, брахман подумал: «Я молю о том, чтобы Господь навсегда остался моим другом, о том, чтобы я мог безраздельно предаться Господу и жизнь за жизнью служить Ему с любовью и преданностью. Мне не нужно никакого богатства. Единственное, чего я хочу — никогда не забывать о служении Господу и оставаться в обществе Его чистых преданных. Пусть все мои мысли и деяния будут посвящены служению Господу. Нерожденный Верховный Господь, Кришна, знает, как часто великие люди, опьяненные чрезмерным богатством, лишались всех своих достояний.
Поэтому, даже когда преданный просит у Господа материальных благ, Господь нередко отказывает ему. Он очень осторожен, когда дело касается Его преданных. Если преданный еще не стал достаточно зрелым, он, разбогатев, может поддаться соблазнам материального мира и прекратить служение. Поэтому Господь не дает ему богатства. Это еще одно проявление неизъяснимой милости Господа к Своим преданным. Для Господа самое главное, чтобы человек не сошел с пути преданного служения. Он поступает в точности как отец, желающий добра сыну, — пока сын недостаточно зрел, отец не дает сыну богатства, но когда сын становится взрослым и понимает, как нужно расходовать деньги, отец предоставляет в его распоряжение все, чем владеет.
Поэтому ученый брахман решил, что богатства, которые он получил от Господа, нужно использовать не для того, чтобы удовлетворять потребности своих чувств, а для того, чтобы служить Господу. Брахман принял дарованное ему богатство, но сделал это в духе отречения, по-прежнему не желая наслаждаться ничем материальным. Он мирно жил со своей женой, пользуясь полученными благами как милостью Господа. Он предлагал Господу всевозможные яства, а затем вкушал их как прасадам. Точно так же, если по милости Господа мы обрели материальные блага: богатство, славу, могущество, ученость или красоту — мы должны считать их дарами Господа и использовать для того, чтобы служить Ему, а не для того, чтобы удовлетворять потребности наших чувств. Ученый брахман всегда поступал таким образом, поэтому его любовь и привязанность к Господу Кришне с каждым днем становились сильнее — они не уменьшились из-за того, что он обладал огромным богатством. Материальные богатства могут либо погубить человека, либо возвысить его, все зависит от того, для чего он их использует: чтобы наслаждаться жизнью или служить Господу.
Из рассказа о встрече Господа Кришны с Судамой Випрой явствует, что Верховный Господь всегда благоволит к тому, кто обладает истинно брахманическими качествами. Истинный брахман, подобный Судаме Випре, непоколебимо предан Господу Кришне. Поэтому в писаниях сказано: брахмано вайшнавах, то есть брахман — это вайшнав. Иногда говорят: брахманах пандитах. Пандитом называют того, кто очень учен. Брахман не может быть глупцом или невеждой. Поэтому существует два типа брахманов — вайшнавы и пандиты. Брахманы, обладающие одной только ученостью — это пандиты, такие брахманы еще не стали преданными Господа, или вайшнавами. Господь Кришна не очень благоволит к ним. Быть ученым брахманом еще недостаточно для того, чтобы заслужить благосклонность Верховной Личности Бога. Брахман должен не только обладать качествами, перечисленными в священных писаниях — «Шримад Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», но и быть преданным Господу Кришне. Судама Випра — замечательный пример такого брахмана. Он был истинным брахманом, который не стремится к материальным удовольствиям, и в то же время он был великим преданным Господа. Господь Кришна, наслаждающийся плодами всех жертвоприношений и аскетических подвигов, очень любит брахманов, подобных Судаме Випре — об этом можно судить по тому, как Господь Кришна вел Себя с ним. Таким образом, достичь совершенства значит стать брахманом-вайшнавом, каким был Судама Випра.
Судама Випра понял, что, хотя Господь Кришна непобедим, Он покоряется Своим преданным. Он сознавал, как добр был к нему Господь Кришна, и, беспрестанно думая о Кришне, пребывал в духовном экстазе. Так, постоянно общаясь с Господом Кришной, Судама Випра освободился от остатков материальной скверы в сердце и очень скоро перенесся в духовное царство. Это цель всех святых, достигших совершенства.
Шукадева Госвами сказал, что все, кто услышит рассказ о том, как Судама Випра встретился с Господом Кришной, поймут, с какой любовью Господь относится к преданным Ему брахманам, подобным Судаме. Каждый, кто услышит эту историю, постепенно станет таким же добродетельным, как Судама Випра, и перенесется в духовное царство — обитель Господа Кришны.
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается восемьдесят первая глава книги «Кришна — источник вечной радости» под названием «Господь Кришна благословляет брахмана Судаму».
ГЛАВА ВОСЕМЬДЕСЯТ ВТОРАЯ Господь Кришна и Баларама встречаются с обитателями Вриндавана
Когда Господь Кришна и Баларама мирно жили в Своем великом городе Двараке, произошло довольно редкое событие — полное солнечное затмение, какие обычно бывают в конце каждой кальпы, то есть дня Брахмы. В конце каждой кальпы солнце затягивает громадная туча, непрестанно льет дождь и все низшие планеты, вплоть до Сваргалоки, оказываются затопленными. Благодаря расчетам астрологов, о приближающемся солнечном затмении стало известно заранее, и многие люди, мужчины и женщины, собрались на Курукшетре, в святом месте под названием Саманта-панчака.
Место паломничества Саманта-панчака знаменито тем, что Господь Парашурама совершил здесь великие жертвоприношения, после того как двадцать один раз истребил всех кшатриев в мире. Когда Господь Парашурама убивал кшатриев, их кровь рекой текла по земле. Господь Парашурама вырыл в Саманта-панчаке пять широких рвов и наполнил их этой кровью. Господь Парашурама принадлежит к вишну-таттве. Как сказано в «Ишопанишад», вишну-таттву не могут осквернить никакие греховные деяния. Но даже обладая необычайным могуществом и неоскверненной чистотой, Господь Парашурама совершил в Саманта-панчаке несколько великих жертвоприношений, чтобы искупить Свой «грех» — убийство кшатриев и дать пример, достойный подражания. Своим примером Господь Парашурама показал, что убивать предосудительно, хотя порой необходимо. Если даже Господь Парашурама винил Себя за убийство кшатриев, считая его грехом, то как сурово должны винить себя мы, когда совершаем подобные преступления. С незапамятных времен убийство во всем мире считалось действием недопустимым.
По случаю солнечного затмения в место паломничества Саманту-панчаку съехались великие люди со всей Бхарата-варши. Ниже назовем некоторых из них. Из старейшин там были Акрура, Васудева и Уграсена, из молодых — Гада, Прадьюма, Самба и многие другие Ядавы. Все они приехали для того, чтобы искупить грехи, совершенные при исполнении долга. Поскольку почти все Ядавы отправились в Курукшетру, Анируддхе, сыну Прадьюмны, Критаварме, главному военачальнику Ядавов, а также Сучандре, Шуке и Саране пришлось остаться в Двараке, чтобы город не оказался без защиты.
Все Ядавы были от природы очень красивы, но по случаю торжества они, украшенные золотыми ожерельями и цветочными гирляндами, облаченные в дорогие одежды и прекрасно вооруженные, выглядели во сто крат красивее и величественнее обычного. Они прибыли в Курукшетру на богато разукрашенных колесницах, похожих на воздушные корабли богов; запряженные в них кони неслись, как огромные океанские валы. Некоторые Ядавы восседали на больших, могучих слонах, которые, казалось, не шли, а плыли, словно тучи. Их жены ехали в редкостной отделки паланкинах, которые несли прекрасные, как видьядхары, носильщики. Все собравшиеся были столь же красивы, как полубоги на райских планетах.
По прибытии в Курукшетру Ядавы, как предписано в шастрах, торжественно и очень сосредоточенно совершили омовение и в течение всего солнечного затмения постились, чтобы изжить последствия своих грехов. Веды рекомендуют во время затмения щедро раздавать пожертвования, поэтому Ядавы роздали брахманам сотни коров, украшенных покрывалами и драгоценностями. На ногах у коров были золотые браслеты с колокольчиками, а на шеях — цветочные гирлянды.
Когда затмение окончилось, Ядавы снова совершили омовение в озерах, созданных Господом Парашурамой. Затем они накормили брахманов вкусными и сытными блюдами, приготовленными на масле. Согласно Ведам, пища бывает «сырой» и «вареной». «Сырая