защитой, Они не ведали страха. Только столь возвышенные родители, как вы, могли заботиться о Них с такой любовью. Люди истинно благородные не делают различия между своими и чужими сыновьями, и на свете нет людей более благородных, чем ты и Махараджа Нанда.
Вриндаванские гопи с самого рождения не знали никого и ничего, кроме Кришны. Кришна и Баларама были для них самым дорогим на свете. Гопи так любили Кришну, что чувствовали себя несчастными, когда их веки, опускаясь, мешали им видеть Кришну. Тогда Они проклинали Брахму за то что он, сотворив их тела, необдуманно наделил их глазами, которые, мигая, скрывают от них Кришну. Гопи много лет провели в разлуке с Кришной, и теперь, прибыв вместе с Махараджей Нандой и матушкой Яшодой в Курукшетру, они наконец увидели Его и впали в сильнейший экстаз преданности. Невозможно даже представить себе, как страстно гопи желали снова встретиться с Кришной. И когда Он предстал перед ними, Они, поглощая Его взорами, впустили Его в свои сердца и в мыслях горячо обнимали Его. При этом они так радовались и ликовали, что совершенно забыли о самих себе. Даже великие йоги, чьи мысли всегда сосредоточены на Верховной Личности Бога, не могут достичь такого экстатического транса, которого достигли гопи, когда мысленно обнимали Кришну. Господь, который пребывает в сердце каждого, находился и в их сердцах, поэтому Он понимал, какой экстаз испытывают гопи и тоже обнимал их.
Кришна сидел с матушкой Яшодой и другими Своими матерями — Деваки и Рохини, но когда они увлеклись разговором, Он воспользовался случаем и отправился в укромное местечко, чтобы там повидаться с гопи. Подойдя к гопи, Господь улыбнулся и обнял их, а затем спросил, как они поживают. Желая ободрить гопи, он сказал:
— Мои дорогие подруги, вы знаете, что Господь Баларама и Я покинули Вриндаван только по желанию Наших родных. В долгих сражениях с врагами Мне пришлось забыть о вас, так горячо Меня любящих. И хотя Я поступил неблагодарно, Я знаю, что вы все остались Мне верны. Мои дорогие гопи, скажите, думали ли вы обо Мне и Балараме после того, как Нам пришлось вас покинуть? Вы, наверное, даже не хотите вспоминать обо Мне, считаете Меня неблагодарным и глубоко переживаете обиду, которую Я невольно вам причинил?
Но знайте, у Меня и в мыслях не было покинуть вас — нас разлучило провидение, которое властвует над всем и поступает, как ему заблагорассудится. Оно то сводит людей вместе, то разлучает их. Так сильный ветер порой собирает вместе облака, мельчайшие пылинки или пух, но стоит ветру прекратится, облака, крупицы пыли и пушинки снова разлетаются. Верховный Господь — творец всего сущего. Все, что мы видим, суть различные проявления Его энергии. По Его верховной воле мы то соединяемся, то расстаемся. Поэтому, в конечном счете, каждый из нас полностью зависит от воли Всевышнего.
Все вы обрели любовь ко Мне. Это значит, что вам необычайно посчастливилось, ибо только такая любовь открывает путь к духовному общению со Мной. Каждый, кто станет Моим чистым преданным и разовьет в себе любовь ко Мне, в конце концов непременно вернется домой, к Богу. Иначе говоря, чистое преданное служение и любовь ко Мне помогают живому существу обрести высшую форму освобождения.
Мои милые подруги, дорогие гопи, узнайте же от Меня, что повсюду действуют только Мои энергии. Возьмем, к примеру, глиняный сосуд. Он не что иное как соединение земли, воды, воздуха, огня и эфира. В начале, в середине и в конце существования сосуда его состав остается неизменным. Когда сосуд только что изготовили, он состоял из земли, воды, огня, воздуха и эфира, в таком же составе он существовал, а после того, как он разбился, его составляющие соединились с различными материальными стихиями. Точно так же при создании материального космоса, при его существовании и после грядущего разрушения, все в нем суть различные проявления Моей энергии. И поскольку эта энергия неотделима от Меня, следует признать, что Я пребываю во всем сущем.
Тело живого существа это тоже лишь сочетание пяти первоэлементов, а само живое существо, воплощенное в материальном теле — Моя неотъемлемая частица. Живое существо заключено в материальном теле потому, что ложно считает себя верховным наслаждающимся. Это ложное эго живого существа и есть причина того, что оно находится в плену материальной жизни. Будучи Верховной Абсолютной Истиной, Я трансцендентен и по отношению к живому существу, и по отношение к его материальной оболочке. И материальная, и духовная энергии действуют под Моим верховным надзором. Дорогие гопи, вместо того, чтобы горевать, попробуйте смотреть на все с философской точки зрения. Тогда вы поймете, что всегда находитесь вместе со Мной и нет причин сокрушаться о нашей разлуке.
Господь Кришна дал гопи очень важное наставление, и ему могут следовать все преданные, посвятившие себя сознанию Кришны. В нем представлена вся философия одновременного непостижимого единства и различия. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что Он присутствует повсюду в Своей безличностной ипостаси. Все существует в Нем, но Сам Он лично присутствует не всюду. Материальный космос не что иное как проявление энергии Кришны, и, поскольку энергия неотделима от ее источника, ничто сущее неотделимо от Кришны. Утратив это абсолютное сознание, или сознание Кришны, мы разлучаемся с Кришной, когда же нам посчастливится обрести сознание Кришны, мы вновь соединимся с Ним. Преданное служение помогает человеку возродить в себе сознание Кришны, и, если преданному посчастливится и он поймет, что материальная энергия неотделима от Кришны, он сможет использовать материальную энергию и ее продукты в служении Господу. Забывчивое живое существо, лишенное сознания Кришны, хоть и является неотъемлемой частицей Бога, ложно считает себя наслаждающимся в материальном мире. Так оно запутывается в сетях материального существования и материальная энергия удерживает его в материальном мире. Это подтверждается в «Бхагавад-гите». Хотя живое существо действует, понуждаемое материальной энергией, оно мнит себя центром мироздания и верховным наслаждающимся.
Если преданный Господа в совершенстве постиг, что арча-виграха, божественный образ Господа Кришны в храме, то же самое, что сат-чит-ананда-виграха, Сам Кришна, то его служение храмовому Божеству становится служением непосредственно Верховной Личности Бога. Подобным же образом сам храм и все, что в нем есть, а также предлагаемая Божеству пища — все это неотделимо от Кришны. Следуя наставлениям ачарьев и действуя под их высшим руководством, мы сможем постичь Кришну, даже если находимся в материальном мире.
Кришна рассказал гопи о философии одновременного единства и различия. Благодаря этому гопи всегда оставались в сознании Кришны и таким образом полностью очистились от материальной скверны. Когда живое существо ложно считает себя наслаждающимся в материальном мире, оно обладает сознанием джива-коша, то есть находится в плену у ложного эго. Не только гопи, но и каждый, кто следует наставлениям Кришны, тотчас освобождается из плена джива-коши. Человек, в полной мере обладающий сознанием Кришны, всегда свободен от ложного эго, он использует все в служении Кришне и ни на мгновение не разлучается с Господом.
Поэтому в своих молитвах к Кришне гопи говорили:
— Дорогой Кришна, из Твоего пупка вырос изначальный лотос, на котором родился Брахма, создатель вселенной. Никто не в силах объять Твое величие и могущество, которые остаются вечной тайной даже для мудрейших, обладающих всеми йогическими совершенствами. Но обусловленная душа, упавшая в темный колодец материального бытия, может легко найти прибежище у Твоих лотосоподобных стоп. Тогда она непременно обретет освобождение.
Дорогой Кришна, — продолжали гопи, — мы все время заняты домашними делами. Поэтому мы просим, чтобы Ты всегда сиял в наших сердцах, как восходящее солнце. Это будет для всех нас величайшим даром.
Гопи в полной мере обладают сознанием Кришны и поэтому всегда остаются освобожденными. Они только говорили, что поглощены домашними делами во Вриндаване. Зная, как гопи тоскуют в разлуке с Ним, Кришна пригласил их в Свою столицу. Но обитательницы Вриндавана, гопи, не стремились поехать вместе с Кришной в Двараку. Они хотели оставаться во Вриндаване и, занимаясь домашними делами, каждое мгновение ощущать присутствие Кришны. Они тут же попросили Кришну поехать с ними во Вриндаван. Духовные чувства, которые испытывали гопи, составляют основу учения Господа Чайтаньи. Когда Господь Чайтанья участвовал в празднике Ратха-ятра, он чувствовал, что везет Кришну обратно во Вриндаван. Шримати Радхарани отказалась поехать вместе с Кришной в Двараку и наслаждаться Его обществом среди царской роскоши — Она хотела общаться с Ним в первозданной атмосфере Вриндавана. Господь Кришна так любит гопи, что никогда не покидает Вриндавана, поэтому гопи и другие жители Вриндавана в полной мере довольны тем, что могут всегда оставаться в сознании Кришны.
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается восемьдесят вторая глава книги «Кришна — источник вечной радости» под названием «Господь Кришна и Баларама встречаются с обитателями Вриндавана».
ГЛАВА ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ Драупади встречается с царицами Кришны
К Кришне приходило много гостей и среди них Пандавы во главе с царем Юдхиштхирой. Поговорив с гопи и дав им величайшее благословение, Господь Кришна приветствовал царя Юдхиштхиру и других родственников, которые пришли повидаться с Ним. Прежде всего Он спросил, все ли у них благополучно. С теми, кто лицезреет лотосоподобные стопы Господа Кришны, не может случиться ничего дурного, и все же, когда Господь Кришна, соблюдая принятый этикет, спросил у царя Юдхиштхиры, как тот поживает, Юдхиштхира, обрадованный радушным приемом, обратился к Господу с такими словами:
— О возлюбленный Господь Кришна, великие святые и преданные, в полной мере обладающие сознанием Кришны, всегда думают о Твоих лотосоподобных стопах и с беспрестанно пьют нектар духовного блаженства. Этот нектар иногда изливается из их уст в виде повествований о Твоих божественных деяниях и, рассыпаясь брызгами, обдает других. Нектар, изливающийся из уст преданного, обладает чудодейственной силой, и, если кому-нибудь посчастливится испить его, он тотчас же освободится из круговорота рождений и смертей. Мы ведем материальное существование только потому, что забыли о Тебе, о Верховная Личность, но тьма забвения тотчас же рассеется, если нам представится счастливая возможность услышать повествования, прославляющие Тебя. Так может ли тот, кто беспрестанно внимает рассказам о Твоих великих деяниях, о Господь, бояться злого рока?
Мы безраздельно преданы Тебе, и у нас нет иного прибежища, кроме Твоих лотосоподобных стоп. Поэтому мы уверены, что нам всегда будет сопутствовать удача. О возлюбленный Господь, Ты — океан безграничного знания и духовного блаженства. Последствия умственной деятельности, которые проявляются во всех трех фазах материального бытия — бодрствовании, сне и глубоком сне — не затронут того, кто обладает сознанием Кришны. Все последствия такой деятельности сводятся на нет практикой сознания Кришны. О Господь,