— причина всех причин, душа всех живущих, изначальная причина возникновения материального космоса.
Когда ночью человек спит, призрачные фигуры, возникающие во сне, он принимает за реальность, а воображаемое тело, в котором он действует — за свое собственное. На какое-то время спящий забывает, что, кроме призрачного, существует еще и реальное тело, которое он увидит после пробуждения. Точно так же смятенная обусловленная душа, даже бодрствуя, принимает материальные наслаждения за истинное счастье.
Стремясь удовлетворить потребности материальных чувств, вечная душа утрачивает память, и ее сознание покрывается материальной скверной. Именно материальное сознание не позволяет ей постигнуть Верховную Личность Бога, Кришну. Все великие йоги- мистики, совершенствуясь в йоге, стараются возродить в себе сознание Кришны, чтобы постичь Твои лотосоподобные стопы. И чтобы изжить последствия своих грехов, они медитируют на Твой божественный облик. Говорится, что воды Ганги могут смыть с человека множество грехов, но этим чудодейственным свойством они обладают лишь потому, что текут от Твоих лотосоподобных стоп. Воды Ганги собираются из капелек пота, стекающих со стоп Верховного Господа. Всем нам необычайно посчастливилось — сегодня мы воочию увидели Твои лотосоподобные стопы. О Господь, мы все — целиком вверившиеся Тебе души, мы все — Твои преданные. Будь же снисходителен и яви нам Свою неизъяснимую милость. Мы знаем, что преданные, которые неустанно служат Тебе, обретают освобождение и выходят из-под оскверняющего влияния материальных гун. Тогда они становятся достойными войти в царство Бога, в духовный мир.
Вознеся молитвы Господу Кришне, мудрецы хотели было проститься с царем Дхритараштрой и царем Юдхиштхирой и с их позволения удалиться в свои ашрамы. Но тут Васудева, отец Господа Кришны, величайший из всех, кто славится благочестием, приблизился к мудрецам и с искренним смирением склонился к их стопам.
— О великие мудрецы, — сказал Васудева, — вас почитают даже больше, чем полубогов. И я тоже приношу вам дань своего почитания. Я хочу обратиться к вам с просьбой, и вы, если пожелаете, можете исполнить ее. Вы даруете мне величайшее благо, если милостиво расскажете о высшей форме кармической деятельности, которая помогает изжить все последствия благих и греховных дел.
Старшим среди мудрецов был великий мудрец Нарада. Услышав просьбу Васудевы, он сказал:
— Досточтимые мудрецы, Васудева удостоился великой чести стать отцом Верховной Личности Бога, и, будучи в высшей степени добродетельным и безыскусным, он считает Кришну своим сыном. Поэтому неудивительно, что он спрашивает нас о том, что есть для него высшее благо. Чем больше знаешь, тем меньше ценишь: став отцом Кришны, Васудева уже не может взирать на Него с благоговейным трепетом. Зачастую люди, живущие на берегу Ганги, не сознают величие этой реки и отправляются в далекие края к святым местам, чтобы там совершить омовение. В присутствии Господа Кришны, который всегда обладает наивысшим знанием, Васудеве нет нужды спрашивать нашего совета. Знание, которым обладает Кришна, совершенно, и на него не воздействуют процессы творения, поддержания и уничтожения вселенной; оно подвластно только Господу — на него не влияют ни гуны материальной природы, ни время. Божественное тело Господа исполнено знания, которое никогда не оскверняется невежеством, гордыней, привязанностью, завистью или желанием материальных удовольствий. Его знание не подвластно законам кармы, определяющим последствия благочестивых или греховных дел, не подвластно оно и трем гунам материальной природы. На свете нет никого более великого, чем Господь, и нет никого равного Ему, ибо Он — верховный властелин, Личность Бога.
Обычные люди думают, что обусловленная душа, скрытая под покровом материальных чувств, ума и разума, равна Кришне. Но Господь Кришна подобен солнцу. Ни снег, ни туман, ни какая-нибудь планета во время затмения не могут закрыть солнце, даже если нам кажется, что солнце закрыто. Когда подобные явления происходят на глазах у на глазах у людей, не слишком разумных, они думают, что солнце невидимо. Точно так же те, кто идет на поводу у своих чувств, жаждущих материальных удовольствий, лишены возможности ясно видеть Верховную Личность Бога.
Затем, в присутствии Господа Кришны, Баларамы и многочисленных царей, мудрецы, исполняя просьбу Васудевы, дали ему наставления.
— Чтобы устранить последствия кармической деятельности и избавиться от желаний, побуждающих к такой деятельности, нужно с верой и преданностью поклоняться Господу Вишну, совершая ведические жертвоприношения. Господь Вишну — Тот, кто наслаждается плодами всех жертвоприношений. Великие святые и мудрецы, которые смотрят на мир глазами богооткровенных писаний и способны видеть прошлое, настоящее и будущее, единодушно утверждают, что очистить сердце от материальной скверны, достичь освобождения и вместе с ним обрести духовное блаженство можно только угождая Вишну. Они говорят, что для семейных людей из высших сословий (брахманов, кшатриев или вайшьев) единственно благой путь — это поклонение Верховной Личности Бога, Господу Вишну, которого также называют Пурушоттамой, изначальной личностью.
Все обусловленные души в материальном мире желают владеть дарами материальной природы и наслаждаться ими. Это желание глубоко укоренилось в их сердцах. В материальном мире каждый стремится разбогатеть и в полной мере наслаждаться жизнью, каждый хочет иметь жену, дом и детей, жить в довольстве и радости, а после смерти вознестись на райские планеты. Но подобные желания обрекают нас на рабство в материальном мире. Чтобы освободиться от этого рабства, мы должны пожертвовать всеми своими богатствами, приобретенными честным трудом, для того, чтобы угодить Господу Вишну.
Только служа Господу Вишну, можно искоренить все материальные желания. Поэтому человек, даже ведя семейную жизнь, должен обуздать свои чувства и избавиться от трех видов материальных желаний: желания копить материальные богатства, желания наслаждаться семейной жизнью с женой и детьми и желания вознестись на райские планеты. Со временем он должен отказаться от семейной жизни, дать обет отречения от мира и всецело посвятить себя преданному служению Господу. Каждый человек, даже тот, кто с рождения принадлежит к высшим сословиям — брахманов, кшатриев или вайшьев — безусловно находится в долгу у полубогов, мудрецов, предков и других живых существ. Чтобы расплатиться с этими долгами, он должен совершать жертвоприношения, изучать Веды и производить потомство так, как подобает благочестивому семьянину. Тот, кто даст обет отречения от мира, не расплатившись с этими долгами, непременно падет и окажется в аду. Досточтимый Васудева, сегодня ты отдал долги своим предкам и великим мудрецам. Теперь, совершив жертвоприношения, ты сможешь освободиться от своего долга полубогам и полностью предаться Верховной Личности Бога. О Васудева, в своих предыдущих жизнях ты, без сомнения, совершил много благочестивых дел. Иначе ты не смог бы стать отцом Кришны и Баларамы, каждый из которых — Верховная Личность Бога.
Выслушав мудрецов, добродетельный Васудева почтительно склонился к их лотосоподобным стопам. Снискав таким образом благосклонность мудрецов, он попросил их совершить жертвоприношения. Мудрецы, избранные жрецами, в свою очередь велели Васудеве собрать все необходимое для жертвоприношений, которые предстояло совершить в святом месте Курукшетре. Когда Васудева, следуя совету мудрецов, начал готовиться к жертвоприношениям, все Ядавы совершили омовение, надели красивые одежды, драгоценные украшения и гирлянды из цветов лотоса. Жены Васудевы, тоже нарядные, в дорогих украшениях и золотых ожерельях, приблизились к месту ягьи, неся жертвенные дары.
Когда все было готово, забили барабаны, зазвенели литавры, затрубили раковины, заиграли другие музыкальные инструменты. Искусные танцоры и танцовщицы начали танцевать, а суты и магадхи запели, вознося молитвы. Гандхарвы и их жены тоже пели сладостными голосами. Васудева подвел глаза сурьмой, умастил тело маслом, а затем вместе со своими восемнадцатью женами, старшей среди которых была Деваки, сел перед жрецами в ожидании очистительной церемонии — абхишека. Присутствуя на этой церемонии, которая проводилась в строгом соответствии с предписаниями шастр, Васудева был похож на месяц в окружении звезд. Поскольку Васудеве предстояло пройти обряд посвящения, он облачился в оленью шкуру, а его жены нарядились в очень красивые сари, надели серьги, браслеты, ожерелья, ножные колокольчики и другие украшения. Окруженный своими женами, Васудева был необыкновенно красив и в точности походил на царя небес, совершающего жертвоприношения.
Господь Кришна и Господь Баларама, Их жены, дети и родственники тоже находились на арене великого жертвоприношения. Верховный Господь присутствовал там вместе со всеми Своими энергиями и всеми живыми существами, ибо все они исходят от Него. Мы знаем из шастр, что у Господа Кришны великое множество энергий и неотъемлемых частиц, но те, кто находился на жертвенной арене могли сами убедиться, что Верховная Личность Бога всегда сосуществует со Своими разнообразными энергиями. Во время жертвоприношения Господь Кришна предстал в облике Господа Нараяны, а Господь Баларама — в облике Санкаршаны, Того, кто вмещает в себе всех живых существ.
Чтобы угодить Господу Вишну, Васудева совершил различные жертвоприношения — Джьотиштома, Дарша-пурнамаса и другие. Некоторые из этих жертвоприношений называются пракрита, другие — шаурья-сатра или вайкрита. Затем были совершены жертвоприношения агнихотра и принесены подобающие в таких случаях дары. Васудева сумел угодить Господу Вишну, а это — высшая цель жертвоприношений. Но в век Кали очень трудно собрать все необходимое для жертвоприношений. У людей нет возможности собрать то, что требуется, нет нужных знаний и навыков и нет желания совершать жертвоприношения. Поэтому в век Кали, когда большинство людей несчастливы, когда их гнетет тревога и на них постоянно обрушиваются беды, единственное рекомендуемое жертвоприношение — это санкиртана-ягья. Совершая его, люди смогут поклоняться Господу Чайтанье.
Завершив жертвоприношения, Васудева щедро одарил жрецов одеждами, украшениями, коровами, наделами земли и другими богатствами. Им также отдали молодых служанок. После этого жены Васудевы совершили омовение авабхритха и исполнили ту часть жертвенных обязанностей, которая известна как патни-самйаджа. Принеся необходимые жертвы, они все вместе совершили омовение в озерах, созданных Парашурамой и называемых Рама-храда. После того как Васудева и его жены совершили омовение, их одежды и украшения были подарены певцам, танцорам и другим менее важным участникам церемонии. Отсюда видно, что во время жертвоприношений следовало щедро раздавать пожертвования. В начале жертвоприношения одаривали жрецов и брахманов , а после завершения церемонии ее менее значительным участниками раздавали только что использованные одежды и украшения.
После того как одарили певцов и чтецов, Васудева и его жены, облаченные в новые одежды, в новых украшениях, устроили пышное пиршество для брахманов и других гостей (в тот день даже домашние собаки были накормлены досыта). Затем Васудева раздал богатые дары всем своим женам и детям, другим родственникам и друзьям, а также всем царям и представителям династий Видарбхи, Кошалы, Куру, Каши, Кекайи и Сриньджайи. Он щедро одарил жрецов, полубогов, людей, предков, духов и чаранов и воздал им подобающие почести. Затем все собравшиеся, с позволения Господа Кришны, супруга богини процветания, разъехались по домам, восхищаясь великолепием жертвоприношений, совершенных Васудевой.
Когда Дхритараштра, Видура, Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Бхишмадева, Дроначарья, Кунти, Накула, Сахадева, Нарада, Господь Вьясадева и многие