Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада

другие родственники уже были готовы отправиться в путь, они тепло обняли Ядавов, с горечью предчувствуя разлуку. Вскоре отбыли и многие другие из тех, кто присутствовал на жертвоприношении. Тогда Господь Кришна и Господь Баларама вместе с царем Уграсеной раздали щедрые дары жителям Вриндавана во главе с Махараджей Нандой, чтобы почтить и обрадовать их. Охваченные искренними дружескими чувствами, обитатели Вриндавана еще долго оставались на Курукшетре вместе с Ядавами.

Совершив жертвоприношения, Васудева был очень доволен, и радости его, казалось, не было предела. Вместе с ним находились все члены его семьи. В их присутствии он взял Махараджу Нанду за руки и обратился к нему с такими словами:

Дорогой брат, Верховный Господь создал великие узы — узы любви и привязанности. Я думаю, их трудно разорвать даже прославленным мудрецам и святым. Дорогой брат, я не мог достойно ответить на твою любовь и поэтому чувствую себя неблагодарным. Ты вел себя, как и подобает необычайно добродетельному человеку, и я никогда не смогу отблагодарить тебя. Мне нечем отблагодарить тебя за твою дружбу. Однако я уверен, что узы любви, связывающие нас, неразрывны. Наша дружба будет продолжаться вечно, хоть я не в силах отплатить тебе за все, что ты для меня сделал. Надеюсь, ты простишь меня за это.

Дорогой брат, долгое время я не мог служить тебе, как подобает другу, поскольку находился в заточении. Сейчас я богат и благоденствую, но богатство ослепило меня. Поэтому даже сейчас я не могу воздать тебе должное. Дорогой брат, ты так добр и благороден, что оказываешь уважение всем и не требуешь уважения к себе. Человек, радеющий о своем истинном благе, не должен стремиться к богатству, чтобы не ослепнуть и не возгордится, и конечно же, он должен всегда заботиться о своих друзьях и родственниках.

Говоря все это Махарадже Нанде, Васудева с большой признательностью думал о его дружбе и о том, как много добра сделал ему Нанда. На его глазах заблестели слезы, и он заплакал.

Махараджа Нанда хотел порадовать своего друга Васудеву, и, кроме того, он безмерно любил Господа Кришну и Балараму. Поэтому он остался в Курукшетре и провел с ними целых три месяца. В это время Ядавы старались всячески угодить жителям Вриндавана. Чтобы доставить удовольствие Махарадже Нанде и его спутникам, они дарили им одежды, украшения, другие ценности, и жители Вриндавана очень радовались их дарам. На прощание Васудева, Уграсена, Господь Кришна, Господь Баларама, Уддхава и другие представители династии Яду преподнесли Махарадже Нанде и жителям Вриндавана свои личные дары. Получив их, Махараджа Нанда вместе со своими спутниками отправился во Враджабхуми, Вриндаван. Но сердца обитателей Вриндавана остались с Кришной и Баларамой. Они не смогли взять свои сердца с собой и так и уехали во Вриндаван.

Когда Вришни увидели, что все их друзья и гости разъезжаются и заметили, что приближается пора дождей, они решили возвратиться в Двараку. Они были очень довольны и счастливы, ибо Кришна был для них всем. Вернувшись в Двараку, они с радостью рассказывали о жертвоприношениях, совершенных Васудевой, о своих встречах с друзьями и обо всем, что случилось с ними во время путешествия по святым местам.

На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается восемьдесят четвертая глава книги «Кришнаисточник вечной радости» под названием «Жертвоприношения, совершенные Васудевой».

ГЛАВА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТАЯ Господь Кришна дает Васудеве духовные наставления и возвращает Деваки ее погибших сыновей

По ведическому обычаю младшие члены семьи каждое утро почтительно приветствуют старших. Дети непременно должны выражать почтение родителям, а ученики — духовному наставнику. Соблюдая этот обычай, Господь Кришна и Баларама по утрам почтительно кланялись Своим родителям — Васудеве и Деваки. После того, как были завершены жертвоприношения в Курукшетре и все вернулись в Двараку, Господь Кришна и Баларама однажды утром пошли поклониться Васудеве, и Васудева, воспользовавшись случаем, воздал хвалу своим возвышенным сыновьям. О том, как могущественны Кришна и Баларама, Васудева узнал от великих мудрецов, которые присутствовали на жертвоприношении. Много раз он и сам мог убедиться, что Кришна и Баларама не обычные люди. Поэтому он поверил мудрецам, уверявшим, что и Кришна, и Баларама — Верховная Личность Бога.

С глубокой верой в Своих сыновей, он обратился к Ним с такими словами:

— О возлюбленный Кришна, Ты — сач-чид-ананда-виграха, Верховная Личность Бога. А Ты, о Баларама — Санкаршана, повелитель всех мистических сил. Отныне я знаю, что Вы вечны. Вы превыше материального космоса и его источника — Верховной Личности, Маха-Вишну. Вы изначально повелеваете всем сущим. Вы — опора материального космоса. Вы его создатели, и составляющие его первоэлементы. Вы властвуете над материальным миром, и в сущности этот мир создается только для Ваших лил.

Все, что возникает в материальном мире в любое время его существования — это тоже Вы, ибо Вы и причина, и следствие материального космоса. Все властители и подвластные в материальном мире — это тоже Вы, ибо Вы — Верховные божественные властители, стоящие над ними. Поэтому Вас нельзя воспринять материальными чувствами.

О Господь, Ты — Верховная Душа, нерожденная и неизменная. Ты не подвержен шести изменениям, которые претерпевает материальное тело. Это Ты создал чудесное многообразие материального мира и как Сверхдуша вошел во все сущее, даже в атомы. Ты — жизненная сила и высшее сознание всех живущих. Ты — хранитель мироздания.

Жизненная сила (основа существования всего) и извлекаемая из нее созидательная сила не могут действовать самостоятельно: в своих действиях они зависят от Тебя, Верховной Личности, стоящей за ними. Без Тебя они не способны действовать. Материальная энергия лишена сознания и не может действовать самостоятельно, не побуждаемая Тобой. Поскольку материальная природа зависит от Тебя, живые существа могут лишь пытаться действовать. Но без Твоего позволения они не способны ничего совершить и не способны достичь желаемых результатов.

О возлюбленный Господь, вся энергия исходит от Тебя. Свет луны, жар огня, лучи солнца, сияние звезд, вспышки молний — все, что кажется нам столь чудесным и величественным — незыблемость гор, сила и благоухание земли — все это Твои различные проявления. Чистый вкус воды, сама вода и жизненная сила, поддерживающая все живое, — это тоже Твои проявления, о Господь.

О возлюбленный Господь, на первый взгляд может показаться, что сила органов чувств, способность ума мыслить, чувствовать и желать, сила тела, его движения и его рост есть результат действия воздушных потоков внутри тела, но в конечном счете все это — проявления Твоей энергии. Необозримое космическое пространство покоится в Тебе. Звук, раздающийся в небе (гром), высший звук омкара и различные слова, предназначенные для того, чтобы отличать одну вещь от другой, все это Твои проявления. Чувства и те, кто ими управляет (полубоги), знание, обретаемое с помощью чувств, и сам предмет знания — все это Ты. Сила разума и острота памяти живого существа — это тоже Ты. Ты — ложное эго в гуне невежества, которое является причиной возникновения материального мира, Ты — эго в гуне страсти, порождающее органы чувств, и Ты — эго в благости, дающее начало богам, которые управляют материальным миром. Ты — иллюзорная энергия, майя, которая заставляет обусловленную душу беспрестанно переселяться из одного тела в другое.

О возлюбленный Господь, Верховная Личность Бога, Ты — изначальная причина всех причин, подобно тому как стихия земли — изначальная причина возникновения различных видов деревьев, растений и т.д. Подобно тому как первоэлемент земли присутствует во всем, Ты в облике Сверхдуши пронизываешь весь материальный космос. Ты — верховная причина всех причин, вечная основа бытия. Все сущее есть проявление Твоей единой энергии. Три гуны материальной природы — саттва, раджас и тамас — и результаты их взаимодействия связаны с Тобой посредством йогамайи. Кажется, что материальные гуны действуют независимо, но в действительности вся материальная энергия покоится на Тебе, Сверхдуше. Поскольку Ты — высшая причина всего сущего, Ты не подвержен изменениям, которые затрагивают все в материальном мире: рождению, росту, существованию, размножению, увяданию и уничтожению. Твоя высшая энергия — йогамайя — действует во всем, но поскольку йогамайя — Твоя энергия, значит Ты тоже присутствуешь во всем сущем.

Это замечательно объяснено в девятой главе «Бхагавад-гиты», где Господь говорит: «В Своей безличностной ипостаси Я пронизываю всю материальную энергию. Все существа пребывают во Мне, но Меня Самого в них нет». То же самое говорит Васудева. То, что Господь не присутствует во всем, означает, что Он стоит в стороне от всего, хотя Его энергия действует повсюду. Это можно пояснить простым примером. На большом предприятии во всем проявляются энергия и организаторские способности его владельца, но это не означает, что владелец везде присутствует сам. Хотя во всех отделах и цехах служащие и рабочие ощущают присутствие владельца, он присутствует там лишь формально. Всюду действует его энергия. Точно так же вездесущность Верховной Личности Бога ощущается в действии Его энергий. Поэтому философия непостижимого одновременного единства и различия всего сущего и Верховного Господа находит свое подтверждение повсюду. Господь един, но Его энергии многочисленны и разнообразны.

Васудева сказал:

Материальный мир подобен бурной реке. Ее волны — три гуны материальной природы: благость, страсть и невежество. Материальное тело, а также органы чувств живого существа, его способность мыслить, чувствовать и желать, горе, счастье, привязанность и вожделение — все это продукты трех гун природы. О Господь! Глупец, не способный осознать, что Ты трансцендентен и не подвержен воздействию материальных гун, все больше запутывается в сетях кармической деятельности, лишенный возможности вырваться из круговорота рождений и смертей.

О том же самом, хотя и другими словами, Господь говорит в четвертой главе «Бхагавад-гиты». Там сказано, что каждый, кто познал истину о явлении и деяниях Верховного Господа, Кришны, освобождается из тенет материальной природы и возвращается домой, к Богу. Поэтому божественное имя, облик, деяния и качества Кришны не могут быть продуктами материальной природы.

— О возлюбленный Господь, — продолжал Васудева, — если обусловленная душа, несмотря на присущие ей недостатки, тем или иным образом приобщится к преданному служению, она получит тело цивилизованного человека с развитым сознанием и сможет продолжать совершенствоваться в преданном служении. Однако, пребывая во власти иллюзорной внешней энергии, большинство людей не используют этого преимущества человеческой формы жизни. Таким образом они упускают возможность навсегда освободиться из материального плена и сводят на нет все, чего достигли в течение тысяч жизней.

Человек, который под влиянием ложного эго отождествляет себя с собственным телом, очень привязан к своим детям и родственникам. Таким образом все обусловленные существа оказываются в плену у иллюзорных родственных отношений и ложных привязанностей. Все в этом мире находятся во власти ложных представлений

Скачать:TXTPDF

. Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада Кришна читать, . Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада Кришна читать бесплатно, . Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада Кришна читать онлайн