Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Кришна. Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада

движении материальной природы. Завеса йогамайи не застилает глаз Твоему преданному, о Господь, — она застилает глаза лишь тем, кто не предан Тебе. Непреданный не видит Тебя, подобно тому как человек не видит солнце, когда небо затянуто тучами. Тот же, кто поднялся выше туч, видит солнце во всем его ослепительном блеске.

О Господь, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Мой возлюбленный, лучезарный Господь, я — Твой вечный слуга. Прошу, скажи, что я могу для Тебя сделать? Душа, покрытая материальной скверной, подвергается тройственным страданиям до тех пор, пока Ты не предстанешь перед ней. Но как только она обретет сознание Кришны и сможет лицезреть Тебя, все горести материальной жизни тут же исчезают.

Верховная Личность Бога, Кришна, безмерно любит Своих преданных. Выслушав молитвы Шрутадевы, исполненные чистой преданности, Господь был очень доволен. Он тут же взял брахмана за руки и сказал:

— Мой дорогой Шрутадева, эти великие мудрецы, брахманы и святые оказали тебе большую милость, посетив твой дом. Тебе выпало великое счастье. Эти мудрецы милостиво путешествуют со Мной, и куда бы они ни пришли, священная пыль из-под их стоп очищает и одухотворяет все вокруг. Обычно люди почитают Бога в храмах или путешествуют по местам паломничества, поклоняясь святыням, и постепеннно очищаются от материальной скверны. Но великие мудрецы и святые столь могущественны, что при одном лишь взгляде на них человек тотчас освобождается от осквернения.

Более того, и паломничество по святым местам, и почитание полубогов обретают очистительную силу по милости святых. Только присутствие святых людей освящает места паломничества. Дорогой Шрутадева, родившись брахманом, человек сразу становится наилучшим из людей. И если такой брахман, черпая удовлетворение в себе, занимается подвижничеством, изучает Веды и преданно служит Мне, как повелевает долг брахмана, иными словами, если брахман становится вайшнавом, то какого величия он достигает! Даже Мое воплощение, четырехрукий Нараяна, не столь приятен и дорог Мне, как брахман, который стал вайшнавом. Само слово брахман означает «познавший Веды». Брахманвместилище совершенного знания, а Я — вместилище всех богов. Люди не слишком разумные не способны постичь Меня. Не могут они понять и того, как могущественны брахманы-вайшнавы. Такие люди находятся во власти трех материальных гун и потому осмеливаются осуждать Меня и Моих чистых преданных. Брахман-вайшнав или преданный, обладающий брахманическими качествами, постигает Меня в своем сердце и ясно видит, что материальный космос и все, что в нем есть, — это порождение разнообразных энергий Верховного Господа. Он имеет ясное представление обо всей материальной природе и о совокупной материальной энергии, поэтому во всем происходящем такой преданный видит только Меня.

Дорогой Шрутадева, считай всех этих великих святых, брахманов и мудрецов Моими истинными представителями. С глубокой верой почитая их, ты будешь еще ревностнее почитать Меня. Я ценю поклонение Моим преданным выше, чем поклонение Самому Себе. Если кто-то станет поклоняться непосредственно Мне, не почитая Моих преданных, Я не приму такого поклонения, каким бы пышным оно ни было.

Брахман Шрутадева и царь Митхилы, следуя наставлениям Господа, с одинаковым почтением приняли Кришну и Его спутников — великих мудрецов и святых брахманов. И брахман , и царь в конце концов достигли высшей цели и вознеслись в духовный мир. Преданный не знает никого, кроме Господа Кришны, и Господь Кришна никого не любит так, как своих преданных. Когда Господь Кришна гостил в Митхиле, Он находился одновременно в доме брахмана Шрутадевы и во дворце царя Бахулашвы. Щедро одарив их Своими духовными наставлениями, он возвратился в Свою столицу Двараку.

Мы видим, что Господь был одинаково милостив к царю Бахулашве и брахману Шрутадеве, поскольку оба они были чистыми преданными. Только став чистым преданным, можно получить признание Верховной Личности Бога. В наши дни многие незаслуженно гордятся своей принадлежностью к семьям кшатриев или брахманов, только потому что они родились в этих семьях. Но в писаниях сказано: калау шудра-самбхавах: «В Кали-югу все рождаются шудрами «. Причина в том, что в век Кали никто не проходит через очистительные обряды, самскары, которые должны проводиться со дня зачатия в лоне матери и до смерти. В наше время никто не может быть причислен к тому или иному сословию, особенно к высшим сословиям — брахманов, кшатриев или вайшьев — только по праву рождения. Если человек не прошел через очистительный обряд гарбхадхана-самскара, предшествующий зачатию, он сразу же попадает в сословие шудр, ибо только шудры не проходят обряда очищения. Только шудры и животные зачинают детей, не следуя очистительному методу сознания Кришны. Сознание Кришны — самый лучший из всех методов очищения. С помощью этого метода каждый может стать вайшнавом, обладающим всеми достоинствами брахмана. Вайшнавов учат воздерживаться от четырех грехов: недозволенных половых отношений, употребления одурманивающих средств, азартных игр и мясоедения. Не выполнив этих предварительных условий, нельзя достичь уровня брахмана, а не став истинным брахманом , нельзя стать чистым преданным Верховной Личности Бога.

На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается восемьдесят шестая глава книги «Кришнаисточник вечной радости» под названием «Похищение Субхадры и посещение Господом Кришной Шрутадевы и Бахулашвы» .

ГЛАВА ВОСЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ Молитвы Олицетворенных Вед

Царь Парикшит задал Шукадеве Госвами вопрос, очень важный для духовного самопознания.

Поскольку Веды главным образом описывают то, что связано с тремя гунами материальной природы, — спросил он, — то как могут они описать духовную реальность, недосягаемую для трех материальных гун? Поскольку ум материален и звуки, из которых состоят слова, тоже материальны, то каким образом ведическое знание, выражающее материальными звуками мысли материального ума, может обратиться к духовной сфере? Описывая что-либо, необходимо назвать его источник, качества и возможности. Описать что-либо можно только с помощью материального ума и материальных слов. В Брахмане, Абсолютной Истине, нет материальных качеств, но наша речь целиком основана на них. Каким же образом твои слова могут объяснить Брахман, Абсолютную истину? Можно ли постичь трансцендентное, если описывать его словами, состоящими из материальных звуков?

Царь Парикшит задал Шукадеве Госвами этот вопрос, чтобы узнать, какой — безличностной или личностной — в конечном счете, описывают Веды Абсолютную Истину. Абсолютную Истину постигают в трех ипостасях: как безличностный Брахман, как Параматму, пребывающую в сердце каждого, и наконец, как Верховную Личность Бога, Кришну.

Веды рассматривают три вида деятельности. Первый вид — это карма-канда, то есть деятельность, основанная на предписаниях Вед. Занимаясь ею, человек постепенно очищается и осознает свою истинную природу. Второй вид деятельности — гьяна-канда, умозрительное постижение Абсолютной Истины. И третий вид — упасана-канда, поклонение Верховной Личности Бога, а иногда и полубогам. Веды рекомендуют поклоняться полубогам, помня о том, что они связаны с Верховной Личностью Бога. У Верховного Господа множество неотъемлемых частей. Одни из них — это свамши, исходящие от Самого Господа, а другие — вибхиннамши, или живые существа. И свамши, и вибхиннамши — эманации изначальной Личности Бога. Эманации свамша составляют вишну-таттву, а эманации вибхиннамша — джива-таттву. Полубоги относятся к джива-таттве. Обусловленные души приходят в материальный мир для того, чтобы наслаждаться жизнью. Как сказано в «Бхагавад-гите», чтобы упорядочить деятельность тех, кто жаждет удовольствий, им иногда рекомендуют поклоняться полубогам. Так, людям, пристрастившимся к мясу, Веды советуют поклоняться богине Кали. Они должны, следуя предписаниям карма-канды, принести в жертву богине козу (но не другое животное), и только после этого им разрешается есть мясо. Такие обряды рекомендуют не для того, чтобы поощрить мясоедение, а для того, чтобы ограничить тех, кто пристрастен к мясу. Поклонение полубогам не является поклонением Абсолютной Истине. Но почитая полубогов, человек косвенно почитает Верховного Господа и может постепенно признать Его.

В «Бхагавад-гите» такое косвенное признание Верховной Личности Бога называется авидхи. Авидхи означает «неправомерным». Поклонение полубогам является неправомерным, поэтому имперсоналисты провозглашают главенство безличностной ипостаси Абсолютной Истины. Царь Парикшит спросил: какова конечная цель ведического знания — постижение безличностного Брахмана или постижение Абсолютной Истины в Ее личностной ипостаси? Ведь обе эти ипостаси Верховного Господа не доступны восприятию материальных чувств. Безличностная ипостась Абсолюта, сияние Брахмана — это лишь лучи, исходящие от тела Кришны. Они распространяются по всему творению Господа, и та их часть, которая застлана материальным облаком, называется материальным миром, царством трех материальных гун: саттвы, раджаса и тамаса. Как же могут люди, находящиеся в материальном мире, постичь Абсолютную Истину умозрительным путем?

Отвечая на вопрос царя Парикшита, Шукадева Госвами сказал, что Верховный Господь создал ум, чувства и жизненную силу и наделил ими живых существ, чтобы те могли удовлетворять потребности своих чувств, переселяться из одного тела в другое и в конечном счете освободиться из материального плена. Иными словами, мы можем использовать чувства, ум и жизненную силу либо для того, чтобы наслаждаться жизнью и менять материальные тела, либо для того, чтобы достичь освобождения. Следуя предписаниям Вед, обусловленные души могут в допустимой мере удовлетворять потребности своих чувств и таким образом достичь более высокого уровня бытия. В конечном итоге, когда сознание обусловленной души полностью очистится, она обретет свое изначальное положение и вернется домой, к Богу.

Живые существа наделены разумом. С помощью разума они должны управлять умом и чувствами. Когда обусловленная душа правильно использует свой разум, ее ум и чувства очищаются и она достигает освобождения. Если же она использует разум не для того, чтобы обуздать ум и чувства, то в тщетной погоне за удовольствиями продолжает менять материальные тела. Кроме того, Шукадева Госвами ясно сказал, что Господь создал ум, чувства и разум, которыми обладают живые существа, но не самих живых существ. Живые существа всегда принадлежат Верховной Личности Бога, подобно тому как сверкающие частицы солнечных лучей всегда принадлежат солнцу. Солнечные лучи иногда застилает облако, созданное самим же солнцем. Точно так же обусловленные души, вечные неотъемлемые частицы Верховной Личности Бога, иногда застилаются облаком материальных представлений о жизни и погружаются во тьму невежества. Предназначение Вед — рассеять эту тьму. Когда ум и чувства обусловленного существа полностью очищаются от скверны, оно обретает свое изначальное сознание, то есть сознание Кришны, и таким образом достигает освобождения.

В первом же афоризме «Веданта-сутры» задается вопрос об Абсолютной Истине: атхато брахма-джиджнаса — Какова природа Абсолютной Истины? Ответ на этот вопрос дается в следующей сутре: Абсолютная Истинаисточник всего сущего. Все, с чем мы имеем дело, даже в материальной жизни, исходит от Абсолютной Истины. Абсолютная Истина создала ум, чувства и разум, значит, и Сама Она обладает ими. Другими словами, Она не безличностна. Само слово «создала» означает, что Абсолютная Истина обладает трансцендентным разумом. Когда ребенок рождается, он наделен органами чувств, поскольку ими наделен его отец. Ребенок рождается с руками и ногами, потому

Скачать:TXTPDF

. Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада Кришна читать, . Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада Кришна читать бесплатно, . Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения). Бхактиведанта Свами Прабхупада Кришна читать онлайн