«Оставь все и целиком предайся Мне». Метод, позволяющий постичь Верховную Личность Бога, доступен каждому, но живое существо само выбирает, принять или отвергнуть его. В последней главе «Бхагавад-гиты» Господь Кришна прямо говорит Арджуне: «О Арджуна, Я рассказал тебе обо всем. Теперь ты сам можешь сделать выбор». Живые существа, пришедшие в материальный мир, тоже сделали свой выбор, пожелав наслаждаться жизнью в этом мире. Кришна не посылал их в материальный мир. Этот мир был создан для того, чтобы живые существа, пожелавшие отречься от вечного служения Господу и занять место верховного наслаждающегося, могли исполнить свое желание. Согласно философии вайшнавов, когда живое существо желает удовлетворять потребности своих чувств и забывает о служении Господу, ему предоставляется место в материальном мире. Здесь оно действует в соответствии со своими желаниями и таким образом создает для себя условия жизни, в которых либо наслаждается, либо страдает. Мы должны твердо знать, что и Господь, и живые существа всегда обладают сознанием. Ни для Господа, ни для живых существ нет ни смерти, ни рождения. Не следует думать, что вместе с материальным миром создаются и живые существа. Господь создает материальный мир для того, чтобы обусловленные души могли возвыситься и развить в себе сознание Кришны. Если обусловленная душа не использует эту возможность, то после разрушения материального мира она погружается в тело Нараяны и пребывает там в глубоком сне до тех пор, пока материальный мир не будет воссоздан вновь.
Тут уместно привести пример с сезоном дождей. Дожди, выпадающие в эту пору, обладают животворящей силой: они увлажняют поля и способствуют росту трав и других растений. Когда Господь, творя мироздание, бросает взгляд на материальную природу, живые существа тут же появляются на свет в различных формах жизни, подобно тому как травы растут после дождя. Дождь один, но он способствует появлению разных растений. Дождь равномерно выпадает на все поле, но разные растения имеют разные формы и размеры, поскольку вырастают из разных семян. Также различны и семена наших желаний. У каждого живого существа свое желание, и это желание становится тем семенем, из которого «вырастает» тело определенного типа. В этой связи Рупа Госвами употребляет слово папа-биджа. Папа означает «греховный». Все наши материальные желания следует считать папа-биджа, семенами греховных желаний. Согласно «Бхагавад-гите», наш грех состоит в том, что мы не хотим предаться Верховному Господу. В «Бхагавад-гите» Господь говорит: «Я огражу вас от последствий ваших греховных желаний». Из-за своих греховных желаний мы получаем различные материальные тела, поэтому никто не вправе обвинять Верховного Господа в том, что Он из пристрастия дает живым существам разные типы тел. Все тела, принадлежащие к 8 400 000 формам жизни, создаются в соответствии с умонастроением живых существ. Верховная Личность Бога, Пурушоттама, только дает им возможность поступать согласно их желаниям. И, пользуясь этой возможностью, живые существа действуют в материальном мире.
Живые существа изошли от божественного тела Господа. Эта связь между Господом и живыми существами объясняется в Ведах. Там сказано, что Верховный Господь поддерживает всех Своих детей, давая им то, чего они желают. Господь говорит в «Бхагавад-гите»: «Я — отец всех живых существ». Понять это совсем нетрудно: отец производит на свет детей, но дети поступают согласно своим желаниям. Поэтому отец не может отвечать за то, что жизнь его детей складывается по-разному. Каждый ребенок имеет возможность пользоваться наставлениями отца и принадлежащей ему собственностью, но, хотя все дети получают одинаковую долю наследства и одинаковые наставления, они, обладая разными желаниями, по-разному строят свою жизнь, и в соответствии с этим или радуются, или страдают.
Точно так же наставления «Бхагавад-гиты» одинаковы для всех: все должны предаться Верховному Господу, и Он позаботится о каждом и защитит каждого от последствий его грехов. В мире, сотворенном Господом, каждому дается все необходимое для жизни. Все, что есть на земле, в воде или в небе, предоставляется в распоряжение всех живых существ. Поскольку все живые существа — дети Верховного Господа, каждый из них может пользоваться теми благами, которые дает Господь. Но, к несчастью, живые существа, враждуя между собой, делают условия своей жизни неблагоприятными. Ответственность за это лежит на живых существах, а не на Верховной Личности Бога. Если живые существа, следуя наставлениям, которые Господь дает в «Бхагавад-гите», будут развивать в себе сознание Кришны, они достигнут совершенства и вернутся домой, к Богу.
Нам могут возразить, что Господь ответственен за состояние материального мира, ибо Он — его творец. Конечно, Господь несет косвенную ответственность за создание и сохранение материального мира, но Он ни в коей мере не отвечает за то, что живые существа попадают в разные условия жизни. Господь создает материальный мир подобно тому, как туча создает растительный покров. В пору дождей туча вызывает к жизни разные виды растений. Туча изливает воду на поверхность земли, но сама никогда ее не касается. Точно так же Господь творит мироздание, окидывая взглядом материальную энергию. Это подтверждается в Ведах: «Он обратил Свой взгляд на материальную природу, и так был сотворен материальный мир». В «Бхагавад-гите» также сказано, что Господь, окидывая Своим божественным взглядом материальную природу, помещает в ее лоно различных существ, движущихся и неподвижных, одушевленных и неодушевленных.
Создание материального мира — одна из лил Верховного Господа, поскольку Господь творит материальный мир, когда пожелает. В этом желании Верховного Господа проявляется Его величайшее милосердие, поскольку, создавая материальный мир, Он дает обусловленным душам еще одну возможность возродить свое изначальное сознание и вернуться к Богу. Поэтому никто не вправе упрекать Верховного Господа за то, что Он сотворил материальный мир.
Из того, о чем говорилось в этой главе, мы получаем ясное представление о разнице между имперсоналистами и персоналистами. Имперсоналисты призывают к слиянию с бытием Всевышнего, а приверженцы философии войдизма рекомендует свести все существующее многообразие к пустоте. Обе эти философии известны как майявада. Безусловно, материальный космос подвергается разрушению и опустошается, и тогда живые существа погружаются в тело Нараяны, чтобы покоиться там до тех пор, пока материальный мир не будет сотворен вновь. Такое состояние живых существ можно назвать безличностным бытием, но оно не будет длиться вечно. Материальный мир опустошается не навсегда, поскольку затем он создается вновь, и живые существа, слившиеся с телом Всевышнего и не развившие в себе сознание Кришны, вновь появляются на свет в материальном мире. В «Бхагавад-гите» также сказано, что материальный мир вновь и вновь создается и уничтожается и обусловленные души, лишенные сознания Кришны, вновь и вновь возвращаются в материальный мир. Если живые существа воспользуются предоставленной им возможностью и, следуя наставлениям Самого Господа, разовьют в себе сознание Кришны, они перенесутся в духовное царство и им уже не придется возвращаться в материальный мир. Войдистов и имперсоналистов называют неразумными, поскольку они не ищут прибежища у лотосоподобных стоп Господа. Будучи неразумными, приверженцы имперсонализма и войдизма подвергают себя аскезе либо для того, чтобы достичь нирваны, то есть прекратить материальное бытие, либо для того, чтобы сравняться с Богом, погрузившись в Его тело. Однако все они снова возвращаются в материальный мир, поскольку пренебрегают лотосоподобными стопами Господа.
Кришнадаса Кавираджа Госвами, автор «Чайтанья-чаритамриты», изучив все ведические писания и выслушав всех знатоков Вед, пришел к заключению, что Кришна — единственный верховный властелин, а все живые существа — Его вечные слуги. Подтверждение этому мы находим и в молитвах Олицетворенных Вед. Отсюда следует, что все живые существа подвластны Верховной Личности Бога, все служат воле Верховного Господа и трепещут в страхе перед Всевышним. Из страха перед Ним все надлежащим образом исполняют свои обязанности. Живые существа подвластны Верховному Господу, но Сам Господь ни к кому не питает пристрастия. Он подобен безграничному небу. Живые существа подобны искрам огня или птицам, летающим в безграничном небе Верховного Господа. Одни летают очень высоко, другие — ниже, третьи — еще ниже. Высота полета зависит от их сил и возможностей, небо же не имеет к этому никакого отношения. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что Он помещает живых существ в разные условия жизни, в зависимости от того, насколько они вверяются Ему. Но это отнюдь не говорит о Его пристрастии. Живые существа, какими бы телами они ни обладали и где бы ни оказались, всегда подвластны Верховной Личности Бога, и все же Господь не несет ответственности за то, что они находятся в разных условиях жизни. Поэтому глупо и противоестественно считать себя равным Верховному Господу и еще более глупо полагать, что ты никогда не видел Бога. Каждый видит Бога в меру своих возможностей, разница лишь в том, что верующий видит Бога как Верховную Личность, своего возлюбленного Кришну, а перед неверующим Абсолютная Истина предстает в облике неотвратимой смерти.
Олицетворенные Веды продолжали возносить Господу молитвы.
— О Господь, — говорили они, — во всех Ведических писаниях утверждается, что Ты — верховный всеправитель, и все живые существа подвластны Тебе. И Господа, и живых существ называют нитья, вечными, поэтому они качественно неотличны друг от друга. Однако единственный нитья, Верховный Господь — всеправитель, а многочисленные нитьи находятся у Него в подчинении. Подчиненное Господу индивидуальное живое существо пребывает в материальном теле, и там же в облике Сверхдуши пребывает Верховный Господь. Но Сверхдуша повелевает индивидуальной душой. Так утверждают Веды. Если бы индивидуальная душа не была подвластна Сверхдуше, то каким образом можно было бы объяснить утверждение Вед о том, что живое существо переселяется из тела в тело, наслаждается или страдает, пожиная плоды прошлых дел и поступков, попадает в высшие или в низшие формы жизни? Обусловленные души подвластны не только Верховному Господу, но и материальной природе. То, что живые существа подвластны Верховному Господу, доказывает, что Сверхдуша вездесуща, а индивидуальные души нет. Если бы индивидуальные души были вездесущими, они не могли бы находиться под чьей-либо властью. Поэтому представления о равенстве Сверхдуши и индивидуальной души могут родиться лишь в оскверненном уме и с ними не согласится ни один разумный человек. Разумный человек скорее попытается понять различие между вечным верховным существом и вечными подчиненными существами.
Олицетворенные Веды сказали:
— О Господь, Ты — безграничное вечное существо (дхрува), а живые существа ограничены, хотя и вечны по своей природе. Тело безграничного вечного существа иногда представляют как вселенское тело. Тело ограниченного живого существа подробно описано в Упанишадах. Там сказано, что изначальное, духовное тело живого существа по своим размерам столь же мало, как одна десятитысячная часть волоса. Там также сказано, что дух больше величайшего и меньше мельчайшего. Индивидуальные живые существа, вечные неотъемлемые частицы Бога, меньше мельчайшего. Нашими материальными